Сознание как высшая форма отражения. Идеальная природа и социальная сущность сознания, условия возникновения и развития сознания. Сознание и язык
Сознание есть высшая форма и результат развития всеобщего свойства материи — отражения. Отражение — это изменение одного предмета под воздействием другого, или, иными словами, передача особенностей одного предмета другому в процессе их взаимодействия.
Способность к отражению и его характер зависим от уровня организации материи. В качественно различных формах отражения проявляется в неорганическом мире, в мире растений, животных, и, наконец, у человека. В простейшем случае отражение в неорганической природе — это механические деформации, физико-химические изменения.
С возникновением жизни формируются качественно новые формы отражения. Простейшей формой отражения в живой природе является раздражимость, представляющая собой ответную реакцию организма на внешнее или внутреннее воздействие среды в виде возбуждения. Эта форма отражения, имеющая приспособительный характер, широко распространена у растений и простейших животных.
Более высокой формой биологического отражения по сравнению с раздражимостью, являются рефлекс и ощущения. Рефлексы и ощущения по сравнению с раздражимостью, являются рефлекс и ощущения. Рефлексы и ощущения появляются у животных, обладающих нервной системой. На этой ступени эволюции возникают психические формы отражения, отличающиеся избирательностью и активностью. Рефлекс — это закономерная реакция организма на внешнее раздражение, которая осуществляется при участии центральной нервной системы.
По мере морфологического усложнения организм в процессе органической эволюции наряду с безусловными (или врожденными) рефлексами и на их основе у животных появляются и условные (или приобретенные) рефлексы, возникает высшая нервная деятельность. Дальнейшее развитие присущего материи свойства отражения происходящего у наших предков под определяющим влиянием социальных факторов. Точнее процесс возникновения сознания протекал в единстве с возникновением общества.
Сознание — это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах.
Тот факт, что сознание не подлежит прямому чувственному наблюдению, что оно не фиксируется с помощью приборов или индикаторов, определяется, как его идеальность. Прежде чем что-нибудь сделать, человек делает это мысленно, в идеальной форме.
Идеальное — свойство сознания, обусловленное социальной природой человека. Идеальное — это то, что не существует в природе, но существует в виде образов в сознании человека. Вне человека идеального не. Идеальное не существует само по себе, оно связанное материальными мозговыми процессами. Оно является субъективным проявлением некоторых мозговых нейродинамических процессов. Это психическое явление, представленное только в сознательных состояниях отдельных личностей. Идеальное представляет собой специфический способ существования объекта, отраженного в психике субъекта в чувственных и мыслительных образах, проектах и схемах деятельности, духовных ценностях, идеалах и программах.
Идеальное есть характеристика сознания как противоположность материи. В этом плане она предстает как субъектная реальность, противостоящая реальности объективной. Сознание имеет творческий, активный характер. Оно направлено на преобразование мира и создания нового.
Многие философы определяют сознание как величайший дар человеку, чудо из чудес мироздания отличая при этом, что сознание одновременно и крест, и тяжесть, ибо в нем дана вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную и физическую) отключают сознание.
Нередко сознание определяют как знание человека об окружающем мире и о самом себе, которое с помощью слов, математических символов, образов художественных произведений, может быть передан другим людям, в том числе другим поколениям в виде памятников культуры. По мнению лингвистов, языковая форма является не только условием передачи мысли, но и условием ее реализации. Люди постигают мысль уже оформленную языковыми знаками. Вне языка имеются только неясные побуждения, волевые импульсы, выливающиеся в жесты и мимику. Сознательное — это событие, обработанное языковой системой мозга.
Язык человека качественно отличается от «языка» животных (жестов, звуков), выражающего эмоциональное состояние, желания, потребности. Язык человека — саморазвивающаяся система, отражающая предметный мир, его совокупность и отношения, а также отношения людей. Он дает возможность человеку осмыслить мир и собственную деятельность в нем.
Сущность языка выражается в основных его функциях: номинативной (способность языка называть вещи, явления), познавательной (способность хранить и передаать информацию), коммуникативной (способность общения на самых различных уровнях).
Источник
Философия / 5.3.Природа сознания и его идеальный характер
Понимание происхождения сознания и его сущности материалистическая диалектика связывает с теорией отражения. Согласно этой теории, вся материя обладает свойством, родственным ощущению, — это свойство отражения.
Отражение • это такое всеобщее свойство материи, которое \(бактеризуется как изменение объектов в результате их взаимодействия между собой, причем эти изменения соответствуют характеру взаимодействующих объектов. Результатом отражения служат отпечатки, следы и т.п. изменения в структуре объектов взаимодействия. Формы отражения материи в целом соответствуют основным формам движения материи.
Различают формы отражения в неживой, живой природе и обществе.
В неживой природе — это механическая, физическая и химическая формы
В живой природе — низшим живым организмам присущи такие формы отражения, как раздражимость и чувствительность; более сложные живые существа обладают ощущением. Нервная система является еще более сложной формой отражения живого. Психическое отражение внешнего мира возникает на основе нервной системы у высших животных. Им присущи чувственные формы отражения — ощущение, восприятие, представление в виде идеальных образов и даже зачатки интеллектуальной деятельности (например, у высо-м коразвитых обезьян).
В человеческом обществе возникает высшая форма психического
отражения действительности. Здесь наряду с чувственным отражением мира
(подобное есть и у животных) наблюдается и рациональное отражение в виде
мышления. Формы мышления — понятия, суждения, умозаключения и др.
Диалектическое единство чувственного и рационального отражения
действительности и составляет сознание человека.
Согласно трудовой теории, разработанной Фридрихом Энгельсом на основе эволюционной теории Дарвина, сознание человека формировалось в течение длительного исторического времени в процессе совместной трудовой деятельности людей. Особую роль в формировании сознания играли речь, язык как средство коммуникации между членами трудового коллектива и как форма хранения и передачи накопленного знания.
Таким образом, становление сознания человека проходило в структуре формирующихся общественных отношений, поэтому сознание имеет социальную, общественно-историческую сущность. Социальная сущность сознания проявляется, в частности, в том, что сознание ребенка формируется только среди людей (многочисленные случаи с «маугли», лишенными человеческого языка и сознания, говорят об этом).
Вся сложность понимания сознания, его изучения связана с его идеальным характером. Если язык есть знаковая система, а знак материален, то сознание существует в виде образов, а они идеальны/ Образ идеален и имеет отражательную природу.
Согласно немецкому философу рубежа XIX — XX в., представителю феноменологии Эдмонду Гуссерлю, идеальное сознание человека обладает иптенциональностью. В соответствии с идеалистической установкой Гуссерля сущность сознания раскрывается при его очистке от всего, что связано с материальным миром ^феноменологическая редукция»), тогда остается неразложимое единство сознания, освобожденного от любых социальных и психологических характеристик. Это и есть интенционалъностъ как чистая направленность на предмет.
Идеальный характер сознания проявляется в следующем.
1. Сознание не обладает никакими физическими, материальными свойст вами, поэтому его в принципе нельзя воспринять с помощью органов чувств и нельзя непосредственно зафиксировать с помощью приборов.
2. Идеальные образы сознания имеют предметный характер, т.е. они воспроизводят не физиологические состояния мозга, а дают целостную модель отображаемых объектов.
- Идеальные образы сознания объективированны, т.е. возникают в мозгу человека, а воспринимаются как существующие вне головы. Это свойство сознания есть результат длительного эволюционного приспособления животных и человека к окружающей среде обитания.
- Идеальность сознания проявляется в субъективном характере, т.е. сознание глубоко интимно, оно дано каждому человеку только лично, как его внутренний мир. .
- Идеальные образы сознания, будучи отражением внешнего мира, обладают творческой активностью, они могут опережать естественное возникновение или искусственное создание предметов и явлений из субстрата объективной реальности.
Источник