Государственные службы охраны природы

Государственные службы охраны природы

ГПУ «Мосэкомониторинг» создано в июне 2001 года по решению Правительства Москвы и находится в подчинении Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Основная деятельность ГПУ «Мосэкомониторинг» — осуществление государственного экологического мониторинга на территории города Москвы.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

На сайте представлены основные официальные и нормативные документы. Сайт содержит информацию о состоянии природного комплекса отдельных регионов России, аналитические доклады, книги и статьи по экологии и природопользованию, тексты законодательных актов по охране природы и др.Размещены также проекты стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа на период до 2020 г. и комплексного плана действий по его реализации.

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан

Основными задачами министерства являются: — обеспечение реализации права граждан на благоприятную окружающую среду; — обеспечение экологической безопасности; — предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; — формирование и реализация природоохранных программ и

Национальный портал «Природа России» Портал создан в 1999 г. Национальным информационным агентством «Природные ресурсы» (НИА-Природа) в рамках программы информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Содержит аналитическую, статистическую и справочную информацию о состоянии природных ресурсов (биологических, климатических, лесных, водных и т.д.) различных регионов России.

Российская экологическая партия «Зелёные»

  • обеспечить переход к устойчивому развитию Российской Федерации на основе гармонии человека с окружающей средой, его духовного и физического развития.
  • повысить качество жизни и здоровья граждан Российской Федерации.
  • повысить международный статус Российской Федерации, как лидера в глобальных процессах сохранения окружающей среды и бережного отношения к природным ресурсам.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

13 апреля 1834 г. (по старому стилю), согласно закону Императора Николая I, в Санкт-Петербурге при Корпусе горных инженеров была учреждена Нормальная обсерватория и ряд ее филиалов. С этого времени метеорологическая сеть России начала вести регулярные метеорологические и магнитные наблюдения по единому руководству. На сайте представлена нормативно-правовая база по экологии, а также обилие справочных, информационно-аналитических материалов.

Читайте также:  Диплом знатоку природы шаблон

Источник

2. Государственные природоохранные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды

В России с 2003 г. проводится реформирование системы государственного управления в основном с целью ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе ликвидации избыточного государственного регулирования; организационного разделения функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам.

В результате реформирования образованы новая система и структура федеральных органов исполнительной власти: функции по выработке государственной политики и нормативно — правовому регулированию возложены на федеральные министерства, функции контроля и надзора на федеральные службы, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом — на федеральные агентства.

Однако, по свидетельству международных экспертов, по эффективности государственного управления и качеству публичных услуг Россия значительно уступает не только развитым странам, но и большинству стран Восточной Европы. В частности, в рейтинге международной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2005 г. Россия по показателю «качество государственных институтов» занимает 89-е место.

Государственные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды подразделяются на органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Совет Федерации, Государственная дума, Прокуратура, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают и контролируют экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые нормы и требования в пределах своей компетенции.

Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные органы, деятельность которых требует специальной организации, выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. Одним из основных принципов их деятельности является независимость от интересов отдельных организаций и отраслей экономики. К основным комплексным органам управления в России относятся:

Читайте также:  Вопросы министру природных ресурсов

Министерство природных ресурсов РФ (МПР России), которое осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно — правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов включая недра, лесной и водный фонды, животный мир и особо охраняемые природные территории, а также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Росприроднадзора, Росводресурсов, Роснедр и Рослесхоза;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды включая государственный экологический контроль, выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, лимитов на образование отходов, проведению государственной экологической экспертизы, безопасного веде­ния работ при использовании недр, безопасности при использовании атомной энергии, электрических и тепловых установок и др.;

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет функции по формированию и функционированию государственной наблюдательной сети, обеспечению работы противолавинной службы, исследованию гидрометеорологических и геофизических процессов в атмосфере, на поверхности суши, в Мировом океане, Арктике и Антарктике, а также в околоземном Космосе, оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии, мониторинга окружающей природной среды и ее загрязнения с целью обеспечения органов власти и населения информацией о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, прогнозами погоды, водности, урожая сельхозкультур, изменения климата и др.;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), организации и функционирования, особо охраняемых территорий федерального значения, за использованием и охраной недр, лесов, водных объектов, рациональным использованием минеральных и живых ресурсов континентального шельфа, организует и проводит Государственную экологическую экспертизу, осуществляет ведение Красной книги РФ и др.;

Читайте также:  Государственные природные заповедники цели

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) находится в ведении Минздравсоцразвития РФ и осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства, санитарно — карантинный контроль, организует ведение социально-гигиенического мониторинга и деятельность системы санитарно-эпидемиологической службы и др.;

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) обеспечивает безопасность людей в условиях экстремальных ситуаций, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.

Отраслевые органы выполняют функции управления, контроля и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов, К ним в основном относятся:

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) организует и осуществляет подготовку и проведение противопаводковых мероприятий, установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, разработку и проведение государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, выдачу лицензий на водопользование, государственный мониторинг водных объектов, разработку и утверждение нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты и др.;

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) организует государственное геологическое изучение недр, экспертизу проектов геологического изучения недр, проведение геолого — экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых, осуществляет обеспечение государственной системы лицензирования пользования недр и выдачу лицензий на пользование недрами, отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным, установление размера ставки платежей за пользование недрами и др.;

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет государственный мониторинг лесов и учет лесного фонда, установление групп и категорий лесов, а также перевод их из одной группы или категории в другую, ведение государственного лесного кадастра, организует проведение лесоустройства, деятельность государственной лесной охраны, наземную и авиационную охрану лесов от пожаров и их тушение и др.

Функциональные органы выполняют одну или несколько функций в области охраны окружающей среды и к ним относятся, например, Минздравсоцразвития РФ, МВД России, Минпродсельхоз РФ и др.

Источник

Оцените статью