Интеллект его природа измерение

Вопрос 35. Интеллект и его структура.

Интеллект – это комплекс свойств, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной культуре.

Интеллект— это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Интеллект — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

Ж.Пиаже: интеллект — высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью.

1. Структура интеллекта по Ч.Спирмену — факторно-аналитическая теория генерального фактора, в которой интеллект рассматривается как некая умственная энергия, уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого характера. В соответствии с этой теорией генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший при выполнении сенсорных задач. Кроме генерального существуют также и групповые факторы интеллекта, к которым можно отнести механическую, лингвистическую, математическую компетентность, а также специальные факторы, которые делают свой вклад лишь в отдельные интеллектуальные тесты.

2. Структура интеллекта Л.Терстоуна. В рамках теории интеллекта Л. Терстоуна отвергалась возможность существования общего интеллекта. Терстоун выделил ряд групповых факторов, семь из которых получили название «первичных умственных способностей«:

  1. Пространственный — способность оперировать в уме пространственными отношениями
  2. восприятие — способность детализировать зрительные образы
  3. вычислительный — способность выполнять основные арифметические действия
  4. вербальное понимание — способность понимать и раскрывать значение текстов и слов
  5. беглость речи — способность быстро подобрать слово по заданному критерию
  6. память — способность запоминать и воспроизводить информацию
  7. логическое рассуждение — способность выявлять закономерность в ряду букв, фигур, цифр.
  1. уровень общего интеллекта;
  2. уровень групповых факторов: интеллекта действий и вербального интеллекта;
  3. уровень специфических факторов.
Читайте также:  Всей планете нужен дождевой природный

4. Модель интеллекта, предложенная р.Кеттелом.

  1. «свободный» (или «текучий»)
  2. «связанный» (определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, которые индивид приобрел в ходе социализации с раннего детства до конца жизни. Он определяет то, насколько индивид овладел общей культурой того общества, к которой он принадлежит. Фактор «свободного» интеллекта определяет первичное накопление знаний, и с точки зрения Р. Кеттела, независим от приобщения к культуре.)

5. Кубическая модель интеллекта Гилфорда (кубик гилфорда)

В 1959 году появилась статья Гилфорда «Три стороны интеллекта». Гилфордом была предпринята попытка расширить представления о структуре интеллекта с помощью метода факторного анализа. Гилфорд классифицировал свойства интеллекта по трем измерениям:

Гилфордом была построена трехмерная модель структуры интеллекта — так называемый куб Гилфорда (напоминающий кубик Рубика), — содержащая 120 ячеек-факторов. В теоретическом плане эта модель оказалась очень интересной, однако ее практическое использование в целях диагностики — весьма затруднительным и громоздким. Вероятно, именно поэтому она нашла большее признание у теоретиков, чем у практиков. ИНТЕЛЛЕКТ И ЕГО СТРУКТУРА.Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (мышления, памяти, восприятия, внимания и т.д.). Отличие интеллекта от мышления: мышление это психический процесс, уровень отражения связей и отношений посредством операций, интеллект – интегральная подструктура личности; интеллект больше, чем мышление, в него включаются и способности от сенсомоторных, до социальных. Мышление – это нечто общее, а интеллект – личное. Основные критерии оценки интеллекта: — глубина — обобщенность — подвижность знаний — владение способами кодирования, перекодирования — владение способами интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий Основные подходы к пониманию интеллекта:

  1. Пиаже: источник развития интеллекта в нем самом, его развитие происходит по типу развертывания определенных алгоритмов, генетически обусловленных. Источником развития также является актуальная жизнь субъекта, которая создает проблемы и противоречия, в процессе преодоления которых и формируются интеллектуальные операции.
Читайте также:  Зачем природе нужны птицы

Процесс развития состоит из трех периодов, в процессе которых формируются три основные структуры:

  • сенсомоторные структуры (0-2 лет)
  • стадия конкретных операций (2-12 лет)
  • стадия формальных операций (с 12 лет)
  1. Выготский: интеллект является эффектом общей социализации человека, огромную роль здесь играет общение.
  2. Ананьев: интеллект – многоуровневая организация познавательных сил, охватывающая психофизиологические процессы, состояния и свойства личности.

Отечественные психологи исходят из принципа единства интеллекта и личности, признается зависимость интеллектуальных способностей от социально-экономических условий жизни. Юркевич выделил 3 понимания интеллекта:

  1. Как способность к обучению
  2. Как способность оперировать абстрактными символами, способность реагировать на основе имеющегося опыта
  3. Как способность адаптироваться к новой ситуации

Западные психологи в основном рассматривали интеллект как биологическую адаптацию к существующим обстоятельствам жизни. В начале XX века Бине и Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тесов на интеллект. Т.о. интеллект начал трактоваться как способность справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, активно приспосабливаться. При этом выдвигается положение о существовании базовых структур интеллекта, независимых от культурных понятий. Исследование проводится с помощью выделения отдельных факторов, что препятствует пониманию интеллекта как целостности. Кеттел: типы структуры интеллекта:

  • Кристалический (стабильный) – определяет продуктивность деятельности в тех задачах, которые требуют готовых, выработанных умственных навыков; формируется под влиянием факторов среды на основе опыта, это залог знаний, умений, навыков.
  • Флюидный (оперативный) – определяет продуктивность деятельности в совершенно новых, незнакомых ситуациях; способность воспринимать отношения и устанавливать связи определяется общими природными свойствами индивида в большей степени, чем влиянием среды.

Векслер: интеллект – совокупность свойств человека, обеспечивающих определенную успешность деятельности, это не только способность к познанию, но и достигнутый уровень развития в целом. Выделял две стороны интеллекта:

  • Вербальный – знания не зависят от других психических функций
  • Невербальный – отражает природные психофизиологические возможности индивида, определяет исполнительские способности, включает визуальную организацию и зрительно-моторную координацию.
Читайте также:  Видовая структура природной экосистемы

Модели интеллекта:

  1. Гилфорд – кубическая модель «операция·результат·содержание» дала 120 узкоспециализированных способностей
  2. Спирмен – 2-х факторная модель: G – общие способности, S – специфические
  3. Терстоун – многофакторная модель: S – пространственный, P – восприятие, N – вычислительный, V – вербальный, F – беглость речи, M – память, R – логика

Основные подходы к исследованию интеллекта:

  • Социокультурный – Выготский, Леви-Брюль, Леви-Стросс, Лурия
  • Генетический – Пиаже, Чарльзворз
  • Процессуально-деятельностный – Рубинштейн, Талызина, Тихомиров
  • Образовательный – Фишер, Менчинская
  • Информационный – Айзенк, Хант, Стернберг
  • Феноменологиеский – Келер, Вертгеймер, Мэйли
  • Функционально-уровневый – Ананьев, Величковский
  • Регуляционный – Терстоун, Стернберг

Источник

Оцените статью