Идеальная природа сознания человека

3. Материальная основа и идеальная природа сознания

Как свидетельствуют философские и частные научные изыскания в области исследования сознания, последнее есть сложное, многогранное, многокачественное по своей струк- туре и функциям образование. Соответственно это находит выражение в многоаспектности рассмотрения сознания даже в пределах одной и той же дисциплины. Так, в области философии, которую интересует прежде всего взаимоотношения человека с миром, сознание рассматривается в трех основных аспектах: онтологическом, гносеологическом, праксеологическом (т. е. в плане организации деятельности и практики). В онтологическом плане проблема сознания связана с рассмотрением материального субстрата (основы) сознания и природы идеального как субъективной реальности. При наличии связи и единства материя и сознание имеют между собой существенные, качественные различия. Прежде всего

материя как окружающий человека внешний мир есть объективная реальность , она независима от человека. Сознание же есть субъективная реальность , субъективный образ объективного мира. Она не может существовать независимо от деятельности человека, особенно от его мозга. Еще в VI веке до новой эры древнегреческий философ и врач Алкмеон выдвинул положение о головном мозге как органе психики . В свою очередь Рене Декарт выдвинул идею рефлекса (от лат. reflexus — отражение) ответной реакцией организма на внешние воздействия. Впоследствии эта идея была развита в учение о рефлексорной деятельности мозга (в частности, в работах русских физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова ). Функциональная связь сознания с мозгом легко обнаруживается уже эмпирически в тех случаях, когда нарушается его нормальная деятельность вследствие какихлибо травм, заболеваний или отравления алкоголем, наркотиками и т. д. О мозге как высокоорганизованной материи свидетель- ствуют его анатомические и функциональные особеннос- ти . Так, человеческий мозг значительно превосходит мозг животных. Средний объем мозгового вещества человекообразной обезьяны шимпанзе составляет 400 см 3 , у человека — 1400 см 3 при весе 1400 г. Конечно, вес головного мозга не является основным показателем умственных способностей человека. Например, вес головного мозга известного французского писателя А. Франса был равен 1017 г, головной мозг И. Канта — 1800 г, И.С. Тургенева — 2012 г. Умственные способности человека зависят прежде всего от строения мозга и обусловлены всей деятельностью человека. Мозг состоит из 14 миллиардов клеток (нейронов). Каждая нервная клетка мозга обладает 8 тысячами контактов. Это обеспечивает бесконечное многообразие нервных связей, и человек использует лишь незначительную долю функциональных возможностей мозга. Даже при активной умственной деятельности человек использует лишь 4% нейронов.

Читайте также:  Виды деградации природной среды

Хотя сознание есть функция мозга, субъективная (духовная) реальность не сводится к физиологическим, биофизическим, биоэлектрическим и другим материальным процессам, протекающим в структурах мозга, как это полагали представители вульгарного материализма . Субъективная реальность, как мы уже упоминали, по своей природе идеальна. Идеальное — это внутренняя явленность предметов объективного мира, отражение предметов внешнего мира в голове человека. Образы внешнего мира, существующие в голове человека, не материальны. Идеальное, в отличие от материального, не имеет чувственных параметров. В связи с о своей идеальностью сознание, чтобы быть доступным другим людям, требует внешнего материального носителя. Таким образом, уже в этом гно сеологическом плане, не говоря о социальных обстоятельствах, сознание нуждается в языке . Однако связь сознания с языком не органическая, не связь содержания и формы, как это утверждают некоторые авторы (см., напр.: Кальной И.И. Философия: учебник. – СПб., 2001. С. 207). Эта связь не может быть органической хотя бы потому, что природа языка и мышления различны. Связь между ними является функциональной . Содержание сознания в актах коммуникации трансформируется в смысловые (понятийные) значения языковых знаков. Значение в широком гносеологическом плане выступает как функция материи языковых знаков , как вторичное диспозиционное свойство этой материи. Оно складывается и проявляется в отношении знака к объекту реальности, к понятию, смыслу, к другим знакам языковой системы и к субъектам коммуникации. Сам языковой знак выступает носителем и передатчиком семантической (смысловой) информации, а также условным сигналом для получателей этой информации в актах коммуникации. Связь языка с сознанием, указанные выше отношения складываются в филогенезе в процессе

трудовой деятельности, а в онтогенезе — в процессе социализации как ассоциации материи языковых знаков с элементами сознания на основе механизма условно-рефлекторной деятельности. Язык относится к сущностным отличительным чертам человека. И.П. Павлов характеризовал язык как вторую сигнальную систему , которая присуща только человеку. Система рефлексов, с помощью которых человек (подобно животным) реагирует на те или иные предметы, предупреждающие о их значимости для его существования и деятельности, составляет первую сигнальную систему . При помощи этой системы информация поступает через органы чувств непо- средственно от предметов. Благодаря второй сигнальной системе у человека появляется способность извлекать и перерабатывать информацию о предметах, оперируя уже не самими предметами, а лишь их знаками. Подчеркивая интерсубъективный характер языка и социальный способ существования сознания, К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «…Язык есть практическое, существующее для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 29). Таким образом, способ, каким существует сознание для других людей и тем самым для общества, является знание, но объективированное, трансформированное (зашифрованное, закодированное) в форме функции материи языковых знаков как их смысл. При восприятии же речи у получателя текста возникает в голове примерно то же содержание сознания, что и у отправителя. Язык тесно связан не только с рационально-познаватель- ной сферой, но и эмоционально-волевой. Точнее говоря, он пронизывает все сферы человеческого бытия. Не случайно М. Хайдеггер называет язык «домом бытия», аХ.Г. Гадамер — способом бытия человека. В конце концов, национальный

Читайте также:  Асадов хоть мать природа

Источник

Философия / 5.3.Природа сознания и его идеальный характер

Понимание происхождения сознания и его сущности материалистическая диалектика связывает с теорией отражения. Согласно этой теории, вся материя обладает свойством, родственным ощущению, — это свойство отражения.

Отражение • это такое всеобщее свойство материи, которое \(бактеризуется как изменение объектов в результате их взаимодействия между собой, причем эти изменения соответствуют характеру взаимодействующих объектов. Результатом отражения служат отпечатки, следы и т.п. изменения в структуре объектов взаимодействия. Формы отражения материи в целом соответствуют основным формам движения материи.

Различают формы отражения в неживой, живой природе и обществе.

В неживой природе — это механическая, физическая и химическая формы

В живой природе — низшим живым организмам присущи такие формы отражения, как раздражимость и чувствительность; более сложные живые существа обладают ощущением. Нервная система является еще более сложной формой отражения живого. Психическое отражение внешнего мира возникает на основе нервной системы у высших животных. Им присущи чувственные формы отражения — ощущение, восприятие, представление в виде идеальных образов и даже зачатки интеллектуальной деятельности (например, у высо-м коразвитых обезьян).

В человеческом обществе возникает высшая форма психического

отражения действительности. Здесь наряду с чувственным отражением мира

(подобное есть и у животных) наблюдается и рациональное отражение в виде

мышления. Формы мышления — понятия, суждения, умозаключения и др.

Диалектическое единство чувственного и рационального отражения

действительности и составляет сознание человека.

Согласно трудовой теории, разработанной Фридрихом Энгельсом на основе эволюционной теории Дарвина, сознание человека формировалось в течение длительного исторического времени в процессе совместной трудовой деятельности людей. Особую роль в формировании сознания играли речь, язык как средство коммуникации между членами трудового коллектива и как форма хранения и передачи накопленного знания.

Читайте также:  Кризис природных ресурсов кратко

Таким образом, становление сознания человека проходило в структуре формирующихся общественных отношений, поэтому сознание имеет социальную, общественно-историческую сущность. Социальная сущность сознания проявляется, в частности, в том, что сознание ребенка формируется только среди людей (многочисленные случаи с «маугли», лишенными человеческого языка и сознания, говорят об этом).

Вся сложность понимания сознания, его изучения связана с его идеальным характером. Если язык есть знаковая система, а знак материален, то сознание существует в виде образов, а они идеальны/ Образ идеален и имеет отражательную природу.

Согласно немецкому философу рубежа XIX — XX в., представителю феноменологии Эдмонду Гуссерлю, идеальное сознание человека обладает иптенциональностью. В соответствии с идеалистической установкой Гуссерля сущность сознания раскрывается при его очистке от всего, что связано с материальным миром ^феноменологическая редукция»), тогда остается неразложимое единство сознания, освобожденного от любых социальных и психологических характеристик. Это и есть интенционалъностъ как чистая направленность на предмет.

Идеальный характер сознания проявляется в следующем.

1. Сознание не обладает никакими физическими, материальными свойст­ вами, поэтому его в принципе нельзя воспринять с помощью органов чувств и нельзя непосредственно зафиксировать с помощью приборов.

2. Идеальные образы сознания имеют предметный характер, т.е. они воспроизводят не физиологические состояния мозга, а дают целостную модель отображаемых объектов.

  1. Идеальные образы сознания объективированны, т.е. возникают в мозгу человека, а воспринимаются как существующие вне головы. Это свойство сознания есть результат длительного эволюционного приспособления животных и человека к окружающей среде обитания.
  2. Идеальность сознания проявляется в субъективном характере, т.е. сознание глубоко интимно, оно дано каждому человеку только лично, как его внутренний мир. .
  3. Идеальные образы сознания, будучи отражением внешнего мира, обладают творческой активностью, они могут опережать естественное возникновение или искусственное создание предметов и явлений из субстрата объективной реальности.

Источник

Оцените статью