Имеет ли собака природу будды

Собака Дзёсю (Коан «Му»).

Монах спросил китайского мастера дзэн Дзёсю:
— Имеет ли собака природу Будды?
Дзёсю ответил:
— Му.

«Му» по-китайски означает «нет».

Этот ответ парадоксален. Ведь, согласно буддизму Махаяна, природой Будды обладает всякое чувствующее существо от человека до мельчайшего насекомого.

Может быть, решение данного коана очень простое?)
Этот монах долгое время ходил, и всех Учителей докучал одним и тем же вопросом: «Обладает ли собака природой Будды?» И всегда получал правильный ответ: «Да, обладает.»
Но монах не был удовлетворен таким ответом. И продолжал всех спрашивать раз за разом одно и то же)

Наконец, мастер Дзёсю, услышав в очередной от монаха это вопрос, решил устроить ему когнитивный диссонанс, и посмотреть на его реакцию.
И ответил надоедливому монаху: «НЕТ» )))

Дзенская традиция, как мы помним по итогам диспута в Самье, предполагает возможность достичь состояния будды за одну человеческую жизнь.

Поскольку будды являются совершенными существами, с полностью очищенной кармой, то коан — одна из техник, позволяющих таким образом карму очистить (то есть достичь полного осознания причинно-следственной связи в конкретный миг).

Коан предназначен для того, чтобы привести практикующего к мгновенному состоянию «итинэн-сандзэн», «три тысячи миров в одном проблеске сознания». Поэтому коан может казаться иррациональным, отсюда же — ложная убежденность в том, что Дзэн — это любая иррациональная отсебятина. Но это не так.

Коан «заточен» под конкретные кармические обстоятельства и конкретную кармическую связь учителя и ученика, понятную, прежде всего, именно в связке учитель-ученик. Поэтому и смысл коан имеет, прежде всего, для наставника и ученика и их конкретной общины (школы, монастыря и (ли) линии), и правильными могут быть разные ответы или действия — смотря что будет выражать просветленность и очищение кармы, ведь учение Будды существует в 84 000 различных форм.

Поэтому правильным ответом на «собачий коан» в разных обстоятельствах для разных учеников, прошедших обучение у разных учителей, может быть и «да», и «нет», и иные варианты.

Согласен. Но одна поправочка. К Пробуждению ведет не очищение кармы, а познание пустоты напрямую. Это пресекает неведение и все клеши, что «выключает» всю оставшуюся карму.

Например, когда Девадатта попытался сбросить на Будду валун со скалы, то осколок камня ранил Будде ногу. И произошло это потому, что даже у Будды остаются в сознании кармические отпечатки.
Но, т. к. у Будды пресечены все клеши, он не воспринимает проявления негативной кармы как страдания.

Константин Смертин Просветленный (22036) Ну, это спорный вопрос из разряда «сколько ангелов уместится на острие иглы» — есть ли у будд кармические отпечатки и означает ли наличие отпечатков загрязненность кармы. Познание пустоты приводит в том числе к очищению кармы.

Прогнулся мастер. Компромисс со своими убеждениями только ради того, чтобы льстиво угодить другому?
«Сократ мне друг, но истина дороже.»

-Товарищ прапорщик! А правда, что крокодилы летают?
— Дурак, что ли?!
-А товарищ генерал сказал, что летают!
-Ну.. дык. это. лытають! Алэ нызэнько-нызэнько!

Читайте также:  Границы природных зон западной сибири

Эти Буддисты совсем заблудились, то у них собаки произошли от Будды, то не произошли от Будды, вообще не разберёшься с этими Буддистами.

Живые существа рождаются вследствие воли к жизни и кармы. Собака родилась собакой потому, что у нее такая карма.

А природа Будды. если перевести это не язык христианства, но природа Будды — это божественное начало, которое, после длинной цепочки перерождений, в конце концов и достигнет Царства небесного.

sanny bennediktus Оракул (62112) Так как в собаке может быть природа Будды? Ведь собака не может достичь через добрые дела Царствия Небесного, (так как у собаки просто нет разума делать добро, и все её повадки это просто инстинкты, и нечего более).

Коаны предназначены для того, чтобы остановить процесс логического, аналитического познания и тем самым открыть возможность интуитивно-чувственного постижения истины, базирующегося на бессознательном озарении. Отсюда их парадоксальность: нужно чтобы разум почувствовал свою беспомощность, не смог действовать.

Источник

Воображаемый спор о том, обладает ли Собака природой Будды

Участники воображаемой дискуссии:
мирянин-конфуцианец, даос, чань (дзен) — буддист, бодхисатва, Создатель.

Спор о том, обладает ли собака природой Будды, возник изначально между учениками и дзенским мастером Чжаочжоу.

Когда мастера Чжаочжоу ученики напрямую спросили об этом, он твердо сказал «Му», что означает «нет», т. е., не обладает. Интересно, какие еще есть мнения по этому вопросу.

Мирянин, благородный муж, конфуцианец: Собака не обладает природой Будды, потому что у нее низкий интеллект, гораздо ниже человека, и она невежественна. Все живые существа различаются по уровню интеллекта, в этом принцип многообразия и естественной космической иерархии, которого я твердо придерживаюсь. Я согласен с мастером дзен Чжаочжоу. И тоже говорю «Му», т. е. «нет».

Святой: Собака обладает природой Будды, в этом нет никаких сомнений. Все происходит из изначальной энергии, великой пустоты и состоит из нее. Форма проявления этой пустоты – это иллюзия ума. С точки зрения принципа единства, или духа – мы все – одно, единое целое. Поэтому собака обладает природой Будды, ведь как дух она неотделима от Будды. В этом заключается принцип космической общины.

Дзен-Буддист: И святой и мирянин одинаково неправы.

Как дух, как принцип всеобщей взаимосвязи и всеобщего единства, как принцип общины, как бесформенное, собака обладает природой Будды.

Но как интеллект, разум, как принцип многообразия, принцип иерархии, как то, что обладает формой, она не обладает природой Будды. Поэтому собака одновременно обладает природой Будды, как дух, в своем духовном аспекте, но не обладает ею, как интеллект, в своем интеллектуальном аспекте.

При этом необходимо всегда помнить, что принцип единства неотделим от принципа дуальности и его продолжения в принципе многообразия, а принцип дуальности и многообразия неотделимы от принципа единства. Они всегда проявляются вместе и развивают друг друга.

Дуальность, индивидуальный интеллект, и многообразие, глобальный интеллект, всегда существуют в индивидуальном и глобальном монизме, в индивидуальном и глобальном духе, а монизм всегда обладает качеством дуальности или многообразия.

Читайте также:  Газовая горелка расход природного газа

В противном случае, мы бы обретали интеллект, но теряли при этом дух или наоборот, обретали бы дух, но теряли бы мудрость, что негармонично.

Таким образом, природа собаки парадоксальна, ибо она в равной степени обладает природой Будды, как и не обладает ею.

Бодхисатва: Вы все глупцы. Собака – это и есть Будда, а Будда – это и есть собака.

Только такой взгляд на вещи рождает великое сострадание ко всему сущему, ибо вы все рассуждаете либо с позиции дуализма, интеллекта, отрицающего монизм, дух, либо с позиции монизма, духа, отрицающего интеллект. Либо с парадоксальной позиции духа в интеллекте или интеллекта в духе.

Тогда как и дух и интеллект, и интеллект в духе и дух в интеллекте – это лишь формы проявления великого Синтеза, в котором дух и интеллект, дух в интеллекте и интеллект в духе существуют только как единое целое и всегда проявляют себя в развитии только как это единое целое, без разделения на дух и интеллект, на единство и многообразие, на интеллект в духе и дух в интеллекте, на многообразие в единстве и единство в многообразии.

И многообразие, и единство, и интеллект и дух, и многообразие в единстве, и единство в многообразии, и интеллект в духе, и дух в интеллекте – это всего лишь иллюзии абсолютного сознания, или великого Синтеза, как осознанного отсутствия и многообразия, и единства, и единства в многообразии, и многообразия в единстве.

Все сущее – в том числе и Будда, и Собака – это лишь формы проявления великого Синтеза, которому служим и которому поклоняемся мы, Бодхисатвы. Выше него нет ничего во всем сущем. Отсюда нет ничего выше нашей силы, нашей мудрости и добродетелей нашего характера.

Этот великий Синтез вечно, бесконечно и гармонично развивается как взаимодействие Синтеза с доминантой Единства, или Духовного Синтеза с Синтезом с доминантой Многообразия, интеллектуальным синтезом.

Когда Синтез нуждается в покое, он становится Синтезом без доминант Единства и Многообразия, Духа и Интеллекта.

Существует лишь великий Синтез, где нет ни единства, ни многообразия, где они – это единое целое, одно.

Создатель: Вот уже не думал, что Бодхисатвы, как мои формы проявления, отличаются таким чванством.

Каждый имеет право на свою точку зрения и прав с точки зрения своего уникального Пути.

И только пройдя все Ваши пути, можно объективно и беспристрастно судить о чем-либо.

Я просто выскажу свое мнение, не претендуя на его абсолютную истинность, ибо каждый из нас прав по-своему как человек Пути.

Я считаю, что нет никакой Собаки, и никакого Будды, поэтому это спор ни о чем.

Предмет спора просто не существует. Поэтому на месте мастера Чжаочжоу я бы вообще не стал отвечать на этот вопрос, а просто бы промолчал. Или бы дал ученику какое-нибудь поручение, уклоняясь от предмета спора.

Молчание – это и есть ответ на вопрос. Отвечать надо только тогда, когда есть о чем спорить, а когда спорить не о чем, совершенномудрый просто молчит.

Читайте также:  Главные особенности природы земли литосфера

И Собака, и Будда – это великие духовные и интеллектуальные иллюзии.

Единственная реальность, конечно, только с моей точки зрения, — это чистое осознание как осознанное отсутствие и Будды, и Собаки, и их великого Синтеза, в котором Будда является Собакой, а Собака является Буддой (Бодхисатва).

И Будда, и Собака, и даже Бодхисатва, как великий Синтез Будды и Собаки – всего лишь формы проявления Чистого Осознания или Осознанного Небытия, которое одно является высшей реальностью.

Но говорить о высшей реальности не мудро, ибо мы тем самым сводим ее к проявленной форме, какой являются любые наши слова.

Совершенномудрый не должен уподобляться лесным сорокам-трещоткам.

Источник

Имеет ли собака природу будды

Монах спросил китайского мастера дзэн Дзёсю: «Имеет ли собака природу Будды?»

Комментарий Мумона. Чтобы осознать дзэн, нужно одолеть преграду патриархов. Просветление приходит всегда, когда путь мышления закрыт. Если вы не одолели преграды патриархов или если путь вашего мышления не был закрыт, то что бы вы ни думали, что бы вы ни делали — это будет похоже на навязчивое привидение. Вы можете спросить: «Что ж это за преграда патриархов?» — это одно слово — Му.

Это преграда патриархов. Если вы одолели её, то встретите Дзёсю лицом к лицу. Тогда вы сможете работать рука об руку со всею чередой патриархов. Разве это не приятно?

Если вы хотите перейти эту преграду, то должны работать каждым суставом своего тела, каждой порой своей кожи, наполняя их вопросом: что есть Му? — и делать это днём и ночью. Не подумайте, что это обычный отрицательный символ, означающий ничто. Это [вовсе] не небытие, не противоположность существованию. Если вы действительно хотите эту преграду одолеть — вы должны чувствовать, словно глотнули раскалённого железа, которое нельзя ни проглотить, ни выплюнуть обратно.

Тогда ваше прежнее, малое знание пропадёт. Словно плод, созревший в срок, ваши субъективность и объективность станут одним. Это как у немого, видевшего сон — он знает, но не может его рассказать.

У того, кто входит в это состояние, лопается скорлупа эго, и он может двигать землю и сотрясать небо. Великому воину с острым мечом уподобится он. Встанет на его пути Будда — он сразит Будду, преградит путь патриарх — убьёт патриарха, и будет он свободен от жизни и смерти на пути своём. В любой мир он сможет войти, как на свою игровую площадку. Я скажу вам, как справиться с этим коаном.

Просто сконцентрируйте всю свою энергию в этом Му и только не прерывайте этого. Если вы войдёте в это Му непрерывно, — ваш подвиг будет свечой, горящей и освещающей целую вселенную.

Имеет ли природу Будды пёс?
Это важнейший из всех вопрос.
Если вы скажете «да» или «нет» —
Будды природу скроет ответ.

Примечания:

«Му» по-китайски значит отказ, отрицание, «ничто», «нет»

Источник

Оцените статью