- Экологическое право. Государственный учет природных ресурсов и п. Государственный учет природных ресурсов и природных объектов
- 25. Государственный учет объектов природопользования
- 25. Плата за негативное воздействие на ос и плата за использование природного ресурса
- Государственный учет природных объектов. Государственный учет природных ресурсов и объектов
Экологическое право. Государственный учет природных ресурсов и п. Государственный учет природных ресурсов и природных объектов
Государственный учет природных ресурсов и природных объектов – деятельность, направленная на получение сведений о количественных и качественных показателях, природных ресурсах, объектах и источниках воздействия на окружающую среду.
Виды учета определяются по природным ресурсам, объектам и источникам воздействия и выражаются в ведении соответствующих кадастров и реестров.
- государственные кадастры природных ресурсов,
- государственный кадастр ООПТ
- государственный кадастр отходов.
а) государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (ст. 91 ЛК РФ).
б) государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (ст. 31 ВК РФ). В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.
в) государственный кадастр недвижимости — это систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
г) государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные. Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (ст. 14 Закона о животном мире). Особое место в системе документов государственного учета объектов животного мира занимают Красные книги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, содержащие сведения об объектах растительного и животного мира, полностью изъятых из хозяйственного обращения.
д) государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения и т.д. (ст. 30 Закона о недрах).
Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (ст. 20 Закона об отходах).
Государственный кадастр ООПТ включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.
Пространственно-территориальное устройство природных объектов и природных ресурсов
Пространственно-территориальное устройство природных ресурсов является одной из центральных функций управления природопользованием и охраной окружающей природной среды и направлен на проведение работ по организации использования, воспроизводства, охраны и защиты природных ресурсов, создания благоприятных экологических условий для жизни и здоровья человека, обеспечение экологической безопасности.
В рамках этой функции различают:
-государственные, целевые, межгосударственные и региональные программы в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов
Источник
25. Государственный учет объектов природопользования
Функция учета природных ресурсов (объектов окружающей природной Среды) и ведения государственных кадастров обусловлена потребностью научно обоснованного природопользования, которое невозможно без полной и достоверной информации о природных объектах. Функция учета и ведения кадастра служит основой для всех остальных функций управления природопользованием. Специфика кадастрового учета природных объектов выражается в следующем:
• учет природных объектов ведется, как правило, в натуральной форме (т.е. объекты описываются количественно и качественно, и при этом оценивается их потенциал в единицах учета);
• кадастровый учет производится по определенной процедуре, включающей особую, установленную законом систему построения учетных данных; наличие особых органов и должностных лиц, правомочных осуществлять данный учет; специальные сроки обновления и предоставления кадастровых данных и т.д.;
• кадастровые системы функционируют в режиме периодической непрерывности, поскольку природные объекты подвергаются изменениям в результате хозяйственной деятельности и иных факторов.
25. Плата за негативное воздействие на ос и плата за использование природного ресурса
Виды негативного воздействия на окружающую среду:
-Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
-Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
-Размещение отходов производства и потребления.
— З а г р я з н е н и е о к р у ж а ю щ е й с р е д ы ш у м о м , т е п л о м , электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.
-Иные виды негативного воздействия на окружающую среду (воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствий которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды).
П.1 ст.16 ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляется принцип платности негативного воздействия на окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду выполняет две функции: экономическую и юридическую (ответственность загрязнителей окружающей среды).
Установлено 4 режима платы за загрязнение окружающей среды:
1. Плата за загрязнение в рамках предельно допустимых нормативов.
2. Плата за загрязнение с превышением предельно допустимых нормативов, но в пределах временно согласованных нормативов (лимитов).
3. Плата за загрязнение с превышением лимитов (с 5-кратным повышающим коэффициентом).
4. Плата за загрязнение без соответствующего разрешения либо лицензии (с 25-кратным повышающим коэффициентом).
Платежи за использование природных ресурсов
Платность использования природных ресурсов.
Платность негативного воздействия на окружающую среду (ст.16 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В настоящее время в России сложилась следующая система экологических платежей:
1. Налоги (например, земельный налог).
2. Арендная плата (например, за аренду участка земельного фонда).
3. Плата за воспроизводство и охрану (например, водных объектов).
4. Плата за лицензию (лицензионный сбор).
5. Сбор за участие в конкурсе (аукционе).
7. Штрафы за нерациональное и сверхлимитное использование ресурсов животного мира.
К федеральным относятся налог на пользование недрами, налог на добычу полезных ископаемых, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог. Земельный налог является местным.
Источник
Государственный учет природных объектов. Государственный учет природных ресурсов и объектов
Осуществляется по единой системе органами государственной статистики и является базой для составления государственных кадастров природных ресурсов и объектов. Объектом учета является количество, качество природных ресурсов по видам. «ОБ охране ОС»)
Государственные кадастры — это своды экономических, экологических, организационных и технических показателей, которые характеризуют количество и качество природных ресурсов.
По кадастрам определяется экономическая оценка природного ресурса, размер и виды платежей, система мер по восстановлению.
По характеру и содержанию кадастр — это совокупность достоверных данных о количественном и качественном составе каждого природного ресурса, его составных частях, видах разрешенного использования, субъектах, видах прав и ограничения прав.
Принципы кадастрового учета:
- Единство системы;
- Непрерывность;
- Постоянное уточнение и внесение изменений;
- Сопоставимость с другими кадастрами.
Вся территория РФ разделена на кадастровые округа, которые совпадают с административно-территориальным делением.
- Государственный кадастр недвижимости. В соответствии с ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ведется учет недвижимого имущества: земельных участков, водных объектов и лесов в пределах земельных участков, иного недвижимого имущества. NB! ГКН представляет собой интеграцию двух существовавших ранее самостоятельных систем учета: ГКН объединил «старый» государственный земельный кадастр и реестр объектов недвижимого имущества, который находился в ведении бюро технической инвентаризации (БТИ), и все это передано специально созданному органу – Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
- Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Ведется в соответствии со ст. 30 и 32 Закона «О недрах»;
- Государственный лесной реестр (ст. 91 ЛК РФ);
- Государственный водный реестр (ст. 31 ВК РФ). В водном реестре содержаться сведения не только о водных объектах, но и о гидротехнических сооружениях;
- Государственный кадастр объектов животного мира (ст. 14 ФЗ «О животном мире»);
- Красная книга субъектов РФ и РФ;
- Государственный кадастр ООПТ;
- Государственный кадастр отходов (ст. 20 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);
- Государственный учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов. Ведется в соответствии со ст. 22 ФЗ «Об использовании атомной энергии»;
- Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ. Это способ государственной регистрации таких веществ по номенклатуре, качеству, способу производства, поведению в окружающей среде, способу нейтрализации их вредного воздействия. Регистрируются все, как российские, так и импортные. Этот регистр нужен для того, чтобы знать перечень потенциально опасных веществ и для того, чтобы в одном месте аккумулировать информацию об их поведении в окружающей среде и способах нейтрализации их вредного воздействия.
Значение государственных кадастров состоит в том, что они являются:
1. Информационным ресурсом;
+2. Кадастровый учет является единственным способом признания юридического статуса природного объекта как недвижимого имущества и способом закрепления видов разрешенного использования (преимущественно это относится к земельным участкам);
3. Кадастровый учет земельных участков является необходимым условием и этапом государственной регистрации права или перехода права на земельный участок.
Источник