Индивид единичный представитель человеческого рода конкретный носитель природно

1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

Религиозная теория

Теория палеовизита

Естественно-научные (материалистические) теории

Ч. Дарвин — английский естествоиспытатель, создатель эволюционной (от лат. evolutio — развёртывание) теории

Ф. Энгельс — немецкий социальный мыслитель, политический деятель

Божественное происхождение человека. Душа — источник человеческого в человеке

Человек — создание пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа

Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими

Главная причина появления человека — труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на психофизическое состояние человека энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое (природное) и социальное (общественное) в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Человек — биосоциальное существо

Биологическое существо

Социальное существо

Принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жёстко не запрограммированы -> возможность приспосабливаться к различным условиям существования

Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Читайте также:  Закономерности размещения природных ресурсов ресурсообеспеченность

условие, предпосылка существования человека

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Биологизаторский подход

Социологизаторский подход

Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы

Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек — «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своём прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.

Коммуникативные возможности имеют и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди обладают способностью выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

Моделирует своё поведение и может выбирать различные социальные роли

Обладает способностью предвидеть отдалённые последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов

Выражает ценностное отношение к действительности

Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут применять естественные орудия (палки, камни) для определённых целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

Читайте также:  Арго природная аптека сибири

существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершённое)

существо универсальное (способное к любому виду деятельности)

существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.

Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность»

Определение

Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно обусловленных свойств

Индивидуальностьэто неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающее непохожесть на других людей

Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

Характерные признаки

Пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, тип конституции, нейродинамика, биологические потребности, эмоции, задатки

Индивидуальные особенности, характер, социально обусловленная деятельность, самооценка, жизненный опыт, «Я-концепция», потребность в самореализации

Направленность (влечение, желание, стремление, идеал, ценности, установка, мировоззрение), социальные потребности, социальный статус, социальная роль, сознательные цели

Человек как отдельная особь среди других людей

Человек как один из многих, но с учётом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.

Человек с социально значимыми качествами

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. (см. тему 3.12. Социализация индивида.)

Развитие человека -> Социальный опыт, человеческая культура -> Социализация индивида -> Личность

Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, она меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на неё внешних обстоятельств.

Источник

Банк эссе

Суть данного высказывания заключается в том, что личностью может считаться лишь тот, кто сочетает в себе и природную и социальную среду. Человек создан природой, но только общество делает из него личность.

Человек — биосоциальное существо, высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологические качества человека проявляются в его анатомии, физиологии, а социальные качества проявляются в готовности к общественно полезному труду, сознании и разуме. Существуют 2 подхода к сочетанию в человеке биологического и социального. Преобладание в человеке биологического — это биологизаторский подход, а преобладание социального — социологизаторский. Природа делает человека индивидом. Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно обусловленных свойств. А общество делает из индивида личность. Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни. В личности в равной степени сочетаются биологические и социальные качества, устранив какой-либо компонент человека (биологический или социальный), человек перестанет быть личностью.

Читайте также:  Автор определяет природу человека

Для того, чтобы доказать данное высказывание хочу обратиться к случаю из СМИ. В 1912 году в Индии самка леопарда украла младенца из семьи. Несколько лет ребенок жил с ней, отлученный от общества. Так, спустя 3 года, они нашли бедное дитя. Ему были присущи повадки животного, он передвигался на четвереньках, на коленях были затвердевшие мозоли, пальцы рук располагались под прямым углом. Отделившись от общества, он перестал быть похожим на настоящего человека, процесс социализации у него не начался.

Вторым примером может послужить произведение В.Г. Короленко «Дети подземелья». Главная героиня произведения — Маруся — бедная девочка, проживающая со своей семьей в темном подземелье, до которого никогда не доходило солнце. От недостатка пищи, солнечного света, тепла девочка умирала с каждым днем. Она не была целиком отделана от общества, но, фактически, она была отделена от природы, поэтому ее состояние ухудшалось. Девочка думала только о том, как бы выжить в таких условиях, она не развивалась, следовательно, она не становилась личностью. Маруся была лишь индивидом. В конечном итоге девочка умирает, потому что человек не может быть отделен от природы.

Таким образом, можно сказать, что Н.А. Бердяев был прав, говоря о том, что человек не может стать личностью, отделившись от природы.

Источник

Оцените статью