Гранатовый браслет природа бунин

Развернутый ответ по теме: Какую роль играет описание пейзажа в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет»?

Описания природы в рассказе «Гранатовый браслет» огромную смысловую нагрузку, в этом произведении, огромна. Например, не­настье воспринимается как иллюстрация драматических событий, трагической ситуации. А.И. Куприн передаёт состояние природы с помощью разных художественных средств: эпитетов («глинистые дороги», «отвратительные погоды», «свирепый ураган», «разбитые стекла», «изуродованные клумбы»), метафор («тяжело лежал густой туман»), сравнений («мелкий, как водяная пыль, дождик»), олице­творений («сад покорно засыпал: звёзды дрожали»).

Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и — в особенности — запахов. Например: «Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также лев­кой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой. Зато пышно цвели своей хо­лодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, рас­пространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах».

Кроме того, пейзаж в «Гранатовом браслете» изменчив, как и настроение героев. Например: «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле». Пейзаж первой главы является завязкой и в то же время зашифрованным сюжетом произведения. Противопоставля­ется скучная будничная жизнь аристократов сильному чувству бед­ного чиновника, который разрушил их ледяное спокойствие.

Пейзажные зарисовки во многом предвосхищают предстоящие в повести события и характеризуют внутренний мир героев, отно­шение к ним автора.

Источник

Роль пейзажа в повести Куприна «Гранатовый браслет»

Пейзаж в купринской повести «Гранатовый браслет» выполняет важные функции.

Читайте также:  Все горные природные ископаемые

Пейзажной зарисовкой начинается все произведение. Образы мелкого дождика, грязи, свирепого урагана, бури, сирены, ревущей днем и ночью, рыбаков, чьи трупы повыбрасывало спустя неделю, помогают читателю понять, что финал повести будет трагичным.

Отвратительная дождливая августовская погода сменяется сентябрьскими тихими, ясными, теплыми, солнечными, безоблачными днями. Автор рисует осенние картины, демонстрируя время перемен. Смена пасмурной погоды на погоду солнечную символизирует данный Вере Шеиной шанс. Та страстная любовь к мужу, которая превратилась в обыкновенную дружбу, противопоставляется чистой и самоотверженной любви Желткова.

В день своих именин Вера Шеина «ходила по саду и осторожно срезала ножницами цветы к обеденному столу». Выделяются образы георгинов, пионов и астр, которые «цвели своей холодной, высокомерной красотою». Здесь посредством цветов демонстрируется характер главной героини.

Когда Вера Шеина встречается со своей сестрой Анной, которая совершенно на нее не похожа, героини начинают обсуждать морскую стихию. Анна говорит о том, что она любит море, так как оно волнует ее душу. Вера же говорит, что больше любит лес. Она не обращает внимание на то, что окружает ее. Таким образом А.И. Куприн проводит следующую аналогию: Вера Шеина не замечает и искренней любви Желткова.

Описание природы наблюдается и в эпизоде разговора Веры и Анны с генералом Аносовым, который раскрывает сущность истинной любви, с которой суждено встретиться не каждому. Разговор происходил, когда догорал «долгий осенний закат», а над головой были только звезды посреди черной ночи. С помощью пейзажа А.И. Куприн обращает внимание читателей на выраженные Аносовым мысли о том, что существует такая любовь, которую уже не могут испытывать многие мужчины, но о которой так мечтают женщины. Писатель убеждает читателя в том, что любовь Желткова к Вере Шеиной была именно той самой любовью, о которой говорит «дедушка» Аносов.

Читайте также:  Вода от самого сердца природы

Можно сказать о том, что повесть А.И. Куприна имеет кольцевую композицию. Произведение начинается пейзажной зарисовкой, ей же и заканчивается. Прослушав композицию Бетховена, о которой упоминал Желтков в своем письме, Вера Николаевна обнимает ствол дерева, которое «мягко сотрясалось». В этот момент налетел легкий ветер, который зашелестел листьями, словно сочувствуя Вере. А.И. Куприн показывает, что природа – живое существо, способное сопереживать и сочувствовать человеку. Данный пейзаж помогает героине прийти к выводу о том, что Желтков простил ее.

Таким образом, пейзаж в повести выполняет несколько функций: во-первых, он предвосхищает предстоящие события, во-вторых, он характеризует характер персонажей, их взгляд на мир и на жизнь, в-третьих, он обрамляет все произведение (кольцевая композиция), в-четвертых, он выражает авторское мнение о происходящем и авторское отношение к действующим персонажам.

Источник

Природа в судьбах литературных героев. По повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна

Природа в судьбе человека играет очень важную роль. Она помогает нам пересмотреть свои принципы и изменить точку зрения на окружающий мир, ярче представить героя художественного произведения. Убеждаюсь в этом, размышляя над страницами повести Александра Куприна «Гранатовый браслет».

Первая наша встреча с главной героиней произведения происходит в осеннем саду, где она срезает цветы к обеденному столу. Задумываюсь, случайно ли такой писатель-психолог, как А. Куприн, нарисовал княгиню на фоне холодных, цветущих высокомерной красотой

георгинов и астр. Нет! Все это не зря! Буквально через несколько строк писатель напишет о Вере Николаевне, что она была в жизни со всеми хладнокровна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна, как тот георгин, которым она любовалась утром.

Но не так и холодна Вера Николаевна, если она в разговоре с сестрой признается, что не очень любит юг и даже тяготится жизнью у моря. Ей любы лес средней полосы, который не может никогда наскучить, сосны, мхи, тишина и прохлада. Оказывается, в душе героини живет и романтик, если она так поэтично может говорить о мухоморах, что они точно из красного атласа и вышиты

Читайте также:  Адсорбционные осушители природного газа

А как романтично А. Куприн рисует волшебную ночь, когда дедушка произнесет пророческие слова о любви. Догорает закат, погасла последняя багровая полоска света, рдевшая на самом краю горизонта. На небе властвовали во всю звезды, которые дрожали своими ресницами среди черной ночи! Именно в эти минуты Вера услышит те роковые в ее судьбе слова, которые произнесет любимый, много повидавший в жизни дедушка: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Именно старому генералу Вера поведает о том безумце, который преследует ее своей любовью. Рассказ женщины потрясет дедушку, и именно тогда он предположит, что жизненный путь Верочки пересекла именно такая любовь, о которой грезят все женщины и на которую больше не способны мужчины.

После прощания с человеком, который ради ее спокойствия уйдет из жизни, она вспомнит слова старого генерала и поймет, как он был прав! Вера выйдет в сад, обнимет ствол акации и расплачется. Она в те минуты словно услышит прекрасные, прощальные слова Желткова: «Да святится имя твое!» Прижимаясь к акации, княгиня ощутит, что деревце мягко сотрясалось. Оно словно плакало вместе с несчастной женщиной, не рассмотревшей большой любви, которую даровал ей Бог. И легкий ветерок, точно сочувствуя ей, шелестел листьями. Вот она, природа, которая, оказывается, умеет и сопереживать вместе с нами!

Могу сделать вывод, что описания природы в художественных произведениях вводятся не случайно. Они помогают нам лучше понять, что чувствовал, что переживал тот или иной литературный персонаж.

Источник

Оцените статью