Громовая птица индейцев мифология

Мифы · Земли

Свежие записи · Архив · Друзья · Личная информация

Оджибвеи полагали, что гром — это огромная птица, чьи глаза мечут гром и молнии. Слыша первый гром ранней весной, они приветствовали своего хранителя, возвращавшегося из своего южного дома после зимы. Ранней весной индейцы оставляли табак на земле, на воде, или сжигали его в печи в качестве подношения, или же старейшины курили священные трубки в честь громовых птиц.

Оджибвеи полагают, что у громовых птиц были в горах огромные гнезда, и большое одеяло облаков всегда окутывало их. Хотя громовых птиц никогда не видели летящими к этим гнездам или от них, было известно, что они есть. Только в тех местах сверкали молнии и гремел гром. В старые времена на озере Нипигон напротив бывшей индейской резервации Сэнд Пойнт стояла гора, где у громовых птиц было такое каменное гнездо. Никто никогда не ходил туда, чтобы узнать, что же там находится, но индейцы знали, что это громовые птицы, и считали это место священным. За девяносто лет перед приходом белых людей на Нипигон одеяло из облаков вокруг горы начало подниматься, наконец, уплыв прочь навеки, и оджибвеям предстало огромное гнездо. Позже тем же летом громовые птицы, чтобы скрыть все следы, уничтожили это место, сровняв почти полгоры.

Мне рассказывали, что у громовых птиц было большое гнездо и на одной из гор у Верхнего Озера. И около восьмидесяти пяти лет назад два юноши взобрались на эту гору, чтобы узнать, действительно ли там живут громовые птицы, хотя их предупреждали, чтобы они никогда не поднимались туда. Добравшись до вершины, они увидели двух только что вылупившихся птенцов, все еще покрытых пухом, чьи глаза сверкали ярко, словно вспышки молний. Испуганные мальчики сбежали вниз и рассказали об увиденном. Несколько лет назад в Херон Бэй умер индеец, видевший в молодости этих мальчиков. Позже мой родственник рассказал мне ту же самую историю, сказав, что птицы улетели в неизвестном направлении. Их огромные каменные гнезда до сих пор можно увидеть в некоторых районах Онтарио. Одно из них находится в Манитобе, другое — в районе Деар Лейк, в лесах к северу от Ред Лейк.

Индейцы считали одного старика посланником Великого Духа. Он жил в Вирджин Фоллс, В устье Нипигона. И рассказывал оджибвеям, что Бог послал его на землю вместе с двумя другими людьми, чьими именами были Камень и Вода. Этот уважаемый человек сказал, что однажды озеро Нипигон будет затоплено, река Нипигон будет впадать в озеро, а Вирджин Фоллс навсегда скроется под водой. В то время оджибвеи не поверили ему, хотя и почитали его, так как у него были большие священные барабаны. Пятьдесят лет спустя это прекрасное место было затоплено плотиной. Давление воды заставило реку течь вспять в озеро Нипигон, и его слова сбылись. Как он узнал, что это случится – загадка. Некоторые индейцы, слышавшие, как старик говорил об этом, живы до сих пор и увидели, как сбылись его слова.

Откуда у белого человека его электрическая сила? От громовых птиц? Среди оджибвеев это всеобщее поверье. «Однажды», рассказывал тот же старик-оджибвей, — «я отправился на запад и встретил белых людей, которые делали золотого змея, полого внутри. Около часа спустя после того, как змея положили в прерии, появились грозовые облака, приближающиеся к нему. Этот змей был сделан так, чтобы привлечь громовых птиц и уловить молнии в свою полость». Когда громовые птицы увидели змея, они обрушили на него с небес ливни молний. Некоторые из них были уловлены внутри полости, и когда их стало достаточно много, белый человек взял молнии и сделал из них электрическую силу. Старик-оджибвей рассказывал также, что однажды белые люди отправились к грозовым облакам на самолете и, поднявшись туда, стали стрелять в громовых птиц, взяли только головы и поместили их в огромные котлы, и сок этих голов превратился в электрическую силу.

Читайте также:  Все виды маленьких птиц

Нипигонские оджибвеи верили в два вида громовых птиц. У одних был обычный клюв, а у других — длинный и изогнутый. Оджибвеи считали, что у последних очень плохой нрав, что они вызывают очень сильный гром и убивают индейцев молнией. А у вторых был мягкий нрав, они не приносили так много шума, и именно их мы в основном слышим во время грозы. Есть также громовая птица, наделенная большой силой, которая живет одна. Есть и оджибвейская легенда об этой одинокой громовой птице, которая называется: «Индеец, который стал Громовой Птицей».

Однажды в древние времена жило семеро братьев-индейцев. Согласно легенде, они никогда не видели жинщины. Как они были рождены без обоих родителей — легенда умалчивает. Однажды младший из братьев, чье имя было Ваби-Амик, Белый Бобр, отправился на охоту в лес. Там он повстречал Нимки-Бинесик, Женщину-Громовую Птицу. Белый Бобр не испугался – он обрадовался такой красивой женщине. Молодой воин привел свою красавицу к себе в вигвам, где они стали счастливо жить вместе, как муж и жена. Все его братья полюбили ее, кроме Асина, Камня, старшего брата, который вознавидел ее, но старался не показывать своих чувств. Однажды Белый Бобр отправился на охоту, радуясь ниспосланному ему счастью. В этот день Асин больше не смог сдержать свою ненависть.

Вернувшись с охоты, Белый Бобр обнаружил пятна крови вокруг костра и возле своего вигвама. Он бросился в свою палатку, но нигде не увидев своей жены, разгневался на Камня, так как решил, что сильно ненавидевший его жену Камень должно быть убил ее.

Белый Бобр бросился к палатке Асина: «Я знаю, что ты ненавидел ее, но что плохого она сделала тебе? Должно быть это было что-то очень плохое. Скажи мне, Асин, что ты сделал? Я видел на земле следы ее крови, ведущие в лес».

Асин не испугался гнева своего брата: «Ты привел эту женщину, Нимки-Бинесик, в свой вигвам и пред мои глаза, когда мне ненавистен сам вид женщин. Я возненавидел ее с первого же взгляда. Мы все были счастливы вместе, до того как она пришла, потому я задумал избавиться от нее навсегда. Когда ты уходил этим утром, я увидел у костра Нимки-Бинесик, готовившую для тебя лосятину. Я взял свою самую острую стрелу и натянул лук. Стрела нашла свою цель, попав в бедро ненавистной мне женщины. После того, как я выстрелил, она подпрыгнула и бросилась в лес, и громкие раскаты грома раздались в небесах. Я испугался грома и не стал преследовать ее, чтобы убедиться, что убил ее».

Читайте также:  Горец птичий спорыш листья

Ваби-Амик спросил Камня, Асина: «Где были остальные мои братья, когда это произошло? И почему они не остановили тебя?» Камень ответил: «Я отослал их. Как видишь, ни один еще не вернулся».

«Брат мой Камень», — ответил Белый Бобр, — «Я достаточно зол на тебя, чтобы убить, несмотря на то, что ты мой кровный брат. Ты очень глупый и очень злой человек. И хотя я зол на тебя, мне все же жаль тебя. Брат мой Камень, скажи мне, не приходило ли тебе когда-либо в голову, чем или кем была Нимки-Бинесик? Не приходило ли тебе в голову, что ее имя означает «Женщина-Великая Громовая Птица»? Я хотел сказать тебе, но не сделал этого сразу, потому что знал, что ты не любишь ее. Эта женщина могла бы помочь будущим поколениям, если бы ее и наша кровь перемешались в рождении ребенка. Потому что эта женщина была громовой птицей в человеческом обличье. У Нимки-Бинесик есть шесть сестер. С их помощью мы могли бы основать великую цивилизацию. Теперь же слишком поздно. И начиная с этого дня, все приходящие в мир индейцы из поколения в поколение будут знать, что это ты помешал возможному прогрессу. И будут индейцы, пришедшие с востока, чьих женщин наши братья возьмут в жены. Что касается меня, то я ухожу и не вернусь, пока не найду ее. Я чувствую, что она все еще жива, потому что у нее много силы».

Затем Белый Бобр отправился по следу, уходящему в лес, через долины, горы и леса, пока не достиг большой горы, чья вершина поднималась выше облаков. Он взбирался на нее, пока земля не пропала из виду, и достиг самой вершины. Там, на одеяле из облаков, стоял величественный вигвам, испускавший раскаты грома и стрелы молний. Из вигвама доносился смех женщин. Внезапно все стихло, потому что его присутствие почувствовали. Когда занавес вигвама откинулся, на пороге стояла Нимки-Бинесик, выглядящая так же прекрасно, как всегда, без следа крови или стрелы. Она сказала: «Зачем ты пошел за мной?»

«Я пришел, потому что ты — моя жизнь».

Тогда женщина сказала: «Иди сюда. Мы дадим тебе силу ходить по облакам. Войди внутрь, я хочу, чтобы ты познакомился с моими родителями».

Внутри вигвама сидели две старые громовые птицы в человеческом обличье. Каждая из них выглядела исполненной силы и мудрости. В их глазах он увидел вспышки молний. Индеец был очень голоден. И старик сказал: «Что мы дадим этому индейцу? Я знаю, что он не будет есть то, что едим мы, потому что наша природа другая, и мы не можем держать его на небе слишком долго».

Сестра-громовая птица спросила индейца, что бы он хотел съесть. Он сказал: «Я ем лосятину и оленину».

«Мы попытаемся достать их для тебя».

Раздался сильный раскат грома. Из человеческого обличья громовые птицы вернулись в свое естественное состояние и улетели. Через полчаса они принесли большую рогатую змею с двумя головами и тремя хвостами. Ваби-Амику предложили съесть ее, но он не смог этого сделать. Ему делалось плохо даже от одного взгляда на нее. С каждым утром он становился все голоднее. Снова его спросили, не хочет ли он есть. Еще два путешествия были предприняты, но оба оказались неудачными. Во второй раз ему предложили змеиного лосося, а в третий – большого кошачьего полубога. Он отказался от всего, потому что не мог есть пищу громовых птиц.

Читайте также:  Альбатрос птица размах крыльев

Наконец старая женщина сказала своей старшей дочери: «Я стара и мудра. У меня есть великое знание. Я знаю, что тебе нравится этот человек, этот индеец. Видишь ли, даже если бы он был одним из нас, он не мог бы есть то же, что и мы. Отнеси его к своему дяде — громовой птице-шаману, живущему на юге и известному под именем Южная Громовая Птица-Шаман. Я уверена, что он найдет средство для этого индейца».

Белого Бобра положили на одеяло из облаков, которое напомнило ему одеяло из кроличьих шкурок, и отнесли далеко на юг. Это одеяло накрыло его так, чтобы он не мог видеть. Перед отлетом вспыхнула молния, и Белый Бобр услышал раскат грома, а затем почувствовал, что облако пришло в движение. Через какое-то время движение прекратилось, и его попросили встать. Оглядевшись, он увидел посреди облака большой шаманский вигвам. Ниже, на втором слое облаков, находилось множество вигвамов громовых птиц, все из которых пребывали в человеческом обличье. Войдя в шаманский вигвам, Нимки-Бинесик обратилась к своему дяде: «Моя мать и твоя сестра прислала нас, чтобы ты дал лекарство этому индейцу, и он смог бы питаться так же, как и мы и, если возможно, стал бы одним из нас».

Громовая птица-шаман постоял в молчании и затем сказал: «Хорошо, но пусть этот индеец знает, что если он примет это лекарство, он никогда не вернется на землю, но станет громовой птицей, и будет жить в небесах вечно». Затем громовая птица-шаман взял два маленьких волшебных яйца голубого цвета, смешал их в маленьком горшочке и предложил Ваби-Амику выпить первый напиток.

Выпив его, Белый Бобр почувствовал, что сила вошла в него, и, взглянув на свои ноги, увидел, что они стали ногами громовой птицы. Выпив следующий напиток, он превратился в громовую птицу. Его человеческий облик, вигвамы, шаманский вигвам — все пропало. Все были теперь громовыми птицами. Он полетел обратно к дому женщин-громовых птиц и, будучи голоден, съел все те самые блюда, которые недавно не мог есть.

Но люди, жившие внизу, помнили об индейце, который стал громовой птицей. Позорный поступок Асина стал известен, а женщины народа, пришедшего с востока, вышли замуж за некоторых из братьев, и так далее из поколения в поколение до нашего времени. Мой народ чтит эту легенду. Оджибвейское поверье гласит, что эту громовую птицу все еще можно услышать в небесах, и я сам слышал ее дважды в своей жизни.

Цит. по Моррисо Норваль, Легенды моего народа – великих оджибвеев / Пер. с англ.С. Педченко, 2006

Источник

Оцените статью