- Анализ стихотворения М.Цветаевой «Имя твое – птица в руке…»
- 💕 Имя твое — птица в руке
- Анализ произведения
- Символизм Цветаевой
- Загадка стихотворения
- От жанра до средств выразительности
- Романс на слова
- ТОП русской поэзии
- Имя твое — Цветаева о Блоке
- Марина Цветаева — Имя твое, птица в руке: Стих
- Анализ стихотворения «Имя твое — птица в руке» Цветаевой
Анализ стихотворения М.Цветаевой «Имя твое – птица в руке…»
— умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
– умение структурировать материал.
1.Внимательно прочитайте стихотворение Марины Цветаевой «Имя твое – птица в руке…» (Приложение №1)
2.Проанализируйте его по заданному алгоритму. При анализе используйте приложения №2 и №3.
2. Главная тема стихотворения-
4. Композиция стихотворения-
7. Изобразительные средства-
Стихотворение Марины Цветаевой «Имя твое — птица в руке» написано в 1916 году и посвящено Александру Блоку. Это стихотворение открывает целый цикл поэзии Цветаевой, написанной с 1916 по 1921 годы.
Стих «Имя твое — птица в руке » посвящено Блоку, однако Цветаева ни разу в самом произведении не назвала его имя, но все понимают о ком оно. Блок и Цветаева были родственными душами, бунтарский дух, неиссякаемая энергия, мятежность и неординарность личность, — все это делало их похожими.
Главная тема произведения – это любовь, не физическая и даже не духовная. В первых двух строфах кажется, что поэтесса обожает лишь на расстоянии, опасаясь приблизиться к объекту любви, как будто к божеству, но уже в последней строфе мелькают интимные «поцелуй в глаза», «поцелуй в снег».
всё стихотворение – это переживания лирического героя и набор его ассоциаций, связанных с творчеством Александра Блока. Его образ нарисован иносказательно; так, адресат стихотворения нигде не упоминается, но даже последнее слово произведения – «глубок» — содержит в себе все буквы имени, столь сокровенного для Цветаевой.
Источник
💕 Имя твое — птица в руке
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.
Анализ произведения
👀 Стихотворение «Имя твое — птица в руке» Марина Цветаева, вопреки мнению дилетантов от пера, посвятила не мужу, Сергею Эфрону, а своему поэтическому кумиру, Александру Блоку. Он был единственным поэтом, перед которым Цветаева боготворила, ему он посвятила несколько стихов и «Имя твоё» одно из самых ярких.
Чем так привлекал Блок поэтессу – это ария из другой оперы, возможно, её влекло к великому символисту то, чего не хватало в ней самой – загадочности строк и игры с символами. Надо сказать, что в этом стихотворении символизм используется в полной мере, об этом в анализе ниже.
Символизм Цветаевой
☝ В строках активно используется символизм (простите за повтор). Птица в руке – это умение держать свою свободу под контролем, чего Марине не хватало. Льдинка на языке – это глубина блоковских строк, при чтении которых хочется молчать, а серебряный бубенец – это кисло-сладкое послевкусие после прочтения произведений Блока.
💕 Цветаева находит символы, с которыми сравнится имя поэта, вокруг себя. Это и щёлканье ночных копыт, и звук камня, брошенного в пруд, и даже щелчок курка возле виска.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Хорошо не зная Блока близко, Цветаева пытается приблизиться к поэту хотя бы в стихах:
Загадка стихотворения
✨ Есть в стихотворении загадка, которая вызывает вопросы у тех, кто не знает грамматики тех лет. Почему:
☝ Блок – это 4 буквы, откуда пять? Всё просто, в языке того времени на окончании фамилии Блока стояла буква «ять», по простому, твёрдый знак «Блокъ». Вот вам и пять букв.
Заканчивается стихотворение сравнением имени героя с поцелуем в снег, но финальную точку Цветаева ставит тем, что с этим именем сон глубок. Сон же у нас всегда ассоциируется со спокойствием и доверием. Завершая стихотворение, Цветаева удовлетворена своей работой, довольна тем, что ещё раз воздала по заслугам любимому поэту.
💥 Из стихов делаем вывод, что Блок вызывал у Цветаевой бурю эмоций, его творчество и загадка всегда привлекали поэтессу, и во многом она брала пример в творчестве с него. Строила ли Марина из Блока кумира, сейчас сказать нельзя, но то,что она ставила его во главе русской поэзии – это факт.
От жанра до средств выразительности
📝Произведение написано в жанре любовной лирики, но это не про чувства двух тел, а за любовь двух душ.
Стихотворный размер – дактиль с пятистопным ямбом, а композиция состоит из трех строф по шесть строк, связанных единой темой послания (или признания, как удобнее).
☝ Рифмовка парная (смежная) – (руке – языке – губ – букв – лету – рту), где в первом шестистишии все рифмы открытые, во втором закрытые, а в третьей строфе они смешаны.
- ✔ Эпитеты (тихий пруд, щелкающий курок, недвижные веки, тихий пруд).
- ✔ Метафоры («имя твоё – птица в руке», льдинка на языке, «мячик, пойманный на ветру», серебряный бубенец во рту, поцелуй в глаза, нежная стужа недвижных век, поцелуй в снег).
- ✔ Олицетворения (камень всхлипнет, назовет курок).
- ✔ Анафора (имя твоё…).
✨ Как видим, из троп доминируют метафоры, которые помогают Цветаевой слепить образ Блока и подать отношение к нему в оригинальном виде на поэтический стол читателя.
💕 К Блоку поэтесса обращается в стихах ни раз, самый очевидный пример – это стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель…», написанное в 1916 году. Рекомендуем перейти по ссылке и перечитать для полноты созданного образа.
Романс на слова
Глубже понять тему поможет романс со словами стихотворения.
ТОП русской поэзии
- ✔ Анна Ахматова
- ✔ Александр Блок
- ✔ Валерий Брюсов
- ✔ Иосиф Бродский
- ✔ Иван Бунин
- ✔ Константин Бальмонт
- ✔ Зинаида Гиппиус
- ✔ Николай Гумилёв
- ✔ Сергей Есенин
- ✔ Николай Заболоцкий
- ✔ Михаил Лермонтов
- ✔ Владимир Маяковский
- ✔ Осип Мандельштам
- ✔ Владимир Набоков
- ✔ Николай Некрасов
- ✔ Борис Пастернак
- ✔ Игорь Северянин
- ✔ Федор Тютчев
- ✔ Афанасий Фет
- ✔ Марина Цветаева
Источник
Имя твое — Цветаева о Блоке
Марина Цветаева начала писать лирический цикл — «Стихи к Блоку» (1916-1921) — ещё при жизни поэта, а закончила – уже после его ухода.
Ни одного слова Цветаева не сказала Александру Блоку в реальном времени. Ни одной попытки не сделала познакомиться с ним. Будто боялась расплескать в обыденность то, что могла доверить только стихам.
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв. 1
(15 апреля 1916)
Так начинает Марина Цветаева свой монолог-признание «Имя твое» — первое стихотворение цикла.
Александр Блок пришел к Цветаевой через слово, через звук, через мелодику стиха. «Пять букв» имени — (Блокъ ) — таинственное воплощение для Цветаевой её лирического героя-поэта. Одним движением губ, произнося заветное имя, она может ощутить несбыточную близость с ним.
Все природные стихии отзываются на имя Блока в поэзии Цветаевой, вернее, участвуют в нём, рождают его, превращаясь одна в другую.
Птица в руке — на миг укрощённая воздушная стихия. Льдинка на языке — круговорот стихий: растворится на языке, растает от жара плоти и ускользнёт — вновь изо льда превратится в воду. А потом исчезнет, как пойманная птица, мечтающая о полёте. Упорхнёт, как имя Блока, которое наполняет собою всё пространство, заставляет звучать его на разные голоса:
Мячик, пойманный на лету.
Серебряный бубенец во рту.
Мячик летит, как птица, — упругий, круглый. И его тоже надо поймать — в мгновенье прервать полёт.
Но обитатели стихии воздушной вдруг исчезают, уступая место другой стихии — музыкальной. Серебряный бубенец во рту вызывает к жизни мир звука, музыки.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
Летит в тихий пруд камень. И опять полёт, и опять встреча разных стихий. Одна — камень, окостенелая форма, твёрдость. Другая — вода, текучая бесформенность, гибкость. Окостенелой формы удар о бесформенность – камня о воду — рождает звук. И в нём, как всхлип в тишине, имя поэта звучит.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Загадочные строки. Почти всё опять о звуке, но о каком?!
Гром имени, которое несётся из-под лёгких копыт коня, скачущего в ночи, победоносен и славен.
Звонкий щелчок курка в висок мгновенно меняет тональность стиха , делает её отчаянной , беспросветной. А имя поэта, воспетое на все лады, начинает звучать убийственно, смертельно.
Но исчезает темный призрак, уносится в беспамятную ночь под натиском снежной стихии Блока с её спящим принцем, которого не разбудит самый горячий поцелуй:
Имя твое – ах, нельзя! –
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
Что нежнее поцелуя в глаза? Но недвижны веки и студёны. Словно «снежная маска» сковала их навсегда. А горячие губы встречают холодный снег – так рождается заветное имя на свет. Впустят в себя ключевой глоток – ледяной, голубой, и станет сон так глубок.
Покорно, не противясь, отдаётся Марина Цветаева снежной стихии Александра Блока, погружаясь вслед за ним в глубокий, вечный сон, и уходит в его синюю снежную даль.
1.Здесь и далее цит. по: Цветаева М. Избранные произведения. Библиотека поэта. М.-Л.: Изд-во «Советский писатель», 1965.
*Статья впервые опубликована в сборнике: Елена Сударева «Не страшно мне, когда темно». Эссе о русской литературе. М.: Изд.дом «Гуманитарий», 2010. С. 31-34.
Сильно сказано Великими, и здорово написано талантливы почитателем, то есть автором этой работы. Спасибо!
С искренней благодарностью за
ДОБРЫЕ СЛОВА!
Источник
Марина Цветаева — Имя твое, птица в руке: Стих
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.
Анализ стихотворения «Имя твое — птица в руке» Цветаевой
М. Цветаева с большим трепетом и уважением относилась к творчеству и самой личности А. Блока. Между ними практически не было никаких, даже дружеских отношений. Отчасти это объясняется тем, что поэтесса боготворила поэта-символиста, считая его неземным существом, по ошибке посетившим наш мир. Цветаева посвятила Блоку целый цикл стихотворений, включающий в себя «Имя твое — птица в руке…» (1916 г.).
Произведение, по сути, является набором эпитетов, которыми поэтесса наделяет фамилию Блока. Все они подчеркивают нереальность поэта, в которой была уверена Цветаева. Эти разнообразные определения объединяет стремительность и эфемерность. Состоящее из пяти букв имя (согласно дореволюционному правописанию на конце фамилии Блока писалась буква «ер») для поэтессы подобно «одному-единственному движению губ». Она сравнивает его с предметами (льдинка, мячик, бубенец), находящимися в движении; кратковременными, отрывистыми звуками («щелканье… копыт», «щелкающий курок»); символическими интимными действиями («поцелуй в глаза», «поцелуй в снег»). Цветаева умышленно не произносит самой фамилии («ах, нельзя!»), считая это кощунством по отношению к бестелесному существу.
Блок действительно производил сильное впечатление на нервных девушек, которые часто в него влюблялись. Он находился во власти созданных в своем воображении символов и образов, что позволяло ему оказывать необъяснимое влияние на окружающих. Цветаева попала под это влияние, однако сумела сохранить оригинальность собственных произведений, что несомненно пошло ей на пользу. Поэтесса очень тонко разбиралась в поэзии и разглядела в творчестве Блока настоящий талант. В стихотворениях поэта, которые для неискушенного читателя представлялись полной бессмыслицей, Цветаева видела проявление космических сил.
Безусловно во многом эти две сильные творческие личности были схожи, особенно в способности полностью отрешиться от реальной жизни и существовать в мире собственных грез. Причем Блоку это удавалось в невероятной степени. Именно поэтому Цветаева до такой степени уважала и втайне завидовала поэту-символисту. Главное отличие поэтессы от впечатлительных барышень заключалось в том, что о любовном чувстве не могло быть и речи. Цветаева не представляла себе, как можно испытывать слишком «земное» чувство к эфемерному существу. Единственное, на что рассчитывает поэтесса — духовная близость без каких-либо физических контактов.
Стихотворение завершается фразой «С именем твоим — сон глубок», которая возвращает читателя к реальности. Цветаева признавалась, что часто засыпала за чтением произведений Блока.
Источник