Идея экологической целостности природы

7.5. Экологическая философия

Задача современной экологической науки – искать такие способы воздействия на окружающую среду, которые помогли бы предотвратить катастрофические последствия и практическое использование которых существенно улучшило бы биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.

Взаимодействие системы и окружающей среды становится настолько общим понятием, что сегодня уже говорят об экологии культуры, языка, самого человека. Все эти направления экологии ориентированы на изучение равновесии между системами культуры, языка, человека и соответствующей средой (культурной и т.п.). Что касается человека, то он уже научился оказывать негативное влияние на окружающую его среду и дошел в этом воздействии до пределов, способных разрушить биосферу. В связи с этим особое значение приобретает формирование экологического сознания человека и человечества. Формирование такого сознания представляет собой формирование важных граней планетарного мышления (синергетического мышления) и включает в себя следующие направления: экологическое научное сознание (прежде всего, экологическую философию), экологическую этику, психологию, правосознание.

Сформировавшаяся к 50-м гг. XX в. общая экология сосредоточила свое внимание на изучении взаимодействия организмов и структуры образуемых ими систем. Затем начала формироваться физиологическая и эволюционная экология, а в 70-х гг. – экология человека, или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды. Во второй половине XX столетия произошла «экологизация» многих естественных наук, были установлены связи экологии с философией. Таким образом, в настоящее время основные направления экологии активно участвуют в формировании современной научной картины мира.

В основе экологической философии лежит идея единства человека и космоса, в ней утверждаются гармоничность и целостность природы; обосновываются идеи отказа от традиционных ценностей современной цивилизации (успех, прибыль, карьера) и моделей поведения (эгоизм, индивидуализм). Экологическая философия является теоретической основой идеологии альтернативных социальных и культурных движений. Экологическая философия согласуется с новым диалогом человека и природы.

Большой резонанс в современной экологии получила «глубокая экология», разработка которой началась в 70-х гг. XX столетия. Из родоначальников этого направления наиболее известен норвежский ученый А. Наэсс, а из основных идей – принцип биосферного равенства в существовании всех основных частей биосферы (организмов, сред их обитания и т.п.).

Подготовка указанных концепций шла не только в философии и науке, но также в литературе и искусстве. О чувстве «соприкосновения» с основными законами природы часто писал Ф.М Достоевский: «Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад свой, и взошло все, что могло взойти, но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным; если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взращенное в тебе. Тогда станешь к жизни равнодушен и даже возненавидишь ее».

Читайте также:  Звуки природы море птичек

Экологический кризис заставляет человечество отказаться от господствующей в настоящее время экономической парадигмы. Как считает известный современный эколог и политолог Э. фон Вайцзекер, современная экономическая парадигма должна уступить место экологической парадигме. XXI веку придется поставить проблему изучения взаимодействий с окружающей средой в качестве одной из основных.

Время стихийного развития человечества заканчивается, наступает эпоха управляемого развития, но сами механизмы этого управления еще до конца не ясны. Знаменитый американский физик-теоретик Ф. Дайсон предвидит возникновение «зеленой» технологии, которая будет строиться на тех же принципах самоорганизации, что и живая природа. Ф. Дайсон противопоставляет ее традиционной «серой» технологии, основывающейся на жестких механистических предписаниях и пассивных следованиях внешним командам.

Источник

Трансдисциплинарная идея экспериментальной достоверности

Природа — это единый «организм», в котором все взаимосвязано. Но природа имеет множество конкретных проявлений — это отдельные объекты: живые организмы, растения, органические и неорганические молекулы, кристаллы, аморфные тела, жидкости, газы и т.д. Каждый имеет определенное строение.

Каждый объект природы является некой самостоятельной целостностью, имеющей качественную определенность благодаря особым «механизмам» внутренних связей между ее внутренними частями. Ее объекты так же сложны, многосвязны и многоаспектны, как и она сама, поэтому упорядочение их свойств по пространственным (структурным), логическим (причинно-следственным) или компонентным (составляющим) признакам может производиться только условно, с осознанием тех искажений, которое подобная процедура вносит в понимание истинной сущности объекта.

В этом кроется суть идеи о целостности природных объектов: каждый из них может иметь достаточно сложное строение, не сводимое к сумме составляющих. Качественную определенность объект имеет только как целостное образование.

Идея целостности природы осуществляется на двух уровнях — применительно к объектам и к их состояниям. Однако эти реализации соответствуют разным стратегиям мышления: классическая стратегия мышления порождает концепцию целостности объекта, а неклассическая — концепцию целостности состояния.

Суть эксперимента состоит в том, что исследователь задает природе вопрос, ответ заключается в результатах эксперимента.

Один и тот же наблюдаемый факт может найти разное объяснение в зависимости от того, в сочетании с какими другими опытными данными он подвергается объяснению.

Читайте также:  Барби фотограф дикой природы

Принято считать, что одной из основных особенностей естествознания, так же как и всех других естественных наук, является его экспериментальный характер.

Существенно важно,чтобы не существовало противоречий между экспериментальными данными и теоретическими заключениями. B случае расхождений между ними, исследования должны быть продолжены и в области эксперимента (для проверки достоверности результатов), и в области теории (с целью корректировки прежней или разработки новой теории).

Естественные науки имеют дело с идеализированными образами — моделями. А всякая модель отражает свойства реального прообраза. Выбор ограничивается лишь двумя обстоятельствами. Во-первых, необходимо так выбрать модель, чтобы она могла быть полностью описана средствами математики. Именно такой выбор делает естествознание точной наукой, дающей количественную информацию о природных явлениях и их взаимосвязях, и позволяет предсказывать еще неизвестные явления.

Во-вторых, выбор модели должен допускать проверку ее характерных особенностей путем специальных экспериментов. Именно этот факт позволяет называть естествознание экспериментальной наукой, основные понятия и законы которой извлекаются из анализа экспериментов и экспериментально проверяются. Таким образом, мы имеем дело с наукой, которая и точна и экспериментальна одновременно.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

1.какие взаимосвязи существуют в живой природе? Ответьте по быстрее пожалуйста)

Природа – единое целое. Целостное восприятие объекта – отражение
целого во взаимоотношении его частей. Поэтому для восприятия целостности природы необходимо изучение ее частей – живой и неживой природы – в их взаимосвязях. Связь между элементами неживой природы. При изучении темы “Природные зоны нашей страны” устанавливаем связи между элементами неживой природы. – между высотой солнцестояния и температурой;
– между облачностью и температурой;
– между температурой и характером осадков;
– между температурой и состоянием водоемов и почвы;
– между рельефом и направлением течения рек;
– между рельефом и климатом. Специфика живого организма. Младший школьник должен знать специфические свойства живых организмов (обмен веществ – питание; дыхание, выделение, рост и развитие, размножение, приспособленность к условиям среды, изменчивость, уникальность и неповторимость каждого организма), как условия и следствия связи организмов со средой. Именно благодаря своим специфическим свойствам организм связан со средой обитания. В план изучения каждой природной зоны включено, в частности, знакомство с видовым многообразием населяющих ее живых существ, а также раскрытие различных природных взаимосвязей. Это конкретные связи между неживой природой и организмами, между различными организмами. Таким образом, получает развитие идея экологической целостности природы. Связи между элементами живой и неживой природы. Живые организмы существуют только за счет связи с окружающей средой, в том числе с объектами неживой природы. Так рост, развитие, размножение возможно лишь как результат обмена веществ организма со средой. В обмене участвуют такие элементы неживой природы, как воздух, вода, минеральные вещества. Изменение состояния компонентов неживой природы отражается на состоянии объектов живой природы и проявляется, например, в сезонных изменениях живых организмов. Младшие школьники могут наблюдать эту взаимосвязь в изменениях внешнего вида (у растений и животных) и поведения (у животных) живых организмов вслед за изменениями в неживой природе. Изучение каждой природной зоны включено, в частности, знакомство с видовым многообразием населяющих ее живых существ, а также раскрытие различных природных взаимосвязей. Это конкретные связи между неживой природой и организмами, между различными организмами. Чтобы дети лучше запомнили характерных представителей живого мира каждой природной зоны, при работе с картой природных зон предполагается “населить” разные природные зоны соответствующими видами растений и животных с помощью фишек Работа с такими фишками вызывает большой интерес детей. – Установить взаимосвязь живой природы и неживой, выявить, как приспособились животные к условиям изучаемой природной зоны. Например “Ледяная зона”: Как животные приспособились к сложным и суровым условиям Крайнего Севера? (Суровый климат – густая шерсть; толстый подкожный слой жира; живут только такие животные, для которых есть корм в ледяной зоне). Связь между элементами живой природы. В основе этой связи – специфические особенности живых организмов (потребность в питании – основа пищевых связей живых организмов). Проявление этой связи наблюдается в пищевых цепях. Пищевой цепью (или цепью питания) считают последовательный ряд видов живых организмов, в котором каждое предыдущее звено является пищей для последующего. Например: береза-лось-волк, злаки-мышь-лиса, растения-насекомое-синица-пустельга. Подтверждая идею об единстве человека с живой природой необходимо и человека включать в такие цепи питания: травянистые растения – лось – человек, пшеница – курица – человек. Что же касается экологических связей в природе, то можно составить цепи питания характерные для данной природной зоны. Учащиеся могут составлять их устно или с помощью графических и динамических моделей.

Читайте также:  Звуки природы релакс мп3

Источник

Оцените статью