История мировой торговли СПГ
Возможность транспортировки СПГ танкерами была впервые продемонстрирована в 1958 году, когда на экспериментальном судне Methane Pioneer была осуществлена перевозка сжиженного природного газа из Лейк-Чарльз (Lake Charles) в штате Луизиана (США) в Кэнвей-Айленд (Canvey Island) в Великобритании. Затем, в 1964 году, была заключена первая коммерческая сделка – проект CAMEL, предусматривавший поставку алжирского газа в Великобританию и Францию. К 1969 году было заключено ещё три торговых сделки: дополнительные поставки из Алжира во Францию, поставки из Ливии в Италию и Испанию, а также поставка из залива Кука на Аляске в Японию (первый тихоокеанский проект).
Если первые поставки из Алжира осуществлялись на сравнительно небольшие расстояния в Европу, то на более удаленный рынок США впервые СПГ стал поставляться в 1972 году – в рамках небольшого проекта в Эверетте (Everette), штат Массачусетс. В 1978 году начались гораздо более крупные поставки сжиженного природного газа из Алжира на терминалы США в Кав-Пойнт (Cove Point), штат Мэриленд, и Элба-Айленд (Elba Island), штат Джорджия.
Начальный этап развития торговли СПГ в бассейне Атлантического океана пришелся на период беспрецедентных изменений на международных энергетических рынках. К ним относятся два нефтяных кризиса, широкомасштабная национализация концессионных проектов международных нефтяных компаний в странах ОПЕК и реструктуризация газовой отрасли в Северной Америке. Если импорт СПГ в Европу продолжал расти медленными темпами, то в Северной Америке торговля почти замерла, в результате чего прогнозы существенного увеличения спроса в Атлантике не материализовались.
Пережив два нефтяных кризиса в 1970-х годах и стремясь уменьшить зависимость от импорта нефти с Ближнего Востока, Япония увеличила импорт СПГ из стран Юго-Восточной Азии, в особенности из Индонезии. Сжиженный природный газ потреблялся главным образом в электроэнергетике.
В 1979 году, когда импортные поставки СПГ начального периода достигли своего максимума, на бассейн Атлантического океана приходилось 44% объема мировой торговли СПГ, а остальная часть – на единственный тихоокеанский рынок – Японию. Доля одних только США в мировой торговле сжиженным природным газом составляла 21%, что вдвое превосходило долю Франции, второго по величине импортера в Атлантике. Несмотря на то, что в 1982 году в бассейне Атлантического океана началась реализация двух новых проектов (поставки из Алжира в Бельгию и в Лейк-Чарльз в Луизиане), доля Атлантики в мировой торговле в том году сократилась до 31%. Подобно США, резко сократили свой импорт СПГ Италия и Великобритания.
В условиях, когда произошло существенное снижение интереса к СПГ в Атлантике, акцент сместился на Тихоокеанский регион, где помимо Японии импортировать СПГ в 1986 году начала Корея, а в 1990 году – Тайвань. В 1977 году поставки в Японию начали Абу-Даби и Индонезия, а затем, в 1983 году – Малайзия, и в 1989 году – Австралия. Лишь с оживлением рынков СПГ в США и Европе в конце 1990-х годов бассейн Атлантического океана вновь стал основным центром роста рынка СПГ.
Оценка контрактного статуса твердых и вероятных мощностей СПГ на 2010 год (млн. тонн СПГ)
(оценка Джима Дженсена на основе существующих графиков)
Источник: «Цена энергии: международные механизмы формирования цен на нефть и газ» (Секретариат Энергетической Хартии, 2007)
Источник
2. Газовая промышленность мира
Крупнейшие в мире производители природного газа в значительной мере являются одновременно и его потребителями, поэтому по сравнению с нефтью доля природного газа, идущего на экспорт, составляет всего 15% от его добычи. Крупнейшими экспортерами газа являются Россия (около 30% мирового экспорта, причем эта доля продолжает расти), Нидерланды, Канада, Норвегия, Алжир. В больших количествах газ импортируют США, Япония, Германия, Франция, Италия. Основная часть экспортируемого газа идет по газопроводам, а около У4 транспортируется в сжиженном виде на судах-метановозах. Протяженность газопроводов в мире постоянно растет и в настоящее время составляет 900 тыс. км. Первое место в мире по длине газопроводов занимает Россия (около 80 тыс. км). За рубежом крупнейшими газопроводами являются: газопровод между канадской провинцией Альберта и США; по направлениям: г. Гронинген (Нидерланды) — Германия — Швейцария — Италия; норвежский сектор Северного моря — Германия — Бельгия — Франция; Алжир — Тунис — дно Средиземного моря — Италия.
Экспортно-импортные операции с природным газом осуществляют двумя способами: по магистральным газопроводам (72 %) и с использованием морского транспорта, в сжиженном виде (28 %). При этом магистральные газопроводы обслуживают главным образом внутриконтинентальную торговлю– как между соседними странами (из Канады в США, из Нидерландов и Норвегии в другие европейские страны), так и на расстоянии в тысячи километров (из России в Восточную и Западную Европу). В отдельных случаях по газопроводам осуществляют и межрегиональную, межконтинентальную торговлю (Африка – Западная Европа). Грузопотоки сжиженного природного газа также имеют преимущественно внутрирегиональный характер. Все это свидетельствует о том, что, в отличие от нефти, пока, видимо, преждевременно говорить о мировом рынке природного газа. Правильнее вести речь о нескольких региональных рынках.
В России действует Единая система газоснабжения, которая включает разрабатываемые месторождения, сеть газопроводов, компрессорных установок (для сжатия газа и подачи его под давлением), подземных газохранилищ и других сооружений. Они передают природный газ в Центральную Россию, в государства Прибалтики, Белоруссию, Молдавию, Украину и далее в страны Восточной и Западной Европы.
Увеличиваются перевозки газа в сжиженном виде. Крупнейшими поставщиками природного газа в сжиженном виде выступают
Индонезия, Алжир, Малайзия, Бруней. Около 2 /3 всего сжиженного газа ввозится в Японию. В настоящее время Россия реализует проект по строительству завода сжиженного природного газа на юге острова Сахалин для дальнейшего его экспорта в Японию.
Главные газодобывающие страны мира (на 2006 г.):
Источник