5.4. Государственные кадастры и реестры природных ресурсов и объектов
Государственным кадастром природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержащиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при принятии решения о предоставлении природного ресурса в пользование.
Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям. В соответствии с экологическим законодательством ведется государственный земельный кадастр, государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный кадастр объектов животного мира, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, государственный кадастр отходов. Особой разновидностью кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных можно рассматривать Красную книгу РФ.
Наряду с кадастрами отдельных природных ресурсов и объектов в экологическом законодательстве предусмотрено ведение территориальных кадастров природных ресурсов и объектов.
Государственные реестры природных объектов — новая форма информационных документов об окружающей среде. Государственные реестры природных объектов представляет собой систематизированный свод документированных сведений о природных объектах, об их использовании, охране, собственниках, пользователях.
В Российской Федерации ведется государственный лесной реестр и государственный водный реестр.
Регулируется ведение государственных кадастров и реестров преимущественно природоресурсным законодательством на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. При этом общие требования предусматриваются соответствующими кодификационными актами: Земельным кодексом РФ (ст. 70), Лесным кодексом РФ (ст. 91), Водным кодексом РФ (ст. 31), Федеральным законом «О животном мире» (ст. 14), Законом РФ «О недрах» (ст. 30), Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 4), Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (ст. 20). Согласно этим Законам порядок ведения соответствующего государственного кадастра и реестра устанавливается или специальными законодательными актами, или Правительством РФ.
Ведение земельного кадастра регулируется Федеральным законом «О государственном земельном кадастре». Законом определяются полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра, состав сведений и документов государственного земельного кадастра, ведение государственного земельного кадастра.
Государственный земельный кадастр содержит сведения о земельных участках; территориальных зонах; землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; землях и границах субъектов РФ; землях и границах Российской Федерации.
На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. При этом в отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках.
Порядок ведения иных кадастров регулируется, в частности, Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира», Постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий», Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».
Ведутся кадастры соответствующими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов и объектов. Работу по формированию территориальных кадастров природных ресурсов и объектов на подведомственной территории организуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Для этого они могут создавать территориальные кадастровые центры.
Источник
Государственный учет природных объектов. Государственный учет природных ресурсов и объектов
Осуществляется по единой системе органами государственной статистики и является базой для составления государственных кадастров природных ресурсов и объектов. Объектом учета является количество, качество природных ресурсов по видам. «ОБ охране ОС»)
Государственные кадастры — это своды экономических, экологических, организационных и технических показателей, которые характеризуют количество и качество природных ресурсов.
По кадастрам определяется экономическая оценка природного ресурса, размер и виды платежей, система мер по восстановлению.
По характеру и содержанию кадастр — это совокупность достоверных данных о количественном и качественном составе каждого природного ресурса, его составных частях, видах разрешенного использования, субъектах, видах прав и ограничения прав.
Принципы кадастрового учета:
- Единство системы;
- Непрерывность;
- Постоянное уточнение и внесение изменений;
- Сопоставимость с другими кадастрами.
Вся территория РФ разделена на кадастровые округа, которые совпадают с административно-территориальным делением.
- Государственный кадастр недвижимости. В соответствии с ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ведется учет недвижимого имущества: земельных участков, водных объектов и лесов в пределах земельных участков, иного недвижимого имущества. NB! ГКН представляет собой интеграцию двух существовавших ранее самостоятельных систем учета: ГКН объединил «старый» государственный земельный кадастр и реестр объектов недвижимого имущества, который находился в ведении бюро технической инвентаризации (БТИ), и все это передано специально созданному органу – Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
- Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Ведется в соответствии со ст. 30 и 32 Закона «О недрах»;
- Государственный лесной реестр (ст. 91 ЛК РФ);
- Государственный водный реестр (ст. 31 ВК РФ). В водном реестре содержаться сведения не только о водных объектах, но и о гидротехнических сооружениях;
- Государственный кадастр объектов животного мира (ст. 14 ФЗ «О животном мире»);
- Красная книга субъектов РФ и РФ;
- Государственный кадастр ООПТ;
- Государственный кадастр отходов (ст. 20 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);
- Государственный учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов. Ведется в соответствии со ст. 22 ФЗ «Об использовании атомной энергии»;
- Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ. Это способ государственной регистрации таких веществ по номенклатуре, качеству, способу производства, поведению в окружающей среде, способу нейтрализации их вредного воздействия. Регистрируются все, как российские, так и импортные. Этот регистр нужен для того, чтобы знать перечень потенциально опасных веществ и для того, чтобы в одном месте аккумулировать информацию об их поведении в окружающей среде и способах нейтрализации их вредного воздействия.
Значение государственных кадастров состоит в том, что они являются:
1. Информационным ресурсом;
+2. Кадастровый учет является единственным способом признания юридического статуса природного объекта как недвижимого имущества и способом закрепления видов разрешенного использования (преимущественно это относится к земельным участкам);
3. Кадастровый учет земельных участков является необходимым условием и этапом государственной регистрации права или перехода права на земельный участок.
Источник