Государственные природные заказники.
Государственные природные заказники-это территории и акватории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и поддержания экобаланса. Объявление территории заказником допускается с изъятием у пользователей, владельцев и собственников земельных участков и без него.
Государственные природные заказники могут быть федерального и регионального значения.
Профиль заказников:
Комплексные или ландшафтные заказники, предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов.
Биологические, то есть ботанические и зоологические, предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных в хозяйственном, научном и культурном отношениях.
Палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов.
Гидрологические, то есть болотные, озёрные, речные, морские, предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экосистем.
Геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти, например, Минсельхоза России,и финансируются за счёт средств федерального бюджета и других не запрещённых законом источников. Подчинённость и порядок финансирования дирекции заказников регионального значения определяются соответствующими органами госвласти субъектов. Для обеспечения деятельности заказников могут создаваться администрации.
Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления МПР России. Заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти субъектов по согласованию с органами МСУ. На территориях заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказников или причиняет вред природным комплексам или их компонентам. Закон предусматривает возможность пользования природными ресурсами на территории заказников только для представителей этнических общностей. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного заказника определяются положением о нём.
37. Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов.
Памятники природы.
Памятники природы-это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном, эстетическом отношении природные комплексы, объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального и местного значения.
Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими-ООПТ федерального значения Правительством РФ по представления федеральных органов исполнительной власти в области охраны ОС. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения соответствующими органами госвласти субъектов.
Органы госвласти РФ и субъектов утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чьё ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны ОС.
Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы может осуществляться с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают обязательства по обеспечению режима их особой охраны.
Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов, за счёт средств внебюджетных фондов.
Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входят создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, осуществления научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, земельные участки передаются в бессрочное пользование дендрологическим паркам и ботаническим садам, научно-исследовательским и образовательным учреждениям, в ведении которых находятся эти парки и сады.
Находящиеся на балансе ДП и БС здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат. ДП и БС могут быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениям исполнительных органов госвласти РФ или представительных и исполнительных госвласти субъектов.
На территориях ДП и БС запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. Территории ДП и БС могут быть разделены на зоны:
экспозиционная, посещение которой разрешается в порядке, определённом дирекциями ДП и БС.
1. научно-экспериментальная, доступ в которую имеют только научные сотрудники ДП и БС, специалисты других научно-исследовательских учреждений.
Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного парка и сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об образовании этих учреждений.
Финансирование дендрологических парков и ботанических садов осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и других не запрещённых законом источников. Средствами дендрологических парков и ботанических садов, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются все получаемые ДП и БС средства:
1. в счёт возмещения ущерба в результате деятельности физических и юридических лиц.
2. от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности.
3. в порядке безвозмездной помощи от физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций.
38. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон.
К лечебно-оздоровительным местностям и курортам относятся территории и акватории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами, например, минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озёр, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия. Законодательство сформулировало общие запреты и ограничения деятельности, которая может ухудшить состояние этих объектов.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное, местное значение. Отнесение территорий и акваторий к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном ФЗ О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностям и курортах.
Курорты-это освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается или ограничивается деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
В целях сохранения природных факторов, благоприятных для лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам, например, минеральные воды, лечебные грязи, устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях-санитарной. Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительство РФ и органами госвласти субъектов.
40. Правовые основы обращения с отходами.
Источник
Государственные природные заказники
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
1) федерального или регионального значения.
2) могут иметь различный профиль, в том числе быть:
а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников.
Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.
Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по образованию государственных природных заказников определяются с учетом предусмотренных федеральным законом особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения.
На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Источник