- Государственные службы охраны природы
- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
- Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан
- Российская экологическая партия «Зелёные»
- Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
- 2. Государственные природоохранные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды
Государственные службы охраны природы
ГПУ «Мосэкомониторинг» создано в июне 2001 года по решению Правительства Москвы и находится в подчинении Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Основная деятельность ГПУ «Мосэкомониторинг» — осуществление государственного экологического мониторинга на территории города Москвы.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
На сайте представлены основные официальные и нормативные документы. Сайт содержит информацию о состоянии природного комплекса отдельных регионов России, аналитические доклады, книги и статьи по экологии и природопользованию, тексты законодательных актов по охране природы и др.Размещены также проекты стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа на период до 2020 г. и комплексного плана действий по его реализации.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан
Основными задачами министерства являются: — обеспечение реализации права граждан на благоприятную окружающую среду; — обеспечение экологической безопасности; — предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; — формирование и реализация природоохранных программ и
Национальный портал «Природа России» Портал создан в 1999 г. Национальным информационным агентством «Природные ресурсы» (НИА-Природа) в рамках программы информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Содержит аналитическую, статистическую и справочную информацию о состоянии природных ресурсов (биологических, климатических, лесных, водных и т.д.) различных регионов России.
Российская экологическая партия «Зелёные»
- обеспечить переход к устойчивому развитию Российской Федерации на основе гармонии человека с окружающей средой, его духовного и физического развития.
- повысить качество жизни и здоровья граждан Российской Федерации.
- повысить международный статус Российской Федерации, как лидера в глобальных процессах сохранения окружающей среды и бережного отношения к природным ресурсам.
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
13 апреля 1834 г. (по старому стилю), согласно закону Императора Николая I, в Санкт-Петербурге при Корпусе горных инженеров была учреждена Нормальная обсерватория и ряд ее филиалов. С этого времени метеорологическая сеть России начала вести регулярные метеорологические и магнитные наблюдения по единому руководству. На сайте представлена нормативно-правовая база по экологии, а также обилие справочных, информационно-аналитических материалов.
Источник
2. Государственные природоохранные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды
В России с 2003 г. проводится реформирование системы государственного управления в основном с целью ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе ликвидации избыточного государственного регулирования; организационного разделения функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам.
В результате реформирования образованы новая система и структура федеральных органов исполнительной власти: функции по выработке государственной политики и нормативно — правовому регулированию возложены на федеральные министерства, функции контроля и надзора — на федеральные службы, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом — на федеральные агентства.
Однако, по свидетельству международных экспертов, по эффективности государственного управления и качеству публичных услуг Россия значительно уступает не только развитым странам, но и большинству стран Восточной Европы. В частности, в рейтинге международной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2005 г. Россия по показателю «качество государственных институтов» занимает 89-е место.
Государственные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды подразделяются на органы общей и специальной компетенции.
К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Совет Федерации, Государственная дума, Прокуратура, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают и контролируют экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые нормы и требования в пределах своей компетенции.
Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.
Комплексные органы, деятельность которых требует специальной организации, выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. Одним из основных принципов их деятельности является независимость от интересов отдельных организаций и отраслей экономики. К основным комплексным органам управления в России относятся:
— Министерство природных ресурсов РФ (МПР России), которое осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно — правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов включая недра, лесной и водный фонды, животный мир и особо охраняемые природные территории, а также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Росприроднадзора, Росводресурсов, Роснедр и Рослесхоза;
— Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды включая государственный экологический контроль, выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, лимитов на образование отходов, проведению государственной экологической экспертизы, безопасного ведения работ при использовании недр, безопасности при использовании атомной энергии, электрических и тепловых установок и др.;
— Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет функции по формированию и функционированию государственной наблюдательной сети, обеспечению работы противолавинной службы, исследованию гидрометеорологических и геофизических процессов в атмосфере, на поверхности суши, в Мировом океане, Арктике и Антарктике, а также в околоземном Космосе, оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии, мониторинга окружающей природной среды и ее загрязнения с целью обеспечения органов власти и населения информацией о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, прогнозами погоды, водности, урожая сельхозкультур, изменения климата и др.;
— Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), организации и функционирования, особо охраняемых территорий федерального значения, за использованием и охраной недр, лесов, водных объектов, рациональным использованием минеральных и живых ресурсов континентального шельфа, организует и проводит Государственную экологическую экспертизу, осуществляет ведение Красной книги РФ и др.;
— Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) находится в ведении Минздравсоцразвития РФ и осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства, санитарно — карантинный контроль, организует ведение социально-гигиенического мониторинга и деятельность системы санитарно-эпидемиологической службы и др.;
— Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) обеспечивает безопасность людей в условиях экстремальных ситуаций, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.
Отраслевые органы выполняют функции управления, контроля и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов, К ним в основном относятся:
— Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) организует и осуществляет подготовку и проведение противопаводковых мероприятий, установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, разработку и проведение государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, выдачу лицензий на водопользование, государственный мониторинг водных объектов, разработку и утверждение нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты и др.;
— Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) организует государственное геологическое изучение недр, экспертизу проектов геологического изучения недр, проведение геолого — экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых, осуществляет обеспечение государственной системы лицензирования пользования недр и выдачу лицензий на пользование недрами, отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным, установление размера ставки платежей за пользование недрами и др.;
— Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет государственный мониторинг лесов и учет лесного фонда, установление групп и категорий лесов, а также перевод их из одной группы или категории в другую, ведение государственного лесного кадастра, организует проведение лесоустройства, деятельность государственной лесной охраны, наземную и авиационную охрану лесов от пожаров и их тушение и др.
Функциональные органы выполняют одну или несколько функций в области охраны окружающей среды и к ним относятся, например, Минздравсоцразвития РФ, МВД России, Минпродсельхоз РФ и др.
Источник