Институциональная теория фирмы трактует ее экономическую природу

Институциональная теория фирмы трактует ее экономическую природу

Недостатки неоклассической трактовки фирмы и неудовлетворенность экономистов неоклассическим подходом к пониманию природы фирмы в рыночной среде вызвали появление и развитие институциональных концепций фирмы.

Если в классической и неоклассической теориях фирмы последняя рассматривалась как неотъемлемая часть рынка, как один из главных его субъектов, то, согласно институциональной концепции, фирма противопоставляется рынку, как внутреннее производство внешнему.

Классическая и неоклассическая теории не разграничивали фирму и рынок, полагая, что они — равноправные стороны действительности. В институциональной теории фирма рассматривалась как совокупность долгосрочных контрактов в отличие от рынка, где взаимосвязи опосредованы относительно краткосрочными контрактами.

Формирование институциональной теории вызвано обобщением практики — развитием корпоративных структур, усложнением взаимосвязи между ними, увеличением масштаба деловых операций, ростом экономической информации, определяющих эффективность функционирования акционерных объединений. Дальнейшее развитие институциональной теории фирмы связано с уточнением и конкретизацией понятия «трансакционные издержки». Развитие этого направления в институциональной теории фирмы связано с именами Р. Коуза и Ф. Найта.

Пределы расширения фирмы институциональная теория связывает с запретительным ростом издержек управления и контроля. Если корпорация становится чрезмерно большой, ее трансакционные издержки могут снижаться до нуля. Однако в таком случае резко возрастут внутрифирменные издержки; ослабление контроля над различными участками фирмы и их работниками приведет к снижению общих результатов.

Углубляют теорию трансакционных издержек и институциональную концепцию в целом формирование и развитие теории прав собственности.

Обобщая теоретические взгляды на природу фирмы в рыночной экономике, необходимо отметить, что, несмотря на наличие разных подходов к пониманию фирмы, все экономисты видят в ней базового субъекта рыночной экономики. Целью фирмы в конечном счете является обеспечение бессрочного получения прибыли; достижение этой цели составляет необходимые условия для ее бессрочного существования и развития; решение проблемы с прибылью обеспечивает фирме долгосрочную конкурентоспособность.

Управление всей деятельностью фирмы основано на диктате собственника фирмы или ее управляющего. От уровня его профессионализма и степени информированности зависят как принятие экономически эффективных хозяйственных решений, так и результативность их практической реализации.

Читайте также:  Защита населения территории от чрезвычайных ситуаций техногенного характера природного

Фактические результаты деятельности фирмы напрямую зависят от внешней среды, для которой характерна неопределенность, постоянные изменения, неподвластные руководителям фирмы. Здесь главным информатором, как и всегда в условиях рынка, являются цены на производимые фирмой товары. Именно их изменения заставляют снижать издержки, повышать качество продукции, принимать решения о сокращении или увеличении производства, необходимости обновления технологии, сокращении или увеличении наемных работников и т.д. В связи с этим в числе основных дефицитов в современной рыночной экономике называют дефицит управляющих корпоративными объединениями. В России этот дефицит ощущается особенно остро.

Вместе с тем мировая практика развития предприятий акционерного типа свидетельствует, с одной стороны, об ограниченности воздействия каждого из механизмов принуждения к эффективной работе корпорации, а с другой — об отсутствии одного какого-либо механизма, гарантирующего достижение цели корпорации. Более того, изменение рыночных условий приводит к отмиранию одних и появлению новых механизмов управления корпорацией.

Кроме сложившихся отношений собственности в акционерных обществах, на систему корпоративного управления (на законы о корпорациях и практику их применения в стране) существенное влияние оказывает представление в обществе о том, чьим интересам призвана служить корпорация:

· интересам акционеров (англо-американская модель);

· интересам собственно корпорации (японская модель);

· интересом всех участников корпоративных объединений (немецкая модель).

Для современной России практически важно получение достоверного фактического материала об экономической деятельности отечественных предприятий, наработка качественно новых подходов к оценке фактических данных, критическое осмысление западных теорий фирмы, интегрирование их в одну, наиболее приемлемую для переходной экономики теорию предприятия.

При этом практически важное значение для современной России имеют взгляды представителей институциональной концепции в части обоснования зависимости фирмы от внешней среды.

Создание равных конкурентных условий для предприятий отрасли, не только принятие законов, обеспечивающих нормальную хозяйственную деятельность, но и создание механизмов их практической реализации, эффективная налоговая и социальная политика государства — это те макроэкономические условия, которые обеспечивают эффективную работу предприятий.

Читайте также:  Все природные цвета волос

Практическую значимость имеют работы М. Портера, в которых теория является отражением реальной действительности и поэтому может с успехом служить современной рыночной практике.

Источник

2. Природа фирмы в неоклассической и институциональной теориях

Неоклассическая теория фирмы. В основе лежит стандартный неоклассический подход, разграничивающий функции фирмы и рынка: фирма специализируется нафункции производства,обеспечивающей трансформацию ресурсов в продукт, а рынокна обмене, посредством которого осуществляется размещение (аллокация) ресурсов, с одной стороны и распределение произведенной продукции — с другой. В случае совершенной конкуренции рынок задает фирме соответствующий уровень цен на ресурсы и производительность продукцию, и ее задача состоит в выборе объема производства максимизирующего прибыль. В условиях несовершенной конкуренции в центре внимания фирмы оказывается решение вопроса не только об объеме производства, но и об уровне цены, соответствующей той же целевой функции — максимизации прибыли. Предполагается также, что те фирмы, которые не максимизируют прибыль, под влиянием рыночной конкуренции постепенно уходят из отрасли, уступая место другим.

Такой подход к трактовке фирмы в экономической литературе получил название технологического. В нем фирма выгляди как механизм, выполняющий чисто техническую задачу по преобразованию редких ресурсов в товары и услуги и взаимодействующий с внешней средой (рыночной структурой — ком рентной или монопольной), которая определяет способ макси­мизации прибыли как целевой функции фирмы. При этом все внимание сосредоточивается на происходящем не внутри «черного ящика», а как бы за его пределами.

Методологическое значение такой трактовки заключается в объяснении поведения фирмы, определении объема выпуск и цены как в условиях совершенной, так и несовершенно» конкуренции. Другими словами, технологический подход помогает понять проблему ценообразования и определения размеров производственных единиц. Он показывает, что техноло­гия (т. е. определенное соотношение факторов производства) выступает как фактор, диктующий больший или меньший мер фирмы.

Читайте также:  Граница земельного участка закреплена природными объектами

Инструменты анализа размеров фирмы:

а) экономия от масштаба;

б) экономия от разнообразия.

Экономия от масштаба достигается путем применения крупных предприятиях мощного, высокоспециализированного, а потому эффективного оборудования. В результате обеспечивается снижение средних затрат на единицу продукции.

Экономия от разнообразия имеет место, когда соединением «под одной крышей» нескольких различных видов деятельности также достигается сокращение затрат. Ее источником может послужить использование одного и того же ресурса или одной или одной и той же технологии одновременно в нескольких производственных процессах, а также дополняющий характер спроса. Например бензозаправочной станции нередко организуется мойка, диагностика и даже мелкий ремонт машин, ведется розничная торговля автозапчастями и лакокрасочными материалами и т. д.

Производство достигает оптимальных размеров выпускаприполном исчерпании положительного эффекта от масштаба и разнообразия. Оптимален размер, когда долгосрочные средние издержки достигают минимального значения. Однако если по­сле этого объема средние издержки начинают расти, то фирма может организовать два, три или больше филиалов (предпри­ятий), каждый из которых оптимален для данных технологии и отрасли. Отсюда следует, что фирма и предприятие — не одно и то же. Фирма может включать несколько предприятий, при­чем самых разных как по сфере деятельности, так и по приме­няемым технологиям.

ВЫВОД. Технологическая трактовка фирмы представляет не только теоретический интерес, но и практическую ценность. Вместе с тем она не дает ответа на поставленный в начале главы вопрос: почему существуют фирмы? Этот ответ дали представители институциональной теории.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФИРМЫ. В основе даннойтеории лежит не разграничение функций фирмы и рынка, которое позволяет показать поведение фирмы в соответствии сеецелевой функцией, а сопоставление фирмы и рынка какальтернативных способов координации хозяйственных действий людей.

Различия между рынком и фирмой:

Источник

Оцените статью