Ключи к тесту «Несуществующее животное». Руки.
Руки несуществующего животного могут быть изображены в виде:
Передние лапы или руки несуществующего животного – это символ успешности в социальных контактах. Это коммуникативная сфера личности.
1. Наличие/отсутствие рук и их прорисовка (тщательно или небрежно).
Если руки (передние лапы) несуществующего животного хорошо прорисованы – такой человек характеризуется как экстраверт.
«Руки» несуществующего животного хорошо прорисованы.
Если руки несуществующего животного не прорисованы – у человека существуют проблемы в сфере общения.
Если у несуществующего животного отсутствуют руки (или их замена) – значит, человек не воздействует на мир, а предпочитает пассивно ждать, когда в его жизни что-то произойдет. Может уклоняться от контактов со своими сверстниками.
Отсутствие «рук» у несуществующего животного.
2. Способ изображения рук несуществующего животного.
Открытые руки – указывает на то, что человек испытывает «жажду» общения.
Открытые «руки» у несуществующего животного.
Широко расставленные руки в сочетании с очень большими кистями – говорит о том, что человек обладает высокой неудовлетворенной потребностью в общении.
Руки “закрытые” – человек не любит много общаться.
«Закрытые» «руки» у несуществующего животного.
Руки заведены за спину – человек устал работать.
3. Количество рук несуществующего животного.
Если у несуществующего животного слишком много рук – это говорит о недостатке общения для человека.
Большое количество щупалец – жизненная активность, увлеченность.
Количество рук несуществующего животного также интерпретируют как наличие какого-либо дела. То есть, чем больше рук , тем больше дел у человека, которые он на себя берет.
У несуществующего животного могут быть и руки, и крылья. Но если руки отсутствуют, а крылья есть, необходимо выяснить их предназначение (не являются ли они заменой рук).
Источник
«Несуществующее животное»
Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- «Всякая мысль заканчивается движением»). Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами. По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. По составу данный тест — ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Материал для тестирования: лист бумаги А4 (можно использовать тетрадный двойной листок, близкий по размеру к формату бумаги А4); простой карандаш (цветные карандаши) или шариковая (капиллярная) ручка.
- Этапы интерпретации
- Общее впечатление
- Семантическая интерпретация (положение рисунка на листе)
- Графологические признаки
- Содержательные признаки
- Интерпретация сущности нарисованного
- Интерпретация названия животного
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Внимательное изучение теста «Несуществующее животное» убеждает нас в том, что он прост для освоения, что его интерпретация своеобразна и не изобилует психоаналитическими понятиями. Однако этот тест выявляет личностные проблемы подростка.
- Исследование затрагивает глубинные проблемы личности, которые не поддаются сознательному контролю. Некоторые интерпретации могут задевать самолюбие клиента. Поэтому психолог должен так провести послетестовую беседу, чтобы не навредить обследуемому, не вызвать у него негативную реакцию.
- Применение данного теста в сочетании с другими психодиагностическими методиками в контексте имеющихся об обследуемом сведений и в его конкретной ситуации дает дополнительные возможности для раскрытия неповторимой человеческой индивидуальности.
Источник