Государственные природные заповедники краткая характеристика

49.Правовой режим государственных природных заповедников и государственных природных заказников.

Государственные природные заповедники— это полностью изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образ­цы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности.

Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает соответствующее По­ложение о ней.

Являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения.

Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса заповедника, законодательство предусматривает широкий ряд мер. В частности, в этих целях на прилегающих к его территории участках земли и водного пространства Правительством РФ создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования. На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам. Такие задачи определяются положением о заповеднике.

В принципе запрещается нахождение в заповеднике лиц, не имеющих к нему отношения. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

На территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

— сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

— поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

— предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

— осуществление экологического мониторинга;

— выполнение научно-исследовательских задач;

— ведение эколого-просветительской работы;

— осуществление контрольно-надзорных функций (ст. 9 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Особую разновидность государственных природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, к территории государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Читайте также:  Волгоградской области какая природная зона

Государственные природные заказники — это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ст. 22 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Государственные природные заказники предназначены для сохранения одних природных объектов или воспроизводства природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других. При этом территории, на которых расположены заказники, могут не изыматься у собственников, владельцев и пользователей земельных участков в отличие от территорий заповедников и национальных парков. Вместе с тем указанные субъекты прав на земельные участки, находящиеся в границах заказников, обязаны соблюдать установленный на их территории режим особой ох­раны и несут за его нарушение предусмотренную законом ответственность.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в соответствии с которым выделяются следующие виды заказников:

— комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (ландшафтов);

— биологические (зоологические и ботанические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и жи­вотных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

— палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;

— гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и эколо­гических систем;

— геологические, предназначенные для сохранения объектов и комплексов неживой природы.

Правовой режим государственных природных заказников характеризуется тем, что на их территориях постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказни­ка или причиняющая вред его природным комплексам и их компонентам.

Для обеспечения функционирования заказников создаются их администрации.

Источник

Государственные природные заповедники

В Российской Федерации традиционной формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия, являются государственные природные заповедники. Российские заповедники создавались исключительно для природы. Интересы природы поставлены во главу угла и любой природоохранник мира подтвердит, что это несомненное благо. Главная, первая цель создания заповедников — сохранение природных комплексов, обеспечение их естественного развития и слежение за динамикой этих процессов. Сеть заповедников, сформированная по географическому принципу, представляет природу практически всех регионов России, заповедные земли и природные ресурсы полностью и навечно изъяты из хозяйственного использования. История заповедного дела показывает, что далеко не всегда эти декларируемые принципы столь уж неуклонно реализовывались на практике. Но в целом, установленный законодательно режим охраны позволял и пока еще позволяет заповедникам выполнять свою главную задачу. Если ранее был декларирован полный запрет, теперь даешь полную свободу действий! Позавчера приоритет был только за наукой, вчера мы ее забываем и занимаемся только охраной, а сегодня мы готовы забыть все и броситься со всем жаром нашей души только на просвещение и экотуризм! Есть сложившееся законодательство, многолетние традиции. Да, долгие годы заповедники были практически единственной формой ООПТ, эффективно работающей в нашей стране и в силу этого ряд заповедников принял на себя казалось бы не свойственные им функции национальных парков и, что самое удивительное, достаточно успешно с ними справлялся. Поэтому сегодня мы обсуждаем проблему “ООПТ и экотуризм” не только в узком кругу специалистов национальных парков, но и тех заповедников, которые имеют в этой работе некоторый (а например Тебердинский, “Столбы” — значительный!) опыт. Однако, задачи системы заповедников были и должны оставаться иными, чем у национальных парков. В то же время, нужно признать что волею судьбы отдельные заповедники сегодня работают в режиме близким к национальным паркам (но наверное не российским, а американским!). Возможно наступят времена, когда можно будет не боясь потерять реально и хорошо охраняемую сегодня природную территорию — скажем так, Н-ского заповедника, присвоить ему, соответствующее его режиму, имя — национальный парк, не передавая его в лесное ведомство, не навешивая ему планов по заготовке древесины и т.д. Сегодня это только мечта.

Читайте также:  Вся моя природа хромакей

Система государственных заповедников как эталонов ненарушенных природных территорий является предметом заслуженной гордости отечественной науки, природоохранного движения. Сеть заповедников создавалась в течение восьми десятилетий. На 31 декабря 1999 г. в Российской Федерации насчитывалось 99 государственных природных заповедников общей площадью 33,257 млн. га, в том числе сухопутной (с внутренними водоемами) – 26,678 млн. га, что составляет 1,56% всей территории России. Заповедники расположены на территории 18 республик, 5 краев, 35 областей, Еврейской автономной области, 7 автономных округов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством государственные природные заповедники имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений. Из 99 государственных природных заповедников на 31 декабря 1998 г. 93 находилось в непосредственном ведении и управлении Госкомэкологии России, 4 – в системе Российской академии наук, 1 – Минобразования России, 1 – Рослесхоза. В 1999 г. создан новый государственный природный заповедник Госкомэкологии России, территория двух заповедников расширена.

Система российских государственных природных заповедников признана в мире. Из российских заповедников 22 имеют международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), 8 находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 11 – под юрисдикцией Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарской конвенции), 4 (Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и «Костомукшский») имеют дипломы Совета Европы, 3 («Костомукшский», «Даурский», «Ханкайский») входят в состав международных трансграничных особо охраняемых природных территорий. Что касается системы заповедников. Каждый заповедник, несмотря на общие цели и задачи, индивидуален. Различны истории их создания, традиции, социально-экономические условия в регионе, степень освоенности окружающей природы и т.д. и т.п. Все эти особенности отражены в индивидуальных положениях. Но, должно быть ясно одно, что сохранение в заповедной системе значительных территорий с первозданной, дикой природой — истинное российское достижение и мы не имеем право его утратить.

Читайте также:  Все почвы природная зона

Поэтому для развития экотуризма в заповедниках требуются специфические туроператоры, понимающие задачи заповедников и не ставящие себе главной целью извлечение прибыли. Операторы, которые, с одной стороны, представляли бы интересы заповедников в «большом» мире, а с другой — гарантировали бы соблюдение клиентами правил экотуризма. Такими операторами и стали вышеупомянутые фонд «Дерсу Узала» и Центр экологических путешествий, созданные в 1997 — 1998 годах. Обе организации имеют статус некоммерческих — что в целом соответствует действительности, несмотря на их туроператорскую деятельность: они сознательно ограничивают свою прибыль, стараясь оставить побольше денег заповедникам и сотрудничающим с ними местным жителям. Обе были созданы при активном содействии тогдашнего управления заповедного дела Госкомэкологии РФ и сотрудничают с международными неправительственными организациями — прежде всего со Всемирным фондом дикой природы (WWF), для которого поддержка охраняемых природных территорий во всем мире одна из главных задач.

Источник

Оцените статью