Интеллект природа интеллекта виды

Интеллект

Природные объекты, эпохи, процессы, события

Интелле́кт (от лат. intellectus – познание, понимание, рассудок), общая познавательная способность , которая проявляется в том, как человек воспринимает, понимает, объясняет и прогнозирует происходящее, какие решения он принимает и насколько эффективно он действует (прежде всего в новых, сложных или необычных ситуациях).

В схоластике термин «интеллект» употреблялся для обозначения высшей познавательной способности (сверхчувственного постижения духовных сущностей) в противоположность разуму (ratio) как низшей познавательной способности (к элементарной абстракции ). В обратном значении эти термины были употреблены у И. Канта : интеллект (нем. Verstand – рассудок) – как способность образования понятий, а разум (нем. Vernunft) – как способность образования метафизических идей. Это словоупотребление получило распространение в последующей немецкой философии и окончательно закрепилось у Г. В. Ф. Гегеля в его концепции рассудка (интеллекта) и разума.

В психологии существуют два основных направления в изучении интеллекта: тестологическое (или психометрическое) и экспериментально-психологическое. В рамках тестологического подхода, имеющего более чем столетнюю историю, интеллект определяется через процедуру его измерения – тесты , с помощью которых выявляется некоторый набор умственных способностей, таких как способность раскрывать значения слов, выполнять операции с цифрами и фигурами, обнаруживать закономерности, запоминать информацию и т. д. На основе суммирования показателей выполнения этих заданий определяется коэффициент интеллекта (intelligence quotient, IQ).

Большинство тестологических теорий интеллекта основано на использовании статистических методов обработки данных, в частности корреляционного анализа и факторного анализа . Центральным для исследователей был вопрос о существовании и природе «общего фактора» интеллекта (general factor, фактор g), который обнаруживает себя в наличии связей между разными видами умственных способностей. С начала 20 в. складываются две противоположные трактовки природы интеллекта: первая связана с признанием существования «общего» интеллекта ( Ч. Спирмен , Р. Кеттелл и др.), вторая – множества независимых интеллектуальных способностей ( Л. Тёрстоун , Дж. П. Гилфорд и др.). Согласно Спирмену, фактор g представлен в разной мере во всех видах интеллектуальной деятельности и сводится к индивидуальным различиям в уровне «умственной энергии». Кеттелл показал, что фактор g включает два типа интеллекта: сложившийся в результате обучения « кристаллизованный интеллект », характеризующий накопленные человеком знания и умения, и имеющий биологическую основу « текучий интеллект », характеризующий возможности центральной нервной системы и отвечающий за быструю и точную переработку информации.

В рамках экспериментально-психологического подхода существует множество различных взглядов на интеллект. С точки зрения гештальтпсихологии, интеллект – механизм переструктурирования образа проблемной ситуации в направлении к ясному, расчленённому, осмысленному ее представлению, в том числе путём мгновенной догадки ( инсайта ). По мнению Ж. Пиаже , интеллект – наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, основанная на последовательном формировании системы умственных действий. Высшая стадия развития интеллекта («рефлексивный интеллект»), появляющаяся в возрасте 12–15 лет, связана с формированием «формальных операций», лежащих в основе гипотетико-дедуктивных рассуждений, умения проверять истинность либо ложность суждений, сознательного контроля за ходом своей мысли. В культурно-исторической психологии интеллект рассматривается как результат социализации и продукт культуры, формирующийся под влиянием таких факторов, как употребление орудий (от счётных палочек до компьютера), овладение знаками (усвоение родного языка, разнообразных символических средств), включение в социальные взаимодействия. Развитие интеллекта связано с ростом обобщённости значений слов, постепенно приобретающих форму понятий. С точки зрения американских психологов Р. Глейзера и Дж. Кампьона, интеллект сводится к особенностям организации «базы знаний». Люди с хорошо организованной системой декларативных знаний (знаний о том, что) и процедурных знаний (знаний о том, как) лучше запоминают информацию и более эффективно решают задачи, имеют более высокий уровень интеллектуальных достижений в профессиональной деятельности. Объём, разнообразие, артикулированность «базы знаний» характеризует такое качество человека, как компетентность, которая рассматривается в качестве критерия развития интеллекта.

Читайте также:  Водные природные ресурсы включают

В других концепциях интеллект рассматривается как система мыслительных операций, таких как анализ, синтез и обобщение ( С. Л. Рубинштейн ); как система процессов переработки информации, причём «ментальная скорость» этой переработки выступает критерием уровня развития интеллекта ( Х. Ю. Айзенк ); как иерархическая система познавательных процессов разного уровня: восприятия , внимания , памяти , мышления ( Б. Г. Ананьев , Б. М. Величковский ); как механизм ментального самоуправления, отвечающий за структурирование своего окружения и избирательное отношение к происходящему ( Р. Стернберг ); как форма организации ментального опыта, в состав которого входят когнитивный, понятийный, метакогнитивный, интенциональный опыт: особенности строения ментального опыта определяют способы и свойства интеллектуальной деятельности индивида (как человек понимает происходящее, как перерабатывает информацию в тех или иных ситуациях, в какой мере выражены его познавательные склонности и т. п.) (М. А. Холодная). В последние годы сфера исследований интеллекта расширилась за счет описания разных видов интеллекта, таких как « эмоциональный интеллект », « социальный интеллект », «духовный интеллект», «интегральный интеллект».

Большинство исследователей отмечают, что природа и направленность интеллекта не может быть понята без учёта личностных качеств человека, его потребностей, эмоциональных состояний и т. п. С другой стороны, зрелость личности в значительной степени зависит от меры понимания человеком происходящего, связанной с уровнем развития интеллекта.

Источник

Природа интеллекта

Принято различать два основных смысла термина «интеллект» – эволюционный и дифференциальный. С эволюционной точки зрения, интеллект присущ всем членам вида и способен развиваться. Иными словами, все люди обладают определенными умственными способностями, которые отличают их от других видов, и эти способности изменяются на протяжении жизни. В дифференциальном смысле интеллект – характеристика, которая варьирует у разных индивидов внутри одного вида. С этой точки зрения, люди отличаются друг от друга по типу или уровню интеллекта.

Читайте также:  Анализ динамики природного газа

Представления о природе интеллекта с течением времени претерпевали значительные изменения. Десятилетиями в этой области преобладали взгляды психологов, занимавшихся изучением индивидуальных различий в выполнении тестовых заданий. Такие различия весьма сложны и могут быть истолкованы разными способами. В начале 20 в., например, английский психолог Ч.Спирмен объяснял статистические соотношения индивидуальных различий существованием двух типов факторов: генерального (общего) как основы выполнения любых тестовых заданий и ряда специальных факторов, определяющих решение задач того или иного типа. Американский психолог Л.Терстоун позднее использовал иные статистические методы и разработал представление о том, что интеллект построен из нескольких отдельных первичных способностей, а какого-то генерального, общего фактора не существует. Другие психологи предлагали еще более сложные модели интеллекта. К 1970-м годам, однако, эти традиционные взгляды на интеллект стали утрачивать свое значение. Ни одна из многих конкурирующих моделей не была признана наилучшей, и использование психометрических методов оказалось недостаточным для решения этого вопроса. Кроме того, традиционные концепции отошли на второй план, когда в данной области появились новые методы и влиятельные теории, разработанные Л.С.Выготским и А.Р.Лурия в СССР, Ж.Пиаже в Швейцарии, Д.Хеббом в Канаде, А.Ньюэллом и Г.Саймоном в США и другими учеными.

В последней четверти 20 в. психофизиология, а также поведенческая и когнитивная психология обогатились рядом новых подходов к анализу процессов мышления. Некоторые ученые пытаются применить новейшие теории и методы для интерпретации индивидуальных различий в уровне интеллекта, выявляемых при тестировании. Так, были найдены умеренные корреляции между IQ у взрослых и скоростью или организацией специфических когнитивных процессов, используемых, например, при необходимости быстро сравнить стимулы или принять решение. Исследования детей показали, что быстрота, с какой младенцы распознают новые стимулы, умеренно коррелирует с IQ в старшем детском возрасте, что позволило по-новому подойти к рассмотрению проявления способностей у грудных детей. В других исследованиях различия в IQ были соотнесены с разнообразными физиологическими параметрами. Например, у взрослых с высоким IQ выявлены некоторые особенности электрической активности мозга, а методом ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии) показано, что у них относительно низка скорость метаболизма глюкозы в коре головного мозга во время работы над задачами, сходными с теми, что применяются при определении IQ.

Читайте также:  Cities skylines мод природные ресурсы

Многие склонны утверждать, например, что найденные корреляции между физиологическими процессами и IQ дают возможность объяснить различия в IQ именно этими процессами. Однако причинно-следственные связи здесь не столь просты: особенности физиологических процессов могут отражаться на IQ, но этот показатель может зависеть и от опыта выполнения подобных задач в прошлом; кроме того, нельзя исключить, что различия и в IQ, и в физиологических процессах порождаются какими-то другими, еще не найденными причинами.

Некоторые ученые вкладывают в понятие «интеллект» гораздо более широкий смысл, чем тот, что заложен в обычные тесты IQ. Основываясь на изучении нормальных и одаренных индивидов, а также пациентов с различными поражениями мозга, американский психолог Х.Гарднер выделил не менее семи типов интеллекта, в число которых вошли, помимо способностей, необходимых для выполнения традиционных тестов IQ, также музыкальный интеллект, телесно-кинестетический интеллект, важный для занятий спортом и танцами, и два типа личностного интеллекта, необходимого для понимания самого себя и установления отношений с окружающими. По мнению американского психолога Р.Стернберга, интеллект включает не только аналитические способности, которые измеряются посредством IQ, но также творческие и практические способности. Стернберг предложил теорию иерархической организации мыслительных процессов для объяснения функционирования интеллекта. Другие исследователи изучают процессы мышления путем сопоставления их с «искусственным интеллектом» компьютера и компьютерными программами обработки данных и решения сложных задач.

Опубликовано в Дифференциальная психология

Источник

Оцените статью