55. Природное и общественное в чел. Биологизаторские и социологизаторские концепции трактовки чел.
Представляя собой существо соц, чел вместе с тем яв-ся частью природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, т.е. чел оказ сущ-м биологич. Как и всякий биологич вид, Homo sapiens характер опред совокуп видовых признаков. Эти признаки у различ представит вида могут изменяться. Homo sapiens имеет устойчивые разновидности, кот обозначаются чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей связана с тем, что группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания, и это выразилось в появлении специфических анатомических, физиологических и биологических признаков. Включенность человека сразу в 2 мира — в мир общества и в мир органической природы — порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека. Из числа последних рассмотрим две, которые можно считать ключевыми. Аристотель называл чел «полит животным», подчеркивая этим наличие в чел 2 начал: животного (биологич) и полит (соц). Признавая, что каждый человек уникален, своеобразен, неповторим, в практической жизни мы, однако, группируем людей по различным признакам, из которых одни определяются биологически, другие — социально, а некоторые — взаимодействием биологического и социального.
О соотношении биологич и соц в чел высказывается широкий спектр мнений, заключ м/у 2 полюсами: концепциями чел, кот принято называть биологизаторскими или натуралистич.
К биологизаторским концепциям относ расизм, кот, исходит из того, что в главном, существенном природа чел опред его расовой принадлежностью. Подобно расизму, дискредитировало себя др биологизаторское течение — социал-дарвинизм, довольно влият в конце XIX и начале XX века.
Вопрос о характере биологизаторских концепций должен рассматр в плане претензий не только на описание того, что есть чел, но и на обоснование опред программы соц действий — будь то оправдание и защита сущ-их в данном общ-ве порядков либо подчинение и даже истребление «менее приспособ» представит человеч и т.п.
В полной мере это требование относится и к концепциям, тяготеющим к др полюсу, т.е. концепциям социологизаторским. Все то, что относится к биологии чел, к естественным предпосылкам его сущ-я, наконец, к человеч индивидуальности в ее многообразнейших проявлениях, в рамках этих концепций воспринимается как нечто второстепенное, от чего можно отвлекаться при изучении человека, и более того, как сырой материал, обладающий бесконечной пластичностью, коим можно безгранично манипулировать во имя достижения того или иного соц идеала.
56. Индивид, индивидуальность, личность: общее и особенное. Социализация.
Человек — это понятие относится к человеческому роду в целом и выражающее те социальные характеристики, которые отличают его от животного. Биологическая сторона в чел.-ке присутствует в снятом виде. Индивид — отдельный представитель чел-го рода. Личность — это действительность индивида, как соц-ого феномена, это субъект общественных отношений, реализующий себя в соц-ой деятельности. Индивидуальность — это конкретная личность в её неповторимом сочетании социальных и психофизиологических особенностей. Положение о том, что человек существо биосоциальное, при сохранение биол-го в нем существенно меняет его и позволяет перейти к качественно новому бытию. Общество как система человеческих отношений для каждого индивида одновременно выступает и внешней соц-ой средой и внутренним условиям его жизнедеятельности. Сущность человека, как совокупности общественных отношений, реализуется для каждого индивида только в процессе его деятельности (это труд, общение, творчество, познание). Человек реализует себя в труде, в процессе преобразования природы, общества. Преобразуя мир, человек тем самым преобразует себя, условия своего существования. Преобразованная объективная реальность становится чел-ой реальностью, 2-ой природой; человек – это субъект исторического развития, творец истории.
Источник
Человек, индивид, личность. Природное и общественное в человеке.
Индивид (от лат. individuum — неделимое) — обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отдельное живое существо, особь, отдельный человек — в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.
Личность — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности.
В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Сущностная концепция явл более глубокой. Личность- индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личностные кач чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра — “Я”. Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Т.о., личность — мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.
Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с общественными условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.
Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования
Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Труд как основной вид практики. Социальный опыт и активность человека.
Практика — это материальная, чувственно-предметная, целевозлагающей деятельность человека, имеющего своим содержанием усвоения и преобразования природных и социальных объектов и составляет общую основу, движущую силу развития у человеческого общества и познания. Практика многогранна и имеет различные уровни В широком смысле под практикой подразумевают все виды чувственно-предметной деятельности человека (как производство, так и другие виды деятельности, например, педагог логическому, художественную, административную и т.д.).
Структура практики включает в себя такие моменты, как потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность в виде ее отдельных актов, предмет, к которому направлена ??деятельность, средства, с помощью которых достигается цель и, наконец, результат деятельности
Практика обосновывает объективность содержания знания, служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания Практика выступает критерием истины потому, что она как материальная деятельность людей имеет по озитивну качество непосредственной действительности Она соединяет и соотносит объект и действие, которое осуществляется в соответствии с мыслью о ней Именно в таком действии оказывается истинность мыслимки.
Практика — это осознанная, целенаправленная, многогранная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, на приспособление природного и общественной среды к потребностям людей и общества в целом, есть практика это целенаправленная деятельность людей, которая ведет к преобразованиям объективного мир.
Труд как вид деятельности.
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. Труд осуществляется в разных видах и формах человеческой деятельности: материальной и духовной, внешней и внутренней, индивидуальной и коллективной, умственной и физической, производственной, учебной, спортивной и др. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества. Труд — целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Труд есть круг человеческой деятельности, востребованный и оцененный человеческим сообществом.
Трудовую деятельность человека нельзя связывать только со сферой материального производства (как это традиционно представляется в психологии труда и смежных отраслях психологии). Если исходить из понимания труда в широком значении, т.е. как социально ценной продуктивной деятельности человека, занятого биологическими, техническими, социальными (люди как объекты труда), знаковыми, художественными системами, то и историю психологического знания о труде и трудящемся нельзя связывать только с развитием материального производства, хотя и следует оставлять за ним приоритетное значение. Человеческая деятельность есть императив индивидуального человеческого сознания. По признаку предметной области деятельности в целях профессиональной ориентации Е. А. Климов выделяет пять областей трудовой профессиональной деятельности человека.
Дата добавления: 2019-09-02 ; просмотров: 655 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник