Информационным обеспечением охраны окружающей природной среды

15. Информационное обеспечение охраны окружающей среды

Информационное обеспечение охраны окружающей среды – это сбор, переработка, хранение и обязательно подготовка к использованию информации, которая необходима для оценки состоянии собственно окружающей среды, экологической деятельности и принятия различного рода решений в этой области. Наиболее показательными примерами одного из направлений информационного обеспечения являются слежение за погодой, сейсмологическими процессами, подготовка метеопрогнозов и другие связанные с этим виды работ.

Информационное обеспечение охраны окружающей среды включает в себя:

– необходимую информацию как объект обеспечения;

– процессы работы с информацией, завершающиеся ее подготовкой к использованию;

– распределение или предоставление информации возможным пользователям;

– использование информации, влекущее оценку ее качества и полноты.

Вся эта деятельность регламентируется правом. Правовое регулирование информационного обеспечения необходимо, так как оно:

– может задеть различные интересы, включая безопасность страны;

– нуждается в четких процедурах и установлении ответственности за возможную неполноту, искажение, сокрытие информации, что может повлечь принятие неверных решений и огромный ущерб.

Информация о взаимодействии с окружающей средой и ее охране возникает уже в результате деятельности человека и существует либо как общедоступная, либо как латентная, нуждающаяся в выявлении, фиксации и осознании. Существующие здесь трудности состоят в том, чтобы: правильно определить информационную потребность, т. е. установить, какая информация, действительно являющаяся экологической, относящейся к охране окружающей среды, нужна людям и может быть ими использована; создать эффективные структуры и четко наладить процессы, необходимые для собирания, фиксации (закрепления) и обработки этой информации; реально обеспечить возможности доступа к информации для ее надлежащего использования; создать все необходимые условия правильной (для данного уровня знаний) оценки информации; своевременно и эффективно использовать информацию на благо общества и природы.

Экологическое право частично решает эти задачи, создавая правовые основы для информационного обеспечения охраны окружающей среды.

Конституция РФ в ст. 42 устанавливает право каждого на получение информации о состоянии окружающей среды. Многие федеральные законы, не относящиеся к экологическим, содержат положения, реализующие наряду с иными и данное право.

Читайте также:  Законодательство министерства природных ресурсов

Как общим, так и специальным экологическим законодательством урегулированы некоторые вопросы доступа общественных объединений и граждан к отдельным видам экологической информации и установлены ограничения на таковой.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» проблема экологической информации фактически не регламентируется. Здесь главным образом содержится указание на конституционное право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, и косвенно данная проблема затрагивается в ст. 1, где наряду с прочими понятиями определяются такие термины, как мониторинг и государственный мониторинг окружающей среды. Таким образом, понятие, порядок сбора, хранения, предоставления экологической информации урегулированы в других актах (законодательных и подзаконных).

Источник

Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды.

В условиях возрастания роли и значения информации существует объективная потребность в информационном обеспечении охраны окружающей среды, экологической безопасно­сти, рационального использования природных ресурсов.

Экологическая информация необходима для реализации экологи­ческих прав граждан, в т. ч. конституционного права каждого на досто­верную информацию о состоянии окружающей среды. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, производится на основании сведений о загрязнении ее отдельных компонентов (земель, почв, во­дных объектов и т. д.).

Экологическая информация необходима для экологического обра­зования и воспитания, проведения эколого-правовых и других науч­ных исследований, реализации всех эколого-правовых мер, предусмо­тренных экологическим законодательством, научного обоснования, разработки и принятия нормативных правовых актов в области при­родопользования и охраны окружающей среды.

При осуществлении экологического управления органы государ­ственной власти и органы местного самоуправления, реализуя возло­женные на них управленческие функции, обязаны создать условия для обеспечения доступа к экологической информации пользователей.

Информационного сопровождения требует реализация всех функ­ций экологического управления и принятие эколого-правовых мер (прогнозирования и планирования мероприятий в области природо­пользования и охраны окружающей среды, экологического норми­рования, оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической серти­фикации, экологического надзора и контроля и др.).

Читайте также:  Бальзамы здоровье от природы

При этом информационным содержанием обладают государствен­ный экологический учет и отчетность, государственные кадастры природных ресурсов и природных объектов, экологический монито­ринг. Они направлены на сбор, получение, обработку, анализ, совер­шение иных действий с экологической информацией, сведениями, входящими в ее состав. Эти функции и эколого-правовые меры наря­ду с правом граждан и др. субъектов на экологическую информацию составляют основу информационного обеспечения природопользо­вания и охраны окружающей среды.

Правовые основы прав граждан на экологическую информацию заложены в нормах Конституции Российской Федерации (ст. 29,42 и др.). ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельно­сти государственных органов и органов местного самоуправления». Государственная отчетность в области использования природных ре­сурсов и охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с ФЗ «Об офици­альном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Требования к сведениям, относящимся к экологической информа­ции, включая ее состав, право доступа к ней, порядок предоставления и т. д. предусмотрены в федеральных законах: «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». «Об охране атмосферного воздуха», «Об использовании атомной энер­гии», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений» и др.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

15. Информационное обеспечение охраны окружающей среды

Информационное обеспечение охраны окружающей среды – это сбор, переработка, хранение и обязательно подготовка к использованию информации, которая необходима для оценки состоянии собственно окружающей среды, экологической деятельности и принятия различного рода решений в этой области. Наиболее показательными примерами одного из направлений информационного обеспечения являются слежение за погодой, сейсмологическими процессами, подготовка метеопрогнозов и другие связанные с этим виды работ.

Информационное обеспечение охраны окружающей среды включает в себя:

– необходимую информацию как объект обеспечения;

– процессы работы с информацией, завершающиеся ее подготовкой к использованию;

– распределение или предоставление информации возможным пользователям;

– использование информации, влекущее оценку ее качества и полноты.

Читайте также:  Изучение природы человеком 3 класс

Вся эта деятельность регламентируется правом. Правовое регулирование информационного обеспечения необходимо, так как оно:

– может задеть различные интересы, включая безопасность страны;

– нуждается в четких процедурах и установлении ответственности за возможную неполноту, искажение, сокрытие информации, что может повлечь принятие неверных решений и огромный ущерб.

Информация о взаимодействии с окружающей средой и ее охране возникает уже в результате деятельности человека и существует либо как общедоступная, либо как латентная, нуждающаяся в выявлении, фиксации и осознании. Существующие здесь трудности состоят в том, чтобы: правильно определить информационную потребность, т. е. установить, какая информация, действительно являющаяся экологической, относящейся к охране окружающей среды, нужна людям и может быть ими использована; создать эффективные структуры и четко наладить процессы, необходимые для собирания, фиксации (закрепления) и обработки этой информации; реально обеспечить возможности доступа к информации для ее надлежащего использования; создать все необходимые условия правильной (для данного уровня знаний) оценки информации; своевременно и эффективно использовать информацию на благо общества и природы.

Экологическое право частично решает эти задачи, создавая правовые основы для информационного обеспечения охраны окружающей среды.

Конституция РФ в ст. 42 устанавливает право каждого на получение информации о состоянии окружающей среды. Многие федеральные законы, не относящиеся к экологическим, содержат положения, реализующие наряду с иными и данное право.

Как общим, так и специальным экологическим законодательством урегулированы некоторые вопросы доступа общественных объединений и граждан к отдельным видам экологической информации и установлены ограничения на таковой.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» проблема экологической информации фактически не регламентируется. Здесь главным образом содержится указание на конституционное право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, и косвенно данная проблема затрагивается в ст. 1, где наряду с прочими понятиями определяются такие термины, как мониторинг и государственный мониторинг окружающей среды. Таким образом, понятие, порядок сбора, хранения, предоставления экологической информации урегулированы в других актах (законодательных и подзаконных).

Источник

Оцените статью