- 34.Природа идеального. Связь сознания и языка. Проблема моделирования мышления.
- 35.Общественное сознание и его структура. Индивидуальное и общественное сознание. Формы общественного сознания. Общественная психология и идеология.
- 36.Вопрос о познаваемости мира в философии. Познавательное и ценностное отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Многообразие форм познания.
- Сознание как высшая форма отражения. Идеальная природа и социальная сущность сознания, условия возникновения и развития сознания. Сознание и язык
34.Природа идеального. Связь сознания и языка. Проблема моделирования мышления.
Мышлениеобозначает процесс выработки и фиксации знаний, процесс образования понятий и умозаключений.
Сознаниеобозначает, результат этого процесса, деятельность по применению мыслительных действий к действительности с целью ее познания и преобразования. Сознание также идеально, оно – отражение внешнего, объективного мира в субъективных образах и понятиях.
Мысль человека всегда выражается в языке. Язык – это форма мысли. Это – особая знаковая система, состоящая из условных знаков, обозначающих предметы и процессы (слов), а также из правил их образования и построения в предложения. Если мышление и сознание идеальны, то язык – материален. Он воспринимается органами чувств, имеет физические характеристики.
Природа языка как и мышления социальна, они не существуют друг без друга и вне общества.
Идеальное– область реальности, существующая в форме знаний, эмоций, волевых и интеллектуальных актов. Идеальное не имеет самостоятельного от материального мира существования, оно всегда бестелесно. Это – субъективный образ объективного мира. Содержанием идеального всегда выступает материальный мир.
Материальное– область реальности, существующая объективно в форме веществ, полей, предметов и явлений.
35.Общественное сознание и его структура. Индивидуальное и общественное сознание. Формы общественного сознания. Общественная психология и идеология.
Общественное сознание, будучи отражением общественного бытия, реального образа жизни, развивается по законам, независимым от сознания отдельных людей, но всегда воздействует на способ их жизнедеятельности.
Между личным и общественным сознанием существует взаимосвязь и взаимодействие.
Многие идеи, предложенные личностями, становятся социально значимыми, являются идеалами, программами жизнедеятельности.
Общественное сознание имеет сложную и стройную структуру.
По глубине отражения реальности оно разделяется на уровни:
36.Вопрос о познаваемости мира в философии. Познавательное и ценностное отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Многообразие форм познания.
Способы разрешения вопроса о познаваемости мира. 1) Гносеологический оптимизм: “ДА”, мир познаваем. (объективные идеалисты, материалистические течения) 2) Скептицизм: Отчасти явления мира можно познать, но сам мир “НЕТ”. (античные скептики, Кант) а) признает возможность получения знания о мире, но б) утверждает, что это знание не может быть абсолютно истинным, достоверным, соответствующим миру. 3) Агностицизм: Мир принципиально познать НЕЛЬЗЯ” (софисты, представители субъективного идеализма Юм, Беркли, Мах, Авенариус В самом широком смысле объект познания — вся объективная реальность, то, что познается. Объект— определенная область материальной действительности во всем ее многообразии, вовлеченная в процесс ее изучения субъектом. Вещь отлична от объекта познания, тем что она выступает безотносительно к субъекту познания. Объект — сама реальность или какой-то ее фрагмент, освоенный человеком.Предметомпознания выступает одно из конкретных проявлений данного объекта (его сторона, качество, свойство, отношение и пр.). Под субъектом познавательной деятельности понимается прежде всего человечество в его историческом развитии, хотя в конкретном процессе познания участвует не человечество в целом, а те или иные индивиды, группы людей, социальные общности и т.д. В процессе познания всегда существует взаимодействие субъекта и объекта. Причем, это гносеологическое отношение носит характер активности, единства и противоположности этих сторон. Типы, формы и модели познания Познание многообразно по формам отражения действительности. Оно выступает в форме: 1) индивидуально-субъективного знания (личные восприятия и представления вещей) и 2) объективированного (вне человека существующего) знания: литература, научные теории и пр. Познание разделяют по типам, по глубине отражения той или иной сферы жизнедеятельности: 1.элементарное познание (характерно для высших животных); 2.житейское ( строится на жизненном опыте и здравом рассуждении);3. донаучное (добытое знание приближенное, построенное на предположении или вере);4. художественное, вненаучное (построенное на эстетическх образах, культурных фенностях);5. научное (обоснованное, доказанное с помощью неопровержимых научных данных). Оно, в свою очередь, разделяется на: а) естественнонаучное, б) техническое, в) социально-гуманитарное. Последнее, в частности, также можно разделить на: этическое, юридическое, филологическое, экономическое и т.д.
Источник
Сознание как высшая форма отражения. Идеальная природа и социальная сущность сознания, условия возникновения и развития сознания. Сознание и язык
Сознание есть высшая форма и результат развития всеобщего свойства материи — отражения. Отражение — это изменение одного предмета под воздействием другого, или, иными словами, передача особенностей одного предмета другому в процессе их взаимодействия.
Способность к отражению и его характер зависим от уровня организации материи. В качественно различных формах отражения проявляется в неорганическом мире, в мире растений, животных, и, наконец, у человека. В простейшем случае отражение в неорганической природе — это механические деформации, физико-химические изменения.
С возникновением жизни формируются качественно новые формы отражения. Простейшей формой отражения в живой природе является раздражимость, представляющая собой ответную реакцию организма на внешнее или внутреннее воздействие среды в виде возбуждения. Эта форма отражения, имеющая приспособительный характер, широко распространена у растений и простейших животных.
Более высокой формой биологического отражения по сравнению с раздражимостью, являются рефлекс и ощущения. Рефлексы и ощущения по сравнению с раздражимостью, являются рефлекс и ощущения. Рефлексы и ощущения появляются у животных, обладающих нервной системой. На этой ступени эволюции возникают психические формы отражения, отличающиеся избирательностью и активностью. Рефлекс — это закономерная реакция организма на внешнее раздражение, которая осуществляется при участии центральной нервной системы.
По мере морфологического усложнения организм в процессе органической эволюции наряду с безусловными (или врожденными) рефлексами и на их основе у животных появляются и условные (или приобретенные) рефлексы, возникает высшая нервная деятельность. Дальнейшее развитие присущего материи свойства отражения происходящего у наших предков под определяющим влиянием социальных факторов. Точнее процесс возникновения сознания протекал в единстве с возникновением общества.
Сознание — это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах.
Тот факт, что сознание не подлежит прямому чувственному наблюдению, что оно не фиксируется с помощью приборов или индикаторов, определяется, как его идеальность. Прежде чем что-нибудь сделать, человек делает это мысленно, в идеальной форме.
Идеальное — свойство сознания, обусловленное социальной природой человека. Идеальное — это то, что не существует в природе, но существует в виде образов в сознании человека. Вне человека идеального не. Идеальное не существует само по себе, оно связанное материальными мозговыми процессами. Оно является субъективным проявлением некоторых мозговых нейродинамических процессов. Это психическое явление, представленное только в сознательных состояниях отдельных личностей. Идеальное представляет собой специфический способ существования объекта, отраженного в психике субъекта в чувственных и мыслительных образах, проектах и схемах деятельности, духовных ценностях, идеалах и программах.
Идеальное есть характеристика сознания как противоположность материи. В этом плане она предстает как субъектная реальность, противостоящая реальности объективной. Сознание имеет творческий, активный характер. Оно направлено на преобразование мира и создания нового.
Многие философы определяют сознание как величайший дар человеку, чудо из чудес мироздания отличая при этом, что сознание одновременно и крест, и тяжесть, ибо в нем дана вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную и физическую) отключают сознание.
Нередко сознание определяют как знание человека об окружающем мире и о самом себе, которое с помощью слов, математических символов, образов художественных произведений, может быть передан другим людям, в том числе другим поколениям в виде памятников культуры. По мнению лингвистов, языковая форма является не только условием передачи мысли, но и условием ее реализации. Люди постигают мысль уже оформленную языковыми знаками. Вне языка имеются только неясные побуждения, волевые импульсы, выливающиеся в жесты и мимику. Сознательное — это событие, обработанное языковой системой мозга.
Язык человека качественно отличается от «языка» животных (жестов, звуков), выражающего эмоциональное состояние, желания, потребности. Язык человека — саморазвивающаяся система, отражающая предметный мир, его совокупность и отношения, а также отношения людей. Он дает возможность человеку осмыслить мир и собственную деятельность в нем.
Сущность языка выражается в основных его функциях: номинативной (способность языка называть вещи, явления), познавательной (способность хранить и передаать информацию), коммуникативной (способность общения на самых различных уровнях).
Источник