Индивидуальное наблюдение за природой

Картотека наблюдений за неживой природой

Цель: Помочь обнаружить связи теми или иными признаками погоды, сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.

Ход наблюдения: Важнейшим фактором, определяющим погоду, является солнце- источник жизни, света и энергии. Весной солнце начинает подниматься все выше и выше, тем сильнее оно греет землю, поэтому погода теплее. Воспитатель задает детям вопросы. Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете, где находится солнце? Почему вы чувствуете, что весна уже наступила? Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?

Люди добрые, солнце красному,

Цель: Закрепление обобщенных представлений о сезонных изменениях, дать понятие о ветре, его свойствах, определить направление ветра.

Ход наблюдения: Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т.п.). Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт. Помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок- стало лучше дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, морским кораблекрушениям. Воспитатель загадывает детям загадку.

Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер)

— продолжать знакомство с различными природными явлениями;

— учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи);

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и отгадайте её. В отгадке кроется, то, о чём мы с вами будем наблюдать и говорить, сегодня на нашей прогулке.

Он всегда, всегда раскинут

То он ярко-голубой. (небо)

Кружевной и синий-синий! (небо)

Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно. (Чистое, голубое.)

— Бывает утром пойдет дождь, небо станет хмурым, облачным, а потом подует ветер, разгонит облака, выглянет солнце и вдруг снова прилетят облака пойдет дождь.

Читайте также:  Нужно беречь природу леса

— Какая это погода? (переменчивая)

— Сегодня, какое небо? Погода?

— Посмотрите внимательно на небо, самолеты пролетели и можно заметить длинный облачный след, который тянется за летящей машиной. Этот след называется конденсационным и состоит из тумана, который на фоне голубого неба кажется белым.

— Чем отличаются настоящие облака от облачного следа самолета?

Наблюдение за радугой

-ознакомление детей с радугой, как элементом неживой природы.

Воспитатель загадывает загадку:

Дождик с Солнцем смастерил
Мост высокий без перил.
От чудесного моста
Всему миру красота (Радуга)

Совершено верно. Это радуга.

Ребята, а как появляется радуга? (ответы детей)

Когда через дождь просвечивают солнечные лучи, мы иногда видим раду. Такую же красивую как сейчас. Это происходит потому, что дождевые капли разлагают свет на разные цвета. Цвета в радуге всегда расположены в одном и том же порядке.

Посчитайте пожалуйста сколько цветов в радуге.

Правильно ребята. Молодцы. А лучше запомнить цвета. Вам поможет стихотворение:

Каждый охотник желает знать где сидит фазан.

Цель: удовлетворение потребности в движении, в общении, снятие напряжения, развитие внимания.

Ребята, а какую форму имеет раду?

Верна с земли радуга напоминает дугу. А с самолета она кажется кругом.

Задачи: Познакомить со свойствами влажного песка. Развивать мышление и воображение, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Буду топать целый день. (Г.Лаптева)

-Давайте проверим, останется ли след на песке? Хорошо ли его видно? (Рассматривают следы, оставленные детьми.)

— Чей след больше? Чей меньше?

— А кто ещё оставил следы на нашем участке? (Кошка, воробьи, ворона и т.д.)

— Давайте сравним следы вороны и воробья. (Следы разные: у вороны след больше, у воробышка – меньше.)

Читайте также:  Министерство природных ресурсов калининградской области контакты

-Почему остались следы на песке? (потому что песок сырой, мокрый, влажный)

-Давайте выясним, чем отличается сырой песок от сухого? (Дети исследуют и сравнивают свойства сухого и сырого песка)

Педагог подводит детей к выводу: сырой песок темнее по цвету, лепится в комки, не сыплется, хорошо формируется.

Игра-экспериментирование:

-А теперь давайте поиграем: будем делать на песке отпечатки. Берём разные формочки, кладём на песок, нажимаем – у нас получились картинки!

Все меня топчут, а я всё лучше. (тропинка)

***

Задачи: Дать представления о появлении тени, актуализировать представления о свойствах света. Развивать речь, мышление, воображение, любознательность, интерес к художественному слову.

Материал: цветной мелок.

-Когда можно увидеть тень? (в солнечную погоду)

— Солнечный свет яркий. Если встать на асфальтовой дорожке спиной к солнышку, то на асфальте появится твоя тень. Свет от солнца не может пройти через твоё тело. Образуется тень. Если бы лучи света не были прямыми, то тони могли бы обогнуть тело и никакой тени не было бы.

-Что или кто ещё может отбрасывать тень? (животные, растения, любые предметы)

Когда мы двигаемся, меняются ли наш тени? Если ты поднимешь руку, то и твоя тень её поднимет. Побежишь ты – побежит и тень за тобой. Она будет в точности повторять все твои движения.

-Всегда ли можно увидеть тень? (не видно тени в пасмурную погоду, в темноте)

-Что нужно, чтобы появилась тень? (свет)

-Какие ещё источники света вы знаете? (луна, лампа, свеча, фонарик)

-В течение дня тени меняются: в полдень, когда солнце стоит высоко, — тени короткие; утром и вечером, когда солнце встаёт и садится, — тени длиннее.

Читайте также:  Живая природа тема сообщения

-Делаем вывод: тени видны только в солнечную погоду или при наличии яркого источника света.

Источник

Оцените статью