Гранатовый браслет куприн природа

Вопрос по произведению «Гранатовый браслет»

Автор подчеркивает душевное состояние Веры.
Сразу возникает ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже,
в печали пустых дач с разбитыми стёклами, в опустевших клумбах.
Невольно заостряешь внимание на фазе: «Жалко, и грустно, и
противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на
этот жалкий скарб».
Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась:
«Деревья успокоились, бесшумно и похорно роняли жёлтые
листья».
Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование
характерно для Веры Николаевны.
Пейзаж создаёт грустное, печальное, заставляющее задуматься
о прошедшем и будущем.
Автор проводит параллель между внутренним состоянием Веры
и описанием осеннего сада.
Это-одиночество души. Автор проводит параллель между
хлопающими окнами покинутых дач городскими жителями и
опустошённостью души Веры.
Душа Веры пребывает в состоянии дрёмы. «И Вера была
строго проста, со всеми холодна …любезна, независима и
царственно спокойна».

Появление Веры Николаевны предваряет пейзажная зарисовка. Осень. Сентябрь.

– Почему Куприн включает пейзаж в первую и вторую главу и только затем обращается к образу Веры?

(Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Пейзаж вызывает ощущение увядающего мира, напоминает о быстротечности жизни. Жизнь Веры Николаевны сродни природе: холодная и спокойная.

Внешняя недоступность заявлена её титулом – она жена предводителя дворянства).

— Как автор выявляет душевное состояние Веры?

(Автор проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада).

— Прочитайте описание осеннего сада. Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Счастлива ли она?

Зачитать 2 главу (со слов «Теперь она ходила по саду).

(Автор показывает, что её манеры отличаются холодной любезностью, царственным спокойствием. «Прежняя страстная любовь давно ушла», может быть, Вера не любит мужа, потому что не знает любви, поэтому относится к мужу с «чувством прочной, верной, истинной дружбы». Она тонко чувствующий, самоотверженный и деликатный человек: старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами»).

Источник

Развернутый ответ по теме: Какую роль играет описание пейзажа в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет»?

Описания природы в рассказе «Гранатовый браслет» огромную смысловую нагрузку, в этом произведении, огромна. Например, не­настье воспринимается как иллюстрация драматических событий, трагической ситуации. А.И. Куприн передаёт состояние природы с помощью разных художественных средств: эпитетов («глинистые дороги», «отвратительные погоды», «свирепый ураган», «разбитые стекла», «изуродованные клумбы»), метафор («тяжело лежал густой туман»), сравнений («мелкий, как водяная пыль, дождик»), олице­творений («сад покорно засыпал: звёзды дрожали»).

Читайте также:  Красивейшие природные места крыма

Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и — в особенности — запахов. Например: «Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также лев­кой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой. Зато пышно цвели своей хо­лодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, рас­пространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах».

Кроме того, пейзаж в «Гранатовом браслете» изменчив, как и настроение героев. Например: «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле». Пейзаж первой главы является завязкой и в то же время зашифрованным сюжетом произведения. Противопоставля­ется скучная будничная жизнь аристократов сильному чувству бед­ного чиновника, который разрушил их ледяное спокойствие.

Пейзажные зарисовки во многом предвосхищают предстоящие в повести события и характеризуют внутренний мир героев, отно­шение к ним автора.

Источник

Роль пейзажа в повести Куприна «Гранатовый браслет»

Пейзаж в купринской повести «Гранатовый браслет» выполняет важные функции.

Пейзажной зарисовкой начинается все произведение. Образы мелкого дождика, грязи, свирепого урагана, бури, сирены, ревущей днем и ночью, рыбаков, чьи трупы повыбрасывало спустя неделю, помогают читателю понять, что финал повести будет трагичным.

Отвратительная дождливая августовская погода сменяется сентябрьскими тихими, ясными, теплыми, солнечными, безоблачными днями. Автор рисует осенние картины, демонстрируя время перемен. Смена пасмурной погоды на погоду солнечную символизирует данный Вере Шеиной шанс. Та страстная любовь к мужу, которая превратилась в обыкновенную дружбу, противопоставляется чистой и самоотверженной любви Желткова.

В день своих именин Вера Шеина «ходила по саду и осторожно срезала ножницами цветы к обеденному столу». Выделяются образы георгинов, пионов и астр, которые «цвели своей холодной, высокомерной красотою». Здесь посредством цветов демонстрируется характер главной героини.

Когда Вера Шеина встречается со своей сестрой Анной, которая совершенно на нее не похожа, героини начинают обсуждать морскую стихию. Анна говорит о том, что она любит море, так как оно волнует ее душу. Вера же говорит, что больше любит лес. Она не обращает внимание на то, что окружает ее. Таким образом А.И. Куприн проводит следующую аналогию: Вера Шеина не замечает и искренней любви Желткова.

Читайте также:  Заправка авто газом природным

Описание природы наблюдается и в эпизоде разговора Веры и Анны с генералом Аносовым, который раскрывает сущность истинной любви, с которой суждено встретиться не каждому. Разговор происходил, когда догорал «долгий осенний закат», а над головой были только звезды посреди черной ночи. С помощью пейзажа А.И. Куприн обращает внимание читателей на выраженные Аносовым мысли о том, что существует такая любовь, которую уже не могут испытывать многие мужчины, но о которой так мечтают женщины. Писатель убеждает читателя в том, что любовь Желткова к Вере Шеиной была именно той самой любовью, о которой говорит «дедушка» Аносов.

Можно сказать о том, что повесть А.И. Куприна имеет кольцевую композицию. Произведение начинается пейзажной зарисовкой, ей же и заканчивается. Прослушав композицию Бетховена, о которой упоминал Желтков в своем письме, Вера Николаевна обнимает ствол дерева, которое «мягко сотрясалось». В этот момент налетел легкий ветер, который зашелестел листьями, словно сочувствуя Вере. А.И. Куприн показывает, что природа – живое существо, способное сопереживать и сочувствовать человеку. Данный пейзаж помогает героине прийти к выводу о том, что Желтков простил ее.

Таким образом, пейзаж в повести выполняет несколько функций: во-первых, он предвосхищает предстоящие события, во-вторых, он характеризует характер персонажей, их взгляд на мир и на жизнь, в-третьих, он обрамляет все произведение (кольцевая композиция), в-четвертых, он выражает авторское мнение о происходящем и авторское отношение к действующим персонажам.

Источник

Какие мотивы и образы использовал Куприн в повести гранатовый браслет

Образ природы
Описания природы предвосхищают события, помогают
понять внутренний мир героев.
События происходят осенью, порой печальной и унылой.
Это время года ассоциируется с расставанием, умиранием
всего живого.

В первой главе рассказа описание природы предвещает
плохой исход: «наступили отвратительные погоды»,
и даже обещает смерть: «пусть неделю повыбрасывало
трупы рыбаков в разных местах берега» , но все же
«погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась,
что-то хорошее, светлое случилось с героями
«Гранатового браслета»: «наступили тихие безоблачные дни,
таких не было даже в июле» — как напоминание о чем-то
добром и прекрасном, что произойдет с Верой.

Читайте также:  Заповедник природы таежной зоны

Природа помогает определить характер героев.
Вера и Анна Николаевна обладают уникальным зрением
и восприятием всего прекрасного.
Она увидела, что в «лунном свете есть какой-то розовый
оттенок», но над ней все смеялись, хотя художник,
человек, все примечающий, сказал, что давно об этом знает.
О тонком восприятии героинь говорят и метафоры,
используемые в разговоре:
«А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты бисером».
Вера и Анна обладают удивительной чувствительностью,
природа вызывает у них бурю эмоций и чувств.
Автор наделил героев прекрасным обонянием:
«только белая акация пахла … да и та конфетами», а Анна
сделала для себя открытие, что морская вода пахнет резедой.

Тонким слухом, уникальным обонянием, осязанием,
зрением обладают честный, благородный, искренний
генерал Аносов, Вера Шеина и Анна Фриессе.

Образ музыки
В «Гранатовом браслете» тема любви истолкована Куприным
в музыкальном ключе.
Исходной точкой замысла рассказа послужила,
по признанию самого писателя, вторая соната Бетховена,
шесть тактов которой растолковала ему однажды жена
одесского врача. Это не столько рассказ о любви,
сколько молитва о ней.
Молитвенный экстаз, в котором от начала до конца
выдержана центральная тема произведения, закрепляется
сменяющими друг друга в едином ряду символическими
образами.
Это старинный молитвенник, подаренный героине сестрою
в день именин, гранатовый браслет, присланный ей,
а затем отданный в дар Мадонне, и, наконец, претворение
шести музыкальных фраз из бетховенской «Аппассионаты» ,
о которых вспоминает герой перед смертью, в шесть
строф стихотворения в прозе, возникающих в сознании
княгини.
Это своеобразный акафист любви, рефреном в котором
служит строка из молитвы, обращенная героем в своем
предсмертном письме к любимой:
«Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твое“ .
Лирическая музыкальная концовка рассказа утверждает
высокую силу любви, которая дала почувствовать свое
величие, красоту и самозабвенность, приобщив к себе
на мгновение другую душу.

и выспрашивает, и выглядывает, и выслушивает, и вынюхивает, но самое главное — еще и выпытывает: а много ли мы знаем такого, чего ему ни за что в жизни не узнать?! (потому как лень-матушка одолела — и «мотивы с образами Куприна» ему уже никогда не осилить)

Источник

Оцените статью