49.Правовой режим государственных природных заповедников и государственных природных заказников.
Государственные природные заповедники— это полностью изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности.
Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает соответствующее Положение о ней.
Являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения.
Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса заповедника, законодательство предусматривает широкий ряд мер. В частности, в этих целях на прилегающих к его территории участках земли и водного пространства Правительством РФ создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования. На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам. Такие задачи определяются положением о заповеднике.
В принципе запрещается нахождение в заповеднике лиц, не имеющих к нему отношения. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.
На территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:
— сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
— поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
— предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
— осуществление экологического мониторинга;
— выполнение научно-исследовательских задач;
— ведение эколого-просветительской работы;
— осуществление контрольно-надзорных функций (ст. 9 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»).
Особую разновидность государственных природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, к территории государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.
Государственные природные заказники — это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ст. 22 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Государственные природные заказники предназначены для сохранения одних природных объектов или воспроизводства природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других. При этом территории, на которых расположены заказники, могут не изыматься у собственников, владельцев и пользователей земельных участков в отличие от территорий заповедников и национальных парков. Вместе с тем указанные субъекты прав на земельные участки, находящиеся в границах заказников, обязаны соблюдать установленный на их территории режим особой охраны и несут за его нарушение предусмотренную законом ответственность.
Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в соответствии с которым выделяются следующие виды заказников:
— комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (ландшафтов);
— биологические (зоологические и ботанические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
— палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;
— гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
— геологические, предназначенные для сохранения объектов и комплексов неживой природы.
Правовой режим государственных природных заказников характеризуется тем, что на их территориях постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказника или причиняющая вред его природным комплексам и их компонентам.
Для обеспечения функционирования заказников создаются их администрации.
Источник
Государственные природные заповедники
В Российской Федерации традиционной формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия, являются государственные природные заповедники. Российские заповедники создавались исключительно для природы. Интересы природы поставлены во главу угла и любой природоохранник мира подтвердит, что это несомненное благо. Главная, первая цель создания заповедников — сохранение природных комплексов, обеспечение их естественного развития и слежение за динамикой этих процессов. Сеть заповедников, сформированная по географическому принципу, представляет природу практически всех регионов России, заповедные земли и природные ресурсы полностью и навечно изъяты из хозяйственного использования. История заповедного дела показывает, что далеко не всегда эти декларируемые принципы столь уж неуклонно реализовывались на практике. Но в целом, установленный законодательно режим охраны позволял и пока еще позволяет заповедникам выполнять свою главную задачу. Если ранее был декларирован полный запрет, теперь даешь полную свободу действий! Позавчера приоритет был только за наукой, вчера мы ее забываем и занимаемся только охраной, а сегодня мы готовы забыть все и броситься со всем жаром нашей души только на просвещение и экотуризм! Есть сложившееся законодательство, многолетние традиции. Да, долгие годы заповедники были практически единственной формой ООПТ, эффективно работающей в нашей стране и в силу этого ряд заповедников принял на себя казалось бы не свойственные им функции национальных парков и, что самое удивительное, достаточно успешно с ними справлялся. Поэтому сегодня мы обсуждаем проблему “ООПТ и экотуризм” не только в узком кругу специалистов национальных парков, но и тех заповедников, которые имеют в этой работе некоторый (а например Тебердинский, “Столбы” — значительный!) опыт. Однако, задачи системы заповедников были и должны оставаться иными, чем у национальных парков. В то же время, нужно признать что волею судьбы отдельные заповедники сегодня работают в режиме близким к национальным паркам (но наверное не российским, а американским!). Возможно наступят времена, когда можно будет не боясь потерять реально и хорошо охраняемую сегодня природную территорию — скажем так, Н-ского заповедника, присвоить ему, соответствующее его режиму, имя — национальный парк, не передавая его в лесное ведомство, не навешивая ему планов по заготовке древесины и т.д. Сегодня это только мечта.
Система государственных заповедников как эталонов ненарушенных природных территорий является предметом заслуженной гордости отечественной науки, природоохранного движения. Сеть заповедников создавалась в течение восьми десятилетий. На 31 декабря 1999 г. в Российской Федерации насчитывалось 99 государственных природных заповедников общей площадью 33,257 млн. га, в том числе сухопутной (с внутренними водоемами) – 26,678 млн. га, что составляет 1,56% всей территории России. Заповедники расположены на территории 18 республик, 5 краев, 35 областей, Еврейской автономной области, 7 автономных округов Российской Федерации.
В соответствии с законодательством государственные природные заповедники имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений. Из 99 государственных природных заповедников на 31 декабря 1998 г. 93 находилось в непосредственном ведении и управлении Госкомэкологии России, 4 – в системе Российской академии наук, 1 – Минобразования России, 1 – Рослесхоза. В 1999 г. создан новый государственный природный заповедник Госкомэкологии России, территория двух заповедников расширена.
Система российских государственных природных заповедников признана в мире. Из российских заповедников 22 имеют международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), 8 находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 11 – под юрисдикцией Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарской конвенции), 4 (Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и «Костомукшский») имеют дипломы Совета Европы, 3 («Костомукшский», «Даурский», «Ханкайский») входят в состав международных трансграничных особо охраняемых природных территорий. Что касается системы заповедников. Каждый заповедник, несмотря на общие цели и задачи, индивидуален. Различны истории их создания, традиции, социально-экономические условия в регионе, степень освоенности окружающей природы и т.д. и т.п. Все эти особенности отражены в индивидуальных положениях. Но, должно быть ясно одно, что сохранение в заповедной системе значительных территорий с первозданной, дикой природой — истинное российское достижение и мы не имеем право его утратить.
Поэтому для развития экотуризма в заповедниках требуются специфические туроператоры, понимающие задачи заповедников и не ставящие себе главной целью извлечение прибыли. Операторы, которые, с одной стороны, представляли бы интересы заповедников в «большом» мире, а с другой — гарантировали бы соблюдение клиентами правил экотуризма. Такими операторами и стали вышеупомянутые фонд «Дерсу Узала» и Центр экологических путешествий, созданные в 1997 — 1998 годах. Обе организации имеют статус некоммерческих — что в целом соответствует действительности, несмотря на их туроператорскую деятельность: они сознательно ограничивают свою прибыль, стараясь оставить побольше денег заповедникам и сотрудничающим с ними местным жителям. Обе были созданы при активном содействии тогдашнего управления заповедного дела Госкомэкологии РФ и сотрудничают с международными неправительственными организациями — прежде всего со Всемирным фондом дикой природы (WWF), для которого поддержка охраняемых природных территорий во всем мире одна из главных задач.
Источник