Информационные процессы системах различной природы

Урок 3. Информационные связи в системах различной природы

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Окружающий нас мир многообразен и сложен. Он наполнен разнообразными объектами — предметами, процессами и явлениями.

Сложные объекты, состоящие из взаимосвязанных частей (элементов) и существующие как единое целое, принято называть системами.

Всякая система определяется составом своих частей и структурой — порядком объединения элементов в единое целое. Любой реальный объект бесконечно сложен. Степень детализации при описании его состава и структуры зависит от того, для чего это нужно. Один и тот же объект в одних случаях может рассматриваться как система, включающая в себя другие подсистемы и объекты, а в других — как простой элемент или подсистема, входящая в другую систему.

Для описания систем часто используется их представление в виде графа. На рисунке в виде графа представлена система избирательных комиссий в Российской Федерации.

Соединение, интеграция отдельных элементов в единое целое приводит к системному эффекту — возникновению у системы новых свойств, не присущих ни одной из её составных частей. Нарушение элементного состава или структуры системы ведёт к частичной или полной утрате её функциональности.

При исследовании тех или иных объектов окружающего мира недостаточно рассмотреть по отдельности каждый из элементов, входящих в их состав. Изучая деятельность системы, нужно учитывать не только все её элементы, но и связи между ними, а также взаимодействие системы с окружающим миром. В этом состоит суть системного подхода.

Способность применять системный подход (рассматривать исследуемый объект как элемент системы, связанный с множеством других элементов) и оценивать на этой основе ситуацию с разных точек зрения является основой системного мышления, позволяющего человеку выбирать наиболее эффективный путь решения возникающих проблем.

Информационные связи в системах

Во всем многообразии окружающих нас систем можно выделить системы естественные (природные) и системы искусственные (созданные человеком) — технические и общественные.

Природные системы также можно назвать материальными. И есть множество материальных систем, созданных человеком (транспортная система, энергосистема и др.). Между элементами таких систем существуют материальные связи: физические, энергетические и др.

Читайте также:  Ведение поисково спасательных работ при ликвидации чс природного характера

Но во многих материальных системах, например, в системах растительного и животного мира, существуют связи, которые можно назвать информационными:

  1. Цветки и соцветия некоторых растений в течение дня поворачиваются вслед за солнцем.
  2. Многие дикие животные пахучими метками дают знать чужакам, что эта территория уже занята.
  3. Трели соловья служат для привлечения самки и т. д.

Информационные связи присущи и техническим системам:

— автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре в помещении и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы;

— автопилот управляет самолётом в соответствии с заложенной в него программой и т. д.

На основе информационных связей построены общественные (социальные) системы, представляющие собой различные объединения людей.

Информационные связи в системах любой природы состоят в передаче информации от одного элемента системы к другому, в обмене информацией между элементами системы, в хранении и обработке информации, т. е. представляют собой информационные процессы.

Информация ценна не сама по себе, она нужна для того, чтобы обеспечить успешность некоторых целенаправленных действий. Планомерное воздействие на некоторый объект с целью достижения определённого результата называется управлением.

Управление — это процесс целенаправленного воздействия на объект, осуществляемый для организации его функционирования по заданной программе.

Изучением процессов управления в живых и неживых системах занимается наука кибернетика.

С точки зрения кибернетики управление происходит путем информационного взаимодействия между управляющим объектом и объектом управления.

Прямая связь подразумевает передачу информации от управляющего объекта к объекту управления. Обратная связь — это процесс передачи информации о состоянии объекта управления управляющему объекту. Назначение обратной связи — корректировка управляющих воздействий на объект управления в зависимости от его состояния.

Все компоненты кибернетической системы управления имеются в организме животного и человека: мозг — управляющий объект, органы движения — объекты управления, нервная система — каналы информационной связи. Таким образом, животное и человек являются естественными (созданными природой) самоуправляемыми системами, т. е. системами, в которых управляющий объект и объект управления представляют собой единое целое.

Все системы управления можно разделить на:

  1. Неавтоматические системы управления — человек занимается управлением самостоятельно.
  2. Автоматизированные системы управления (АСУ) — сбор необходимой для принятия решения информации и её обработка производятся автоматически, а окончательное решение принимает человек.
  3. Системы автоматического управления (САУ) — все операции, связанные с процессами управления, происходят без участия человека по программам, предварительно подготовленным человеком.
Читайте также:  Береги природу будь ее другом

Количество автоматизированных и автоматических систем вокруг нас неуклонно возрастает.

Источник

Презентация по информатике на тему «Информационные процессы в естественных и искусственных системах»

Информационные процессы в естественных и искусственных системахАвтор: Кузне.

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.757 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Использование нейросетей в учебной и научной работе: ChatGPT, DALL-E 2, Midjourney

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.757 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.757 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Компьютерные правовые системы

Описание презентации по отдельным слайдам:

Информационные процессы в естественных и искусственных системахАвтор: Кузне.

1 слайд Информационные процессы
в естественных и искусственных системах
Автор: Кузнецова К.В.
Учитель информатики СОШ 46 Калуга

Естественные и искусственные системы Существуют естественные системы, или.

2 слайд Естественные и искусственные системы

Существуют естественные системы, или природные, т.е. созданные природой, и искусственные системы – созданные человеком.
Автор: Кузнецова К.В.
Учитель информатики СОШ 46 Калуга

Естественные системы: …галактики, системы звезд и планет, системы животных.

3 слайд Естественные системы:

…галактики, системы звезд и планет, системы животных и растений, молекулярные и атомные системы…
Автор: Кузнецова К.В.
Учитель информатики СОШ 46 Калуга

Искусственные системы:Искусственные системы создают люди. …система городск.

4 слайд Искусственные системы:
Искусственные системы создают люди.

…система городского транспорта, система телефонной связи, система торговли, система образования, энергетическая система…

Человеческое общество – система взаимосвязанных личностей.
Автор: Кузнецова К.В.
Учитель информатики СОШ 46 Калуга

Материальные связи в системах.Естественные системы: Физические силы, удержив.

5 слайд Материальные связи в системах.
Естественные системы:

Физические силы, удерживающие планеты около звезды,
молекулярные соединения,
энергетические процессы (фотосинтез)
Генетические связи (структура ДНК)…
Автор: Кузнецова К.В.
Учитель информатики СОШ 46 Калуга

Искусственные системы: Техника(автомобили, самолеты, компьютеры…) Строительн.

6 слайд Искусственные системы:

Техника(автомобили, самолеты, компьютеры…)
Строительные сооружения(дома, мосты, города, плотины…)

Материальные связи в системах.
Автор: Кузнецова К.В.
Учитель информатики СОШ 46 Калуга

Информационные связиВ живой природе: Обмен информацией между животными В си.

7 слайд Информационные связи
В живой природе:
Обмен информацией между животными

В системах живой природы существуют связи как материальные, так и информационные.

Читайте также:  Закон татарстана об особо охраняемых природных территориях

Автор: Кузнецова К.В.
Учитель информатики СОШ 46 Калуга

Информационные процессы в системахАвтор: Кузнецова К.В. Учитель информатики С.

8 слайд Информационные процессы в системах
Автор: Кузнецова К.В.
Учитель информатики СОШ 46 Калуга

Системы управления: Изучением процессов управления занимается наука КИБЕРНЕТИ.

9 слайд Системы управления:
Изучением процессов управления занимается наука КИБЕРНЕТИКА.

Под управлением понимается планомерное воздействие на некоторый объект с целью достижения определенного результата.
Автор: Кузнецова К.В.
Учитель информатики СОШ 46 Калуга

Процесс управления:Управляющая системаОбъект управленияПрямая связьОбратная.

10 слайд Процесс управления:
Управляющая
система
Объект
управления
Прямая связь
Обратная связь
Автор: Кузнецова К.В.
Учитель информатики СОШ 46 Калуга

Системы управления: Все компоненты системы управления имеются в организмах жи.

11 слайд Системы управления:
Все компоненты системы управления имеются в организмах животных.

Мозг – управляющая система.
Органы движения – объекты управления.
Нервная система – каналы информационной связи.
Автор: Кузнецова К.В.
Учитель информатики СОШ 46 Калуга

Автор: Кузнецова К.В. Учитель информатики СОШ 46 Калуга

12 слайд Автор: Кузнецова К.В.
Учитель информатики СОШ 46 Калуга

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 10 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Дистанционные курсы для педагогов

Евгений Ямбург Павел Северинец

Нововведения в новом учебном году 2023

Открытая сессия для учителей и руководителей образовательных организаций

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 331 174 материала в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.09.2017 3520
  • PPTX 1.8 мбайт
  • 19 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Удалить материал

Автор материала

  • На сайте: 5 лет и 11 месяцев
  • Подписчики: 2
  • Всего просмотров: 16342
  • Всего материалов: 17

Дистанционные курсы
для педагогов

25 минут

32 минуты

53 минуты

Видеолекция Управление девелоперскими проектами. Методология оценки девелоперских проектов и объектов недвижимости

  • Файлы
  • Программное обеспечение компьютера
  • РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ ИНФОРМАТИКА: ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА В ПОМОЩЬЮ ТЕКСТОВОГО ПРОЦЕССОРА MS OFFICE WORD

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью