2. Двойственная природа человека. Теории происхождения человека.
Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» — совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Таким образом, человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно — биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).
Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.
ГОУ СПО Московский медицинский колледж
Департамент здравоохранения города Москвы
Дисциплина: Основы философии
По специальности: Лабораторная диагностика, 2-й курс
Зам. директора по учебной работе
«_____»_____________ 20____ г.
1. Философия Руси домонгольского периода.
2. Религия как феномен человеческой культуры.
1. Философия Руси домонгольского периода.
Период зарождения философии Руси относится к IX — XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства — Киевской Руси до монголо-татарского завоевания). Культура Киевской Руси формировалась в тесной связи с культурами Византии, южных и западных славян, скандинавских и тюркских народов. Жанры литературно-философских произведений — послания, моления, сказания, политические публицистика, поучения. Свободные от слепого следование книжным канонам, потому связанные с народным сознанием, самосознанием, с языческими верованиями, с фольклором. Многие сочинения мыслителей Киевской Руси были облачены в религиозную форму. С одной это стороны это сковывало человеческую мысль, в особенности познание природы. Православие содержало глубокие гуманистические идеи, обращение мысли к проблемам души и тела, добра и зла, верности своей вере и в тоже время веротерпимости. Оно провозгласило преодоление племенной узости. Одной из важных тем философии этого периода была апология православия, доказательство его истинности и превосходства. Другими темами ранней русской философии были: моральные и нравственные ценности; объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; государство и право; природа.
Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:
1) Митрополит Иларион. В 1051 – 1054 гг. занимал должность митрополита Киевского (первый русич на этом посту). Основное произведение — «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси. Отвергает идею богоизбранности одного народа, все народы равны. Иларион выдвинул теорию всемирной истории как постепенного приобщения всех народов к культуре христианства. Особая миссия в этом деле принадлежит «новым народам», т.е. у которых до христианства не было развитой языческой цивилизации, таким как Русь. В «Слове» впервые прозвучал мотив нравственной оценки правителя, вообще человека, который стал доминирующим во всей последующей русской философской мысли.
2) Иаков Мних, близок Митрополиту Илариону. Основное произведение — «Память и похвала князю Владимиру». Отстаивает правомерность канонизации князя Владимира. Отмечал, что святость достигается добрыми делами. Критерий святости — не уход от мира, а деятельность в мирской жизни, которому на его взгляд, полностью соответствовал князь Владимир. Мних давал понять, что не будь на Руси единодержавства, не было бы и самого христианства.
3) Владимир Мономах. Основное произведение — «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются морально-нравственные вопросы. Владимир говорит о трех добрых делах — покаяние, слезы и милостыня, т.е. только добрые дела, прямое обращение к Богу. Божественное у Владимира слито с природой. Через все «Поучение» проходит идея превосходства мирских дел. Это было одним из первых проявлений гуманистической тенденции в русской философской мысли. Подчеркивает необходимость утверждения справедливости в обществе, жизни не только по формальному закону, но по совести. Иначе говоря, закон должен совпадать с «правдой». Вражда между князями, стремящимися к расчленению единого государства, противоречит «добру», т. е. интересам подданных.
4) Климент Смолятич. Основное произведение — «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии — проблемы разума, познания. Климент заключает о наличии двух методов познания сущности мира. Один — тайный, доступный «святым», другой — «приточный», обычный, доступный всем людям. Первый — откровение, готовое непосредственное знание, не требующее усилий чувств и ума. Иное дело «приточное» познание достижимо через наблюдение вещей и постижение их бытия и мотивируемое практической жизнью человека в миру.
5) Кирилл Туровский. (XII в.). Прозванный «русским златоустом», он развивал традицию Иллариона, В. Мономаха и Климента Смолятича. Произведения — «Притча о человеческой душе и о телеси», «Послание или «повесть» к Василию игумену Печерскому». Жизнь человека состоит в деянии духовном и плотском, пронизанном божественными началами. Истина и нравственность наполняются у Туровского земным содержанием. Разрабатывал учение об опытном, естественном происхождении разума. Он утверждал, что тело первично по отношению к душе, потому что в такой последовательности они сотворены Богом. Поэтому знание духовной сущности невозможно без знания телесного начала. В такое же соотношение ставится и порядок знания мира: сначала познается «строение дивных божественных сознаний», затем сущность — Бог. Разум он ставил на один уровень с откровением, признавал его равным вере.
Источник
Двойственная природа человека. Теории происхождения человека
Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» — совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Таким образом, человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно — биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).
Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.
РАССМОТРЕНО на заседании ЦК ОГиСЭД Протокол № ____ от «_____»__________________ Председатель _____________ | ГОУ СПО Московский медицинский колледж им. С.П. Боткина Департамент здравоохранения города Москвы Дисциплина: Основы философии По специальности: Лабораторная диагностика, 2-й курс | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе Усатенко Е.В.__________________ «_____»_____________ 20____ г. |
1. Философия Руси домонгольского периода.
2. Религия как феномен человеческой культуры.
Эталоны ответов
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник