Хвойные деревья жизнь птиц

Конспект урока окружающего мира «Хвойные деревья», 1 класс, «Начальная школа XXIвека»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

— воспитывать экологическую культуру у младших школьников.

1.Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности.

-Я рада нашей новой встрече,

Быть с вами нравится, друзья!

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

-Подумайте, что нам необходимо для успешной работы на уроке? (внимание, знания, дружба, умение правильно выражать свои мысли и т. д.)

-Предлагаю пожелать друзьям удачи, пожмите друг другу руку.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

А) Задание «Соображалки». Индивидуальная работа по карточкам.

-Многие из вас очень наблюдательны, умеют сравнивать. Перед вами таблицы с изображением растений и их веточек с плодами. Соедините карандашом растение с его веточкой и напишите его название(2 ученика работают у доски).

-Проверим работу. Что объединяет эти растения? (это деревья) Разделите деревья на 2 группы. Какие группы получились? (лиственные и хвойные деревья)

Б) Речевая разминка. Рабочая тетрадь с. 43

-Объясните, почему так говорят: «Ёлочка-иголочка» (слайд № 1);

«У сосны листочки-хвоинки» (слайд № 2);

«Зимой и летом одним цветом» (слайд № 3). О чём эта загадка? (о хвойных деревьях: сосне и ели)

— Чему же будет посвящён наш урок? Какова его тема, сформулируйте. (слайд № 4)

3. Постановка учебной задачи.

-Каким же цветом ель и сосна круглый год? Почему? (слайд № 5) Кто согласен с утверждением, что эти деревья никогда не сбрасывают свою зелёную хвою? Кто не согласен?

-У нас возникли разногласия. Обратимся к нашим «Знатокам» (несколько учащихся дома самостоятельно готовили учебный материал к уроку).

-Мы узнали, почему хвойные деревья зелены всегда. Кто из вас считает, что все хвойные одинаковы? Кто думает, что существуют различия? (слайд № 6) Определим кто прав в ходе практической работы.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

Практическая работа в группах по 4 человека (веточки и шишки сосны, ели) по заданиям учебника с. 97, обсуждение вопросов.

Читайте также:  Запах от птицефабрики петелинка

1 группа: — Вы сравнивали ветки ели и сосны. Чем они похожи? Чем различаются? (Сожмите веточки. Что заметили? Веточки какого хвойного дерева более мягкие? Более колкие?)

2 группа: — Есть ли на них листья? Какие они?

3 группа: — Какие шишки у сосны?

4 группа: — А какие шишки у ели?

5 группа: — Имеется ли хоть какое-нибудь сходство у шишек изучаемых нами деревьев?

6 группа: — По какому признаку ещё можно различать эти деревья? Внимательно рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Как располагаются ветки на стволе?

-Есть ли ещё отличия? «Знатоки» дополняют информацию. Итак, кто теперь убеждён, что различия между хвойными деревьями существуют?

Ветки гнуться взад, вперёд,

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Ветви только на макушке . (сосна)

Пойдёшь гулять и встретишь:

Зимою в платье летнем. (ель)

— Кто знает, что это за дерево?

Опадают те иголки. (лиственница)

— Среди хвойных есть необычное дерево, сейчас мы о нём подробно узнаем, прочитав статью учебника с.98. Ученики вслух читают рассказ «Лиственница сибирская».

-Какая главная особенность лиственницы? Как понимаете слово «долгожитель»?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа учащихся за компьютерами по 2 человека: выполнение задания по применению нового знания (тест), самопроверка, самооценка работы.

  1. К какой группе растений относится ель? (травы, деревья, кустарники)
  2. Как правильно назвать лист хвойного дерева? (колючка, иголка, хвоинка)
  3. Какие плоды у хвойных деревьев? (ягода, цветок, шишка)
  4. Как называется еловый лес? (ельник, сосняк, пихтач)

7. Включение в систему знаний и повторение.

— Знаете ли вы, ребята, жизнь каких птиц связана с хвойными деревьями? Хотели бы узнать? (слайд № 7) Об этой и других птицах, их взаимосвязи с деревьями мы будем говорить на следующем уроке, можно дома подготовить дополнительный материал.

8. Рефлексия учебной деятельности.

-Какими знаниями вы теперь можете поделиться со своими младшими друзьями, которые ещё не ходят в школу? Что интересного из урока расскажите, придя сегодня из школы, своим родителям?

-Домашнее задание, как всегда, выбирает каждый сам:

приготовить сообщение о деревьях, птицах;

написать письмо «лесному» другу;

составить кроссворд по теме урока для разгадывания в классе.

Источник

Птицы хвойного леса

Хвойные леса обеспечивают места для гнездования, размножения и питания большого количества певчих, хищных и других видов птиц живой природы. Самыми, пожалуй, интересными хищными птицами хвойного леса считается ястреб Купера, королевский канюк, полосатый ястреб, мохнатый сыч (сова) и беркут. Они питаются как мелкими грызунами, так и маленькими птичками.

Читайте также:  Конспекты чтение умная птичка младшая группа

К певчим птицам хвойного леса относят Виреон Белла, дятел Левиса, Сероголовый виреон, поползень-крошка и пр. Хвойный лес стал для них домом: здесь они питаются, гнездятся и выводят потомство.

Птицы хвойного леса имеют достаточно широкий выбор пищи. Все птицы ищут еду в различных ярусах леса, в зависимости от того, что им больше нравится: насекомые, семена, шишки, мелкие млекопитающие или черви — еды в хвойном лесу полно, главное хорошенько поискать.

Каждая птица (и птицы хвойного леса не исключение) нуждается в надежном месте, где она может строить гнезда, откладывать яйца, и выводить потомство. А в хвойном лесу мест для гнездования так много, что иногда кажется, на любой ветке можно свить гнездо. Некоторые вьют гнезда на самой макушке хвойных деревьев, другие же стараются устроиться как можно ниже.

А дятлы вообще сооружают себе дом прямо в стволе деверева. Выдалбливая клювом отверстие, они устилают его дно и откладывают там яйца. Конечно, такое соседство во многом имеет свои плюсы и минусы. Дятел поедает всех вредных насекомых, но и сам такими дырами в дереве наносит ему непоправимый урон.

Дятлы имеют жесткие перья хвоста и сильный клюв, который они используют для сверления отверстий в стволах деревьев в поисках пищи или строения гнезда. Череп этой птицы работает как амортизатор. Его специальная конструкция позволяет птице ударять клювом о массивную древесину без каких-либо проблем.

Крылатые обитатели хвойных лесов используют для строения своих гнезд всевозможные подручные материалы: веточки, хвою, мох, кусочки коры и пр.

Красный клест — птица, обитающая в хвойных лесах — имеет специально приспособленный клюв, который позволяет ей взламывать шишки, чтобы добраться до семян. Клюв клеста обладает необычной формой: верхняя и нижняя части пересекаются, образуя букву « X », что позволяет птице с легкостью открывать орехи. Основной рацион клеста состоит из семян хвойных деревьев, даже молодняк употребляет в пищу только этот продукт. Эта птица размножаться в любое время, так как семена хвойных в достаточном количестве можно найти и зимой и летом.

Читайте также:  Примета птицы стучатся окно

Виды птиц, живущих в хвойном лесу, настолько поражают, что невольно задумаешься о многообразие нашего животного мира. К примеру, птичка королек, нашедшая свой дом в еловых лесах, это самая маленькая птичка России. Длина королька всего 8-9 см, а вес составляет примерно 6 г. В кустарниках хвойного леса нелегко бывает заметить этого пернатого, и лишь по тонкому попискиванию и шуршанию листвы можно определить его крошечную фигурку.

Птицы, поселившиеся на ветвях хвойных деревьев, входят в единую экосистему хвойного леса и приносят свою неповторимую пользу: одни служат санитарами леса, другие же пищей для более крупных. И пока живет хвойный лес, будут жить и птицы хвойного леса.

Источник

Где жить и что есть птицам в хвойном лесу?

Кто тут живет?
Хвойные леса являются местом гнездовий, размножения и питания для многих певчих птиц, хищных птиц и другой дикой природы.

Некоторые хищные птицы – например, ястреб Купера, полосатый ястреб, королевский канюк, беркут – используют хвойные леса для гнездовий.

Певчие птицы – Виреон Белла, Сероголовый виреон, дятел Левиса, поползень-крошка – в хвойных лесах не только гнездятся, а также питаются и выводят потомство.

Где жить и что есть птицам в хвойном лесу?

Что они едят?
У птиц в хвойных лесах довольно широкий выбор еды. Разные птицы находят пищу в различных ярусах леса, в зависимости от того, что им нравится.

Насекомые, семена, сосновые шишки, небольшие млекопитающие и черви – все входят в рацион птиц, обитающих в хвойных лесах.

Лес дает птицам пищу, а взамен птицы едят насекомых, которые могут повредить деревья.

Птице необходимо безопасное место, где она могла бы свить гнездо, отложить яйца и вырастить потомство. Лес дает птицам множество подходящих мест для гнездовья и защиты от хищников.

Кроме того, в хвойном лесу достаточно необходимого строительного материала для того, чтобы птицы могли свить гнезда.

Расположения гнезд разнообразны:
Некоторые птицы обитают в лесной подстилке в небольших углублениях в земле.
Другие предпочитают «квартиры» с хорошим видом, поэтому вьют гнезда на кронах высоких деревьев.
А такие птицы как дятел Левиса делают отверстия в стволах деревьев и живут там.

Источник

Оцените статью