Государственный учет государственные кадастры природных ресурсов

Государственный учет, отчетность, кадастры, реестры природных ресурсов и объектов.

Государственный учет в области природопользования и охраны окружающей среды заключается в сборе, получении с использова­нием современных информационных технологий сведений, относящихся к экологической информации, их обработке, систематизации, упорядочении, внесении в учетные документы, хранении с последующим распространением и предостав­лением различным пользователям.

Сформированные учетные документы являются источниками экологической информации. Наиболее рас­пространенные из них — кадастры и реестры.

В ряде федеральных законов учетная деятельность предусматрива­ется наряду с кадастровой. Например, в ФЗ «О живот­ном мире» закреплено требование об осуществлении государственного учета объектов животного мира и их использования, а также ведение государственного кадастра объектов животного мира, который содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды оби­тания, информацию об их хозяйственном использовании и другие не­обходимые данные.

В ЗК РФ предусмотрен госу­дарственный кадастровый учет (систематизированный свод сведений) земельных участков, который осущест­вляется в соотв. с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Систематизированный характер имеют и сведения, содержа­щиеся в реестровой форме документации. Так, согласно ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» государственный рыбохозяйственный реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о водных биоресурсах, об их использо­вании и сохранении.

В соответствии с ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспро­изводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственной лесной реестр в обязательном порядке на безвозмездной основе представля­ется документированная информация лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в виде отче­тов об использовании, охране и защите лесов, об их воспроизводстве и лесоразведении. Такие же сведения предусмотрены Порядком ведения государ­ственного лесною реестра, утвержденным Приказом Рослесхоза от 30 мая 2011 г. № 194. Тем самым обеспечивается взаимосвязь реестровой и отчетной деятельности.

На информационное обеспечение управления в области использо­вания, охраны, защиты, воспроизводства лесов направлена также госу­дарственная инвентаризация лесов — ст. 90 JIК РФ. Она осуществляется в целях проверки состояния лесов, их количественных и качественных характеристик, выявления и учета изменений состояния лесов, про­исходящих в результате негативных воздействий и др. Согласно ст. 90 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осущест­вляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Читайте также:  Вязкость природного газа сст

Также государственный учет предусмотрен в ВК (Государственный водный реестр), ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» (государственного реестра разрешений на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов), ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (государственной регистрации вредных (загрязняю­щих) веществ и потенциально опасных веществ. Форма учета — инвентаризация выбросов, вредных физических воздействий и их источников), ФЗ «Об обраще­нии с радиоактивными отходами» (реестр радиоактивных отходов и кадастр пунктов хранения радиоак­тивных отходов) и др.

В систему информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды входит экологическая паспортнзания. которая включает в себя экологический паспорт природопользователя и радиационно-гигиенические паспорта ор­ганизаций и территорий, ведение которых осуществляется в соответ­ствии с ФЗ «О радиационной безопасности населения». Кроме того, ФЗ «Об охране озера Байкал» предусмотрена экологическая паспортизация хозяйственных объектов на Байкальской природной территории.

Данные паспорта содержат сведения, относящиеся к экологиче­ской информации, и, наряду с указанными выше государственными кадастрами, реестрами и регистрами, др. эколого-информапионными источниками составляют основу информационного обеспечения при­родопользования и охраны окружающей среды.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

2.7. Учет природных ресурсов, государственные кадастры природных ресурсов

Эффективное управление природопользованием возможно только при исчерпывающей и комплексной информации о природных ресурсах России. Сейчас информация о природных ресурсах сосредоточена в ведомственных кадастрах, формах государственного учета и отчетности об их использовании (табл. 5).

Кадастровая форма предоставления природно-экономической ин­формации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.

Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод све­дений (количественных, качественных и территориально-адресных показателей), характеризующих определенный вид природных ресур­сов, включая экономическую оценку, а также характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Читайте также:  Вода живая сила природы

Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые элементы отраслевых кадастров: государ­ственную регистрацию природопользователей, количественный учет природных ресурсов, их бонитировку и экономическую оценку. Основными принципами формирования этой системы являются обеспечение требований комплексного природопользования, полной до­стоверности количественного и качественного учета природных ре­сурсов, распределение их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала.

Для составления кадастра используются данные инвентаризации природных ресурсов, которая представляет собой выявление и периоди­ческий учет количества, качества, динамики запасов и изменений в процессе эксплуатации различных видов природных ресурсов. Пока­затели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ре­сурсов, делятся на исходные и расчетные.

Исходные показатели делятся на натуральные и экономические:

1) натуральные показатели:

• объем запасов, количество природного ресурса в границах при­родного объекта (тонн, кубических метров, гектаров и др.),

  • объем добычи, использования природного ресурса за год (тонн/год, кубических метров/год, гектаров/год),
  • потери природного ресурса при добыче и переработке,
  • выход полезной продукции в удельном и валовом измерении,
  • расстояние транспортировки природного ресурса и продукции, полученной в результате первичной переработки,
  • сроки эксплуатации запасов,
  • количество и степень повреждения других природных ресурсов (как попутно используемых, так и неиспользуемых);

2) экономические показатели:

  • цена единицы количества продукции, полученной из природного ресурса (в зависимости от вида ресурсов и продукции могут приниматься цены мирового, внутреннего, регионального и местного рынков),
  • цены побочной продукции, полученной из сопутствующих природных ресурсов,
  • издержки по добыче, транспортировке, переработке, воспроизводству природного ресурса,
  • стоимость (экономическая оценка) природных ресурсов, не используемых, но подвергаемых негативному воздействию.

В результате расчетов экономической оценки природных ресурсов определяются следующие показатели: |

1) валовые показатели оценки запасов основного природного ресурса в границах рассматриваемого природного объекта:

  • собственно рентная оценка (чистый «сверхнормативный» доход),
  • воспроизводственная оценка (для возобновимых природных ресурсов),
  • суммарная оценка или совокупная стоимость ресурса для пользователя,
Читайте также:  Греция природные условия климат

2) удельные показатели оценки запасов основного природного ресурса в расчете на единицу количества его запасов:

  • удельная рента.
  • удельная воспроизводственная оценка,
  • удельная суммарная оценка;

3) дополнительные показатели (для собственников и пользователей природных ресурсов):

  • воспроизводственные оценки других возобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ресурса) измерении,
  • стоимость других невозобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ресурса) измерении.

Создание системы кадастров является фундаментальной проблемой управления, хозяйственной эксплуатации и охраны природных ресурсов. Управление природными ресурсами в условиях перехода к рыночным отношениям возможно при исчерпывающей и комплексной информации, предоставляемой в удобной и концентрированной форме.

В настоящее время они имеют ряд существенных недостатков:

  • кадастры охватывают не все природные ресурсы и объекты;
  • информация о природных ресурсах, в основном, носит ведомст­венный характер;
  • не определен порядок пользования ведомственной информаци­ей, составляющей основу кадастров, многие данные являются закрытыми даже для использования их органами государствен­ной власти и управления в регионах, не установлен также еди­ный порядок оплаты или бесплатного доступа к этой информа­ции для заинтересованных организаций;
  • показатели отдельных кадастров трудно сопоставимы или совсем несопоставимы друг с другом по содержанию. Даже имея данные по отдельным природным ресурсам на отдельной терри­тории, весьма затруднительно сделать вывод о взаимосвязи воз­можностей их использования; формы хранения и обновления информации также различны и не сравнимы (вид носителя, мас­штабы, степень сжатия, программное обеспечение и т.п.);
  • в большинстве отраслевых кадастров отсутствуют показатели, позволяющие оценить социально-экономическую эффектив­ность использования ресурса на данной территории;
  • в существующих кадастрах практически не предусмотрена воз­можность переоценки природных ресурсов при изменении социально-экономических условий производства и потребления;
  • при оценке природных ресурсов недостаточно учитывается эко­логический фактор.

Источник

Оцените статью