Государственный учет, отчетность, кадастры, реестры природных ресурсов и объектов.
Государственный учет в области природопользования и охраны окружающей среды заключается в сборе, получении с использованием современных информационных технологий сведений, относящихся к экологической информации, их обработке, систематизации, упорядочении, внесении в учетные документы, хранении с последующим распространением и предоставлением различным пользователям.
Сформированные учетные документы являются источниками экологической информации. Наиболее распространенные из них — кадастры и реестры.
В ряде федеральных законов учетная деятельность предусматривается наряду с кадастровой. Например, в ФЗ «О животном мире» закреплено требование об осуществлении государственного учета объектов животного мира и их использования, а также ведение государственного кадастра объектов животного мира, который содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные.
В ЗК РФ предусмотрен государственный кадастровый учет (систематизированный свод сведений) земельных участков, который осуществляется в соотв. с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Систематизированный характер имеют и сведения, содержащиеся в реестровой форме документации. Так, согласно ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» государственный рыбохозяйственный реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о водных биоресурсах, об их использовании и сохранении.
В соответствии с ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственной лесной реестр в обязательном порядке на безвозмездной основе представляется документированная информация лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в виде отчетов об использовании, охране и защите лесов, об их воспроизводстве и лесоразведении. Такие же сведения предусмотрены Порядком ведения государственного лесною реестра, утвержденным Приказом Рослесхоза от 30 мая 2011 г. № 194. Тем самым обеспечивается взаимосвязь реестровой и отчетной деятельности.
На информационное обеспечение управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов направлена также государственная инвентаризация лесов — ст. 90 JIК РФ. Она осуществляется в целях проверки состояния лесов, их количественных и качественных характеристик, выявления и учета изменений состояния лесов, происходящих в результате негативных воздействий и др. Согласно ст. 90 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Также государственный учет предусмотрен в ВК (Государственный водный реестр), ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» (государственного реестра разрешений на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов), ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ. Форма учета — инвентаризация выбросов, вредных физических воздействий и их источников), ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами» (реестр радиоактивных отходов и кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов) и др.
В систему информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды входит экологическая паспортнзания. которая включает в себя экологический паспорт природопользователя и радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий, ведение которых осуществляется в соответствии с ФЗ «О радиационной безопасности населения». Кроме того, ФЗ «Об охране озера Байкал» предусмотрена экологическая паспортизация хозяйственных объектов на Байкальской природной территории.
Данные паспорта содержат сведения, относящиеся к экологической информации, и, наряду с указанными выше государственными кадастрами, реестрами и регистрами, др. эколого-информапионными источниками составляют основу информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
2.7. Учет природных ресурсов, государственные кадастры природных ресурсов
Эффективное управление природопользованием возможно только при исчерпывающей и комплексной информации о природных ресурсах России. Сейчас информация о природных ресурсах сосредоточена в ведомственных кадастрах, формах государственного учета и отчетности об их использовании (табл. 5).
Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.
Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных показателей), характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку, а также характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.
Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые элементы отраслевых кадастров: государственную регистрацию природопользователей, количественный учет природных ресурсов, их бонитировку и экономическую оценку. Основными принципами формирования этой системы являются обеспечение требований комплексного природопользования, полной достоверности количественного и качественного учета природных ресурсов, распределение их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала.
Для составления кадастра используются данные инвентаризации природных ресурсов, которая представляет собой выявление и периодический учет количества, качества, динамики запасов и изменений в процессе эксплуатации различных видов природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов, делятся на исходные и расчетные.
Исходные показатели делятся на натуральные и экономические:
1) натуральные показатели:
• объем запасов, количество природного ресурса в границах природного объекта (тонн, кубических метров, гектаров и др.),
- объем добычи, использования природного ресурса за год (тонн/год, кубических метров/год, гектаров/год),
- потери природного ресурса при добыче и переработке,
- выход полезной продукции в удельном и валовом измерении,
- расстояние транспортировки природного ресурса и продукции, полученной в результате первичной переработки,
- сроки эксплуатации запасов,
- количество и степень повреждения других природных ресурсов (как попутно используемых, так и неиспользуемых);
2) экономические показатели:
- цена единицы количества продукции, полученной из природного ресурса (в зависимости от вида ресурсов и продукции могут приниматься цены мирового, внутреннего, регионального и местного рынков),
- цены побочной продукции, полученной из сопутствующих природных ресурсов,
- издержки по добыче, транспортировке, переработке, воспроизводству природного ресурса,
- стоимость (экономическая оценка) природных ресурсов, не используемых, но подвергаемых негативному воздействию.
В результате расчетов экономической оценки природных ресурсов определяются следующие показатели: |
1) валовые показатели оценки запасов основного природного ресурса в границах рассматриваемого природного объекта:
- собственно рентная оценка (чистый «сверхнормативный» доход),
- воспроизводственная оценка (для возобновимых природных ресурсов),
- суммарная оценка или совокупная стоимость ресурса для пользователя,
2) удельные показатели оценки запасов основного природного ресурса в расчете на единицу количества его запасов:
- удельная рента.
- удельная воспроизводственная оценка,
- удельная суммарная оценка;
3) дополнительные показатели (для собственников и пользователей природных ресурсов):
- воспроизводственные оценки других возобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ресурса) измерении,
- стоимость других невозобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ресурса) измерении.
Создание системы кадастров является фундаментальной проблемой управления, хозяйственной эксплуатации и охраны природных ресурсов. Управление природными ресурсами в условиях перехода к рыночным отношениям возможно при исчерпывающей и комплексной информации, предоставляемой в удобной и концентрированной форме.
В настоящее время они имеют ряд существенных недостатков:
- кадастры охватывают не все природные ресурсы и объекты;
- информация о природных ресурсах, в основном, носит ведомственный характер;
- не определен порядок пользования ведомственной информацией, составляющей основу кадастров, многие данные являются закрытыми даже для использования их органами государственной власти и управления в регионах, не установлен также единый порядок оплаты или бесплатного доступа к этой информации для заинтересованных организаций;
- показатели отдельных кадастров трудно сопоставимы или совсем несопоставимы друг с другом по содержанию. Даже имея данные по отдельным природным ресурсам на отдельной территории, весьма затруднительно сделать вывод о взаимосвязи возможностей их использования; формы хранения и обновления информации также различны и не сравнимы (вид носителя, масштабы, степень сжатия, программное обеспечение и т.п.);
- в большинстве отраслевых кадастров отсутствуют показатели, позволяющие оценить социально-экономическую эффективность использования ресурса на данной территории;
- в существующих кадастрах практически не предусмотрена возможность переоценки природных ресурсов при изменении социально-экономических условий производства и потребления;
- при оценке природных ресурсов недостаточно учитывается экологический фактор.
Источник