Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ (последняя редакция)
С 01.09.2023 в абз. 1 преамбулы вносятся изменения (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.
Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
С 01.09.2023 абз. 3 преамбулы излагается в новой редакции (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
- Раздел I. Общие положения
- Статья 1. Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях
- Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
- Статья 2.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Статья 3. Утратила силу
- Статья 3.1. Особенности регулирования земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий
- Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
- Статья 5. Участие граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, в организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий
- Статья 5.1. Порядок посещения особо охраняемых природных территорий
- Статья 6. Общие положения о государственных природных заповедниках
- Статья 7. Задачи государственных природных заповедников
- Статья 8. Порядок создания государственных природных заповедников
- Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников
- Статья 10. Государственные природные биосферные заповедники
- Статья 11. Управление государственными природными заповедниками
- Статья 12. Общие положения
- Статья 13. Основные задачи национальных парков
- Статья 14. Порядок создания национальных парков
- Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков
- Статья 16. Управление национальными парками
- Статья 17. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду гражданам и юридическим лицам для осуществления рекреационной деятельности на территориях национальных парков
- Статья 18. Общие положения
- Статья 19. Порядок создания природных парков
- Статья 20. Управление природными парками
- Статья 21. Режим особой охраны территорий природных парков
- Статья 22. Общие положения
- Статья 23. Порядок создания государственных природных заказников
- Статья 24. Режим особой охраны территорий государственных природных заказников
- Статья 25. Общие положения
- Статья 26. Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями
- Статья 27. Режим особой охраны территорий памятников природы
- Статья 28. Общие положения
- Статья 28.1. Порядок создания дендрологических парков и ботанических садов
- Статья 29. Режим особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов
- Статья 30. Утратила силу
- Статья 33. Государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
- Статья 34. Права должностных лиц органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
- Статья 35. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения
- Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий
- Статья 37. Международные договоры
- Статья 38. Заключительные положения
Источник
49.Правовой режим государственных природных заповедников и государственных природных заказников.
Государственные природные заповедники— это полностью изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности.
Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает соответствующее Положение о ней.
Являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения.
Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса заповедника, законодательство предусматривает широкий ряд мер. В частности, в этих целях на прилегающих к его территории участках земли и водного пространства Правительством РФ создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования. На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам. Такие задачи определяются положением о заповеднике.
В принципе запрещается нахождение в заповеднике лиц, не имеющих к нему отношения. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.
На территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:
— сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
— поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
— предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
— осуществление экологического мониторинга;
— выполнение научно-исследовательских задач;
— ведение эколого-просветительской работы;
— осуществление контрольно-надзорных функций (ст. 9 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»).
Особую разновидность государственных природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, к территории государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.
Государственные природные заказники — это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ст. 22 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Государственные природные заказники предназначены для сохранения одних природных объектов или воспроизводства природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других. При этом территории, на которых расположены заказники, могут не изыматься у собственников, владельцев и пользователей земельных участков в отличие от территорий заповедников и национальных парков. Вместе с тем указанные субъекты прав на земельные участки, находящиеся в границах заказников, обязаны соблюдать установленный на их территории режим особой охраны и несут за его нарушение предусмотренную законом ответственность.
Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в соответствии с которым выделяются следующие виды заказников:
— комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (ландшафтов);
— биологические (зоологические и ботанические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
— палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;
— гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
— геологические, предназначенные для сохранения объектов и комплексов неживой природы.
Правовой режим государственных природных заказников характеризуется тем, что на их территориях постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказника или причиняющая вред его природным комплексам и их компонентам.
Для обеспечения функционирования заказников создаются их администрации.
Источник