- Государственное регулирование природопользования
- Необходимость и назначение государственного регулирования природопользования
- Содержание государственного регулирования природопользования
- Место государственного мониторинга окружающей среды в системе государственного регулирования природопользования
- Методы государственного регулирования природопользования
- 101. Цели, задачи и инструменты государственного регулирования природопользования.
- 102. Цели, задачи и принципы государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование природопользования
Государственное регулирование природопользования – это направление государственной политики, призванное обеспечивать эффективное и рациональное использование окружающей среды, ее охрану в соответствии с рядом принципов правовой защиты и регулирования данной сферы экономики.
Необходимость и назначение государственного регулирования природопользования
Современное общество не может функционировать без осуществления использования благ природы. При этом любая экономическая система стремится к максимально эффективному использованию природных ресурсов, невзирая на тот вред, который она может нанести окружающей среде за счет своих действий. Нивелировать эту отрицательную черту экономических субъектов призвано государственное регулирование природопользования.
Воздействие человека на природную среду в процессе осуществления хозяйственной деятельности влечет экологические последствия. Между экономическим и экологическим благополучием существует тесная взаимосвязь.
Государство в настоящее время уделяет значительное внимание системе государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Возникновение эколого-экономических проблем способно оказывать влияние на эффективность функционирования всех хозяйствующих субъектов, а также условия жизнедеятельности каждого отдельного человека.
Государственное регулирование природопользования выступает в виде отдельного направления общегосударственной политики управления экономикой.
Содержание государственного регулирования природопользования
Система государственного регулирования природопользования включается в свой состав ряд элементов и действий, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, разработка и утверждение экологической политики государства;
- во-вторых, выработка стратегии природопользования;
- в-третьих, отбор методов государственного регулирования природопользования;
- в-четвертых, создание нормативно-правовой базы управления природопользованием;
- в-пятых, создание инфраструктуры, направленной на формирование условий для регулирования природопользования.
Система государственного регулирования природопользования применяет ряд инструментов для своего эффективного функционирования, к числу которых относят: систему управления взаимодействием человека и природы, правовую защиту прав физических и юридических лиц в сфере экологии, квотирование использования природных ресурсов, платность использования природных ресурсов и так далее.
Государственное регулирование природопользования призвано выполнять следующие функции:
- формирование системы органов государственного управления природопользованием и обеспечение координации их функционирования;
- управление ресурсами природы;
- осуществление планирования охраны и оптимизации окружающей среды;
- осуществление экологического нормирования;
- осуществление оценочной деятельности по результатам воздействия хозяйствующих субъектов и физических лиц на природную среду;
- проведение экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации, экологического аудирования, экологического мониторинга, экологического контроля;
- организация экологического воспитания и образования и так далее.
Место государственного мониторинга окружающей среды в системе государственного регулирования природопользования
Государственное регулирование природопользования предполагает осуществление регулярного государственного мониторинга окружающей среды. Под государственным мониторингом окружающей среды понимают систему наблюдений долгосрочного характера, призванную оценивать и прогнозировать состояние природной среды в будущем, а также предвидеть ее изменения.
В Российской Федерации функционирует Государственная служба, призванная осуществлять мониторинг окружающей среды. Цель функционирования этой службы состоит в наблюдении за процессами природной среды физического, химического, биологического характера. Также эта служба отслеживает загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов, почвы, последствия влияния загрязнений на животный и растительный мир. Данная служба призвана информировать граждан и хозяйствующих субъектов о состоянии окружающей среды и прогнозах относительно его динамики.
Система государственного мониторинга окружающей среды включает в свой состав различные органы государственного управления исполнительного характера, уполномоченные на осуществление охраны окружающей среды на различных территориях и пространствах, в том числе в космосе.
Методы государственного регулирования природопользования
Система методов государственного регулирования природопользования включают:
- во-первых, экологическое нормирование, суть которого состоит в установлении специализированными органами государственного управления экологических нормативов в сфере охраны природной среды и природных ресурсов. Данный метод применяется для определения пределов допустимого воздействия на среду в результате хозяйственной деятельности;
- во-вторых, экологическая стандартизация, суть которой сводится к установлению характеристик, правил и норм рационального природопользования и охраны окружающей среды. Экологические стандарты устанавливают требования к новым технологиям, технике, материалам, веществам и другим продуктам, способным оказывать негативное влияние на природную среду;
- в-третьих, экологическая экспертиза, суть которой сводится к оценке соответствию осуществляемой деятельности требованиям и стандартам экологической безопасности;
- в-четвертых, экологическое лицензирование, суть которого сводится к выдаче лицензий уполномоченными органами государственного управления для осуществления природопользования и иных работ, способных оказать воздействие на природную среду.
Источник
101. Цели, задачи и инструменты государственного регулирования природопользования.
Природопользование – деятельность, связанная с извлечением полезных свойств природной среды и использованием их для удовлетворения различных интересов человека.
Целями экологической политики РФ в области охраны окружающей среды и рационального природопользования являются:
1.последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при кот полностью учитывается эколог и природно-географические условия территорий;
2.последовательное достижение на каждой территории качества среды обитания, отвечающего принятым санитарно-гигиеническим нормам в системе ее оценок, кот учитывало генетическое здоровье населения;
3.восстановление и сохранение биосферного равновесия на локальном, региональном и глобальном уровнях, а также генетического фонда животного и растительного мира;
4.рациональное использование всего природно-ресурсного потенциала РФ.
Основной задачей гос регулирования природопользования является обеспечение научно обоснованного соотношения экологических и экономических интересов общества, а также создание необходимых гарантий для реализации и защиты прав человека, на чистую, здоровую и благоприятную для его жизни природную среду.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 (в ред.от 22.08.2004) предусмотрена система мер по экономическому регулированию в области охраны окружающей среды. Она вкл следующие методы и инструменты регулирования: 1.Разработку:гос прогнозов соц-эк развития на основе экологических прогнозов;федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения вреда окружающей среде.
2.Установление:платы за негативное воздейстиве на окружающую среду;лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ;
3.Проведение экономической оценки:природных объектов;воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
4.Предоставлние налоговых и иных льгот при внедрении эффективных мер по охране окружающей среды;
5.Поддержку предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды;
6.Возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде и др.
102. Цели, задачи и принципы государственного регулирования экономики.
ГРЭ–это система мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, осуществляемых правомочными, государственными учреждениями и общественными орг-циями в целях экономической и социальной стабильности и приспособления социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.Цель — выравнивание экономического цикла — направлена на объект, т.е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структур хозяйства — на секторальную, отраслевую и региональную структуры; улучшение окружающей среды — на окружающую среду и т.д.Конкретные частные цели могут услужить опосредующими для достижения других, более высоких для данного текущего момента целей. Конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д.Положение отдельных целей в дереве целей ГРЭ нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из него, в узком конкретном смысле — оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются первичной. В условиях длительного дефицита платежного баланса, роста внешней задолженности, уменьшения валютных резервов на первый план выступает первичная цель — оздоровление платежного баланса и подчиненные ей цели — привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности на мировых рынках.Главная задача ГРЭ – создание определенных условий для обеспечения нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей. Основные функции ГРЭ: разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства; определение приоритетов макроэкономической политики; обеспечение условий эффективного функционирования рынка; решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает. Задачи ГРЭ: 1) совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов. 2) Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций 3) Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности 4) Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционныой и научно-технической политики. 5) Создание благоприятных условий для накопления капитала. 6) Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе. 7) Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил 8) Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках. 9)Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы. 10) Обеспечение национальной безопасности и др.
ГРЭ базируется на следующих принципах: 1) при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации эк-ки. Гос-во должно финансировать только те соц-но значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыльности); 2) гос.предпринимательство должно помогать развитию частного бизнеса; 3) гос.финансовая, кредитная и налоговая пол-ка должна способствовать эк.росту и соц.стабильности; 4) гос.вмешательство в рыночные процессы тем эф-нее, чем в более «рыночную» форму оно облечено; 5) особую значимость гос.рег-е приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгос.эк. отношений.
Источник