- Кадастры природных ресурсов
- Статьи, комментарии, ответы на вопросы
- Нормативные акты
- Правовые ресурсы
- 22.Государственный учёт природных ресурсов и ведение кадастров.
- 23. Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды.
- 22. Государственный учет и ведение кадастров природных ресурсов.
- 23. Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны ос.
- 24. Экологический контроль и экологический мониторинг.
Кадастры природных ресурсов
Подборка наиболее важных документов по запросу Кадастры природных ресурсов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая природа государственного экологического мониторинга
(Сатаева Т.Ю.)
(«Журнал российского права», 2021, N 7) Некоторые специалисты рассматривают также государственный экологический мониторинг как разновидность функции учета природных объектов и ведения государственных кадастров . На наш взгляд, это утверждение является неверным. И государственный учет, и ведение государственных кадастров природных ресурсов и объектов являются отдельными организационно-правовыми средствами информационного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, входящими в состав эколого-правового механизма .
Статья: Нормативное закрепление принципов природоресурсного законодательства
(Минина Е.Л.)
(«Журнал российского права», 2021, N 6) Произошедшая впоследствии перестройка правового регулирования в рассматриваемой сфере общественных отношений привела к возникновению существенной дифференциации в статусе природных ресурсов — в частности, относительно допускаемых видов собственности и иных прав на каждый из них. Даже в таком вопросе, как ведение кадастров природных ресурсов, теоретическую и практическую основу которого в свое время блестяще разработала Е.Н. Колотинская , современные горное, водное, лесное, земельное и фаунистическое законодательство существенно разошлись. Ведется государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный кадастр объектов животного мира; при этом систематизированный свод документированной информации о лесах представляет собой государственный лесной реестр, систематизированный свод документированных сведений о водных объектах — государственный водный реестр, а государственный земельный кадастр с 2008 г. больше не существует .
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 N 1775
(ред. от 06.02.2021)
«Об утверждении Правил установления или изменения границ территории морского порта, а также расширения территории морского порта» 14. Проект акта Правительства Российской Федерации об установлении границ территории морского порта подлежит согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (при установлении границ территории морского порта, расположенного на побережье акватории Северного морского пути) и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Правовые ресурсы
Источник
22.Государственный учёт природных ресурсов и ведение кадастров.
Государственный учет в области использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды осуществляется по единой системе органами статистического учета, по видам и подвидам ресурсов (например, по видам земель, вод, лесов и другим объектам природы), их количеству, качеству. Этот первичный учет является базой для дальнейшей более совершенной формы учета и контроля — кадастров природных ресурсов государственного уровня и значения. По своему характеру и содержанию кадастр — это совокупность научно обоснованных и достоверных данных о количественном и качественном составе каждого природного объекта, ресурса, о его составных частях, субъектах прав на них (собственников, владельцев, пользователей, арендаторов. Различаются земельный, водный, лесной государственные кадастры; государственный кадастр животного мира, охотничьих животных; государственный кадастр полезных ископаемых, минеральных ресурсов. В качестве государственных кадастров выступают Реестр особо охраняемых природных территорий; документы о загрязнителях окружающей природной среды; Красные книги редких и исчезающих животных и растений; государственный Регистр потенциально опасных веществ (химических, биологических и иных, как естественных, так и искусственно созданных). Кадастр ведется по единым для РФ правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов. Кадастр ведется: по особо охраняемым природным территориям федерального значения, являющимся федеральной собственностью, — федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых находятся такие природные территории; по особо охраняемым природным территориям регионального значения, являющимся собственностью субъектов РФ, — органами исполнительной власти субъектов РФ; Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и его территориальные органы осуществляют свод кадастровых сведений по субъектам РФ и в целом по РФ, проводят их анализ, организуют периодическое издание материалов кадастра.
23. Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Разработка гос-ых прогнозов на долгосрочную ( раз в пять лет на десятилетний период), среднесрочную и краткосрочную перспективу возложено на правительство России. Такие прогнозы разрабатываются на основе комплексного анализа ряда важнейших факторов, включая демографическую ситуацию, научно-технический потенциал, социальную структуру, состояние природных ресурсов. При этом прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по России и отраслям экономики, по регионам. Прогнозы на долгосрочную перспективу, создают основу разработки концепции социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трёх до пяти лет и ежегодно корректируется. Конкретные требования по планированию использования и охраны природных ресурсов устанавливаются в соответствующих природоресурсных актах. Планирование использования и охраны земельных и лесных ресурсов осуществляется в форме проектов земле- и лесоустройства. Землеустройство в частности предусматривает: разработку прогнозов, республиканских и региональных программ, схем использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства; разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной земель. землеустройство проводится по решениям представительных органов, по инициативе Роскомзема и его органов на местах или по ходатайству заинтересованных собственников земли. При лесоустройстве осуществляются: определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда; выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования. Проводится лесоустройство гос-ми лесоустроительными организациями федерального органа управления лесным хозяйством.
Источник
22. Государственный учет и ведение кадастров природных ресурсов.
Гос.учет и ведение кадастров природных ресурсов — это сбор необходимой количественной и качественной информации о их состоянии. Осуществляется кадастровый учет либо по админ.-терр. единицам, либо по субъектам природопользования. Основной принцип, на котором основан кадастровый учет — принцип достаточности и достоверности, в соответствии с которыми сведения о ресурсе должны быть достаточными для возможности управления и соответствовать действительности. Основной формой, в которой осуществляется учет природных ресурсов, считается гос.кадастр природных ресурсов. Гос.кадастр природных ресурсов — это совокупность достоверных и необходимых сведений об экологическом, хозяйственном и правовом положении природных ресурсов. Существует две группы кадастров:
- отраслевые — Гос.кадастр недвижимости\земельный кадастр; гос.водный кадастр; гос.лесной реестр (лесной реестр — это систематизированный свод документированных сведений о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничестве и лесопарках); гос.кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых; гос.кадастр объектов животного мира.
- территориальные — гос.кадастр особо охраняемых природных территорий; «красная книга».
23. Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны ос.
- Федеральный — в виде разработки различных концепций гос.развития в области охраны и использования окружающей среды.
- принятие федеральных целевых программ: «Леса России», «Мировой океан», «Питьевая вода», «Предотвращение опасных изменений климата и их последствия», «По охране озера Байкал».
- ежегодные, среднесрочные (до 3 лет) и долгосрочные планы Правительства РФ и т.д.
- уровень субъектов РФ
24. Экологический контроль и экологический мониторинг.
- соблюдение законодательства;
- соблюдение природоохранных требований. Природоохранное требование — это предъявляемое к хоз. и иной деятельности обязательное условие, ограничение или их совокупность, установленная законами и иными НПА, природоохранными нормативами, гос.стандартами и иными документами в области охраны ОС;
- обеспечение экологической безопасности.
- гос.эконадзор. Основан на принципе недопустимости совмещения функций контроля и хоз.использования. Осуществляется гос.инспекторми в области охраны ОС. Полномочия:
- право посещать субъектов хоз.деятельности и проверять ее;
- предъявлять требования и выдавать предписания об устранении нарушений;
- привлекать к админ.ответственности и т.д.
- федеральный;
- региональный
- налюдение
- оценка
- прогноз
- *обеспечение информацией заинтересованных лиц.
Источник