Вопрос 35. Интеллект и его структура.
Интеллект – это комплекс свойств, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной культуре.
Интеллект— это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Интеллект — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
Ж.Пиаже: интеллект — высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью.
1. Структура интеллекта по Ч.Спирмену — факторно-аналитическая теория генерального фактора, в которой интеллект рассматривается как некая умственная энергия, уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого характера. В соответствии с этой теорией генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший при выполнении сенсорных задач. Кроме генерального существуют также и групповые факторы интеллекта, к которым можно отнести механическую, лингвистическую, математическую компетентность, а также специальные факторы, которые делают свой вклад лишь в отдельные интеллектуальные тесты.
2. Структура интеллекта Л.Терстоуна. В рамках теории интеллекта Л. Терстоуна отвергалась возможность существования общего интеллекта. Терстоун выделил ряд групповых факторов, семь из которых получили название «первичных умственных способностей«:
- Пространственный — способность оперировать в уме пространственными отношениями
- восприятие — способность детализировать зрительные образы
- вычислительный — способность выполнять основные арифметические действия
- вербальное понимание — способность понимать и раскрывать значение текстов и слов
- беглость речи — способность быстро подобрать слово по заданному критерию
- память — способность запоминать и воспроизводить информацию
- логическое рассуждение — способность выявлять закономерность в ряду букв, фигур, цифр.
- уровень общего интеллекта;
- уровень групповых факторов: интеллекта действий и вербального интеллекта;
- уровень специфических факторов.
4. Модель интеллекта, предложенная р.Кеттелом.
- «свободный» (или «текучий»)
- «связанный» (определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, которые индивид приобрел в ходе социализации с раннего детства до конца жизни. Он определяет то, насколько индивид овладел общей культурой того общества, к которой он принадлежит. Фактор «свободного» интеллекта определяет первичное накопление знаний, и с точки зрения Р. Кеттела, независим от приобщения к культуре.)
5. Кубическая модель интеллекта Гилфорда (кубик гилфорда)
В 1959 году появилась статья Гилфорда «Три стороны интеллекта». Гилфордом была предпринята попытка расширить представления о структуре интеллекта с помощью метода факторного анализа. Гилфорд классифицировал свойства интеллекта по трем измерениям:
Гилфордом была построена трехмерная модель структуры интеллекта — так называемый куб Гилфорда (напоминающий кубик Рубика), — содержащая 120 ячеек-факторов. В теоретическом плане эта модель оказалась очень интересной, однако ее практическое использование в целях диагностики — весьма затруднительным и громоздким. Вероятно, именно поэтому она нашла большее признание у теоретиков, чем у практиков. ИНТЕЛЛЕКТ И ЕГО СТРУКТУРА.Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (мышления, памяти, восприятия, внимания и т.д.). Отличие интеллекта от мышления: мышление это психический процесс, уровень отражения связей и отношений посредством операций, интеллект – интегральная подструктура личности; интеллект больше, чем мышление, в него включаются и способности от сенсомоторных, до социальных. Мышление – это нечто общее, а интеллект – личное. Основные критерии оценки интеллекта: — глубина — обобщенность — подвижность знаний — владение способами кодирования, перекодирования — владение способами интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий Основные подходы к пониманию интеллекта:
- Пиаже: источник развития интеллекта в нем самом, его развитие происходит по типу развертывания определенных алгоритмов, генетически обусловленных. Источником развития также является актуальная жизнь субъекта, которая создает проблемы и противоречия, в процессе преодоления которых и формируются интеллектуальные операции.
Процесс развития состоит из трех периодов, в процессе которых формируются три основные структуры:
- сенсомоторные структуры (0-2 лет)
- стадия конкретных операций (2-12 лет)
- стадия формальных операций (с 12 лет)
- Выготский: интеллект является эффектом общей социализации человека, огромную роль здесь играет общение.
- Ананьев: интеллект – многоуровневая организация познавательных сил, охватывающая психофизиологические процессы, состояния и свойства личности.
Отечественные психологи исходят из принципа единства интеллекта и личности, признается зависимость интеллектуальных способностей от социально-экономических условий жизни. Юркевич выделил 3 понимания интеллекта:
- Как способность к обучению
- Как способность оперировать абстрактными символами, способность реагировать на основе имеющегося опыта
- Как способность адаптироваться к новой ситуации
Западные психологи в основном рассматривали интеллект как биологическую адаптацию к существующим обстоятельствам жизни. В начале XX века Бине и Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тесов на интеллект. Т.о. интеллект начал трактоваться как способность справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, активно приспосабливаться. При этом выдвигается положение о существовании базовых структур интеллекта, независимых от культурных понятий. Исследование проводится с помощью выделения отдельных факторов, что препятствует пониманию интеллекта как целостности. Кеттел: типы структуры интеллекта:
- Кристалический (стабильный) – определяет продуктивность деятельности в тех задачах, которые требуют готовых, выработанных умственных навыков; формируется под влиянием факторов среды на основе опыта, это залог знаний, умений, навыков.
- Флюидный (оперативный) – определяет продуктивность деятельности в совершенно новых, незнакомых ситуациях; способность воспринимать отношения и устанавливать связи определяется общими природными свойствами индивида в большей степени, чем влиянием среды.
Векслер: интеллект – совокупность свойств человека, обеспечивающих определенную успешность деятельности, это не только способность к познанию, но и достигнутый уровень развития в целом. Выделял две стороны интеллекта:
- Вербальный – знания не зависят от других психических функций
- Невербальный – отражает природные психофизиологические возможности индивида, определяет исполнительские способности, включает визуальную организацию и зрительно-моторную координацию.
Модели интеллекта:
- Гилфорд – кубическая модель «операция·результат·содержание» дала 120 узкоспециализированных способностей
- Спирмен – 2-х факторная модель: G – общие способности, S – специфические
- Терстоун – многофакторная модель: S – пространственный, P – восприятие, N – вычислительный, V – вербальный, F – беглость речи, M – память, R – логика
Основные подходы к исследованию интеллекта:
- Социокультурный – Выготский, Леви-Брюль, Леви-Стросс, Лурия
- Генетический – Пиаже, Чарльзворз
- Процессуально-деятельностный – Рубинштейн, Талызина, Тихомиров
- Образовательный – Фишер, Менчинская
- Информационный – Айзенк, Хант, Стернберг
- Феноменологиеский – Келер, Вертгеймер, Мэйли
- Функционально-уровневый – Ананьев, Величковский
- Регуляционный – Терстоун, Стернберг
Источник