Интонационно образная природа музыкального искусства

КОНСПЕКТ УРОК ПО МУЗЫКЕ ««Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений»

1. Освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью.

2. Понимание учащимися специфику музыкального искусства и особенностей его восприятия на примере темы «Интонация»; к осмыслению выразительности музыкальной речи при сопоставлении её с речью разговорной.

3. Умения слушать и понимать музыку, оценивать и анализировать услышанное, выделять главное, делать выводы; развитие музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; интереса к музыке и музыкальной деятельности; расширение исполнительских возможностей, на основе осознания выразительности музыкального искусства; развитие музыкальной памяти и слуха, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

· выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

· ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

· обозначать символом и знаком предмет и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

· строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения.

· отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т.д. );

· определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства.

1.Организационный момент.

Музыкальное приветствие (в основе мелодии трезвучие и постепенное движение вверх и вниз):

Этими словами здороваемся с вами.

2. Постановка цели и задач урока.

Учитель: -Сегодня наш урок мы начнём с аплодисментов. Я прочитаю вам стихотворение и по вашим аплодисментам пойму, понравилось или нет вам моё чтение (читать стихотворение не выразительно, без интонации):

Плещут волны речки пенной,

Вдаль бегут степные тропки,

Прошу аплодисменты. Почему вы аплодируете тихо и вяло?

Учитель читает стихотворение ещё раз, выразительно, с соблюдением интонации. (цель: подготовить учащихся к восприятию новой темы (роль интонации в разговорной речи).

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

Организовать работу по усвоению нового материала. Поставить учебную проблему и познавательные задачи. Учитель подводит учеников к тому, чтобы они сами сформулировали тему урока. Цель: восприятие и эмоциональный отклик на новое знание в музыке, анализ, выводы .

Учитель: — Так о чём пойдёт речь на уроке?

Учитель продолжает ответ ученика: -Мы будем вести речь не просто о интонации, а о интонации и её значении в нашей жизни. Подводит ребят к пониманию того, что интонация является украшением разговорной речи (смысла нашей речи).

— Когда мы слышим человека, красиво говорящего, мы говорим о том, что его речь похожа на музыку. Музыкальная речь всегда стремилась приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям без слов. Ведь красота человеческой речи и музыки зависит от выразительности интонации, при помощи которой мы общаемся. Выразительность интонации помогает нам понять чувства, мысли, настроение человека, т.е. выразительность интонации нам помогает понять окружающий нас мир, помогает нам общаться. Сравнить музыкальную и разговорную речь.

Читайте также:  Гугл карты природных зон

— Давайте остановимся на том, что чаще всего человечество пользуется тремя видами речи. Какими? Предложить сравнить названные виды речи. Отметить с детьми, какими знаками «препинания» мы пользуемся в разных видах речи, как они помогают нам понять выразительность интонации речи.

— Музыкальная и разговорная речь очень похожи. Чем? Учитель задаёт наводящие вопросы, которые помогают учащимся подобрать правильный ответ.

Цель: нахождение общего и отличительного в музыкальной и разговорной речи.

Сд ела ть обобщение ответам учащихся .

— Мы убедились в том, что в разговорной и музыкальной речи очень много общего. В музыкальной речи прозвучавшие термины мы относим к средствам музыкальной выразительности, они нам помогают определять в музыке характер, настроение звучащего произведения.

— Конечно, имеются некоторые отличия музыкальной интонации от разговорной. В каком виде речи изначально заложен определённый смысл, а в какой речи интонация является украшением? (ответы учеников: — в письменной речи – есть знаки препинания (. , : ! ? — …), Они есть и в разговорной и музыкальной речи, только в другом виде – это остановки – паузы (в музыке они обозначаются определёнными знаками. Эти виды речи пользуются повышением и понижением голоса. В музыке это регистровые и тембровые изменения, усилением и ослаблением голоса, звука (в музыке – это динамика).

— Давайте убедимся в наших высказываниях на примерах. В разговорной речи изначально заложен определённый смысл, а интонация просто эмоционально дополняет его, украшает. Скажите мне слово «да» с выражением, какое я укажу. Да? (вопросительно). Да! (восхищённо, радостно). Да (хитро, зло, мечтательно, грустно, обиженно).

4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания .

— Мы убедились в том, что в разговорной речи интонация является украшением смысла. А сейчас на примере знакомых и незнакомых интонаций (мелодических отрывков) из музыкальных произведений убедимся в том, что интонация в музыке несёт нам определённый смысл. Что мы можем понять, прослушав небольшой отрывок из музыкального произведения?

1.Слушание фрагмента «Пе-де-шаль» из балета «Золушка» С.С.Прокофьева.

2.Слушание фрагмента «Сцена с часами» из балета «Золушка» С.С.Прокофьева.

(Учащиеся слушают, анализируют, строят ответы: выразительная интонация небольшого отрывка из мелодии, помогает нам определить характер произведения (т.к. по интонации мы можем определить темп, лад, динамику, регистр и другие средства музыкальной выразительности), название произведения, композитора, если произведение знакомое)

5.Первичное закрепление.

Учитель: — Примером взаимосвязи разговорной и музыкальной интонации, служит песенный жанр. Выразительные интонации стихов, рождают музыкальные интонации, и они прекрасно дополняют друг – друга. — Определите по звучащему «зерну» интонации, какая знакомая песня будет звучать на уроке? (звучит отрывок песни разученной в прошлой учебном году).

Читайте также:  Звуки природы пение птиц послушать

Вокально-хоровая работа.

-Давайте мы познакомимся с новой песней «Дорога добра» композитора М.Минкова и определим с какой интонацией звучит песня.

Разучивание песни «Дорога добра».

Обобщение работы урока вместе с учащимися, вывод из того, что прозвучало на уроке.

— На протяжении урока, мы с вами слушали разные произведения и исполняли. На примере прозвучавших произведений, что вы поняли о связи музыкальной и разговорной интонации? (Ответы: — Мы поняли, что музыкальное искусство через интонацию передаёт слушателям основной смысл произведения. — Музыкальная интонация очень близка к разговорной, поэтому музыка понятна человеку, как и разговорная речь. — От яркости интонации зависит яркость музыки)

Цель: выявить насколько глубоко учащиеся поняли тему урока. Учитель помогает сделать выводы. Подводит итог урока, предлагает учащимся продолжить фразу:

«Сегодня на уроке я научился…»

— Ребята, когда вы будете слушать дома музыку, обратите внимание на то, какая интонация характерна для данного произведения, подумайте, о чём она вам рассказывает.

Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставление оценок за урок.

— Спасибо за внимание! Урок окончен. До свидания.

Источник

Интонационная природа музыки

Интонация – это смысловая единица музыки или звуко-смысл. Смысл этот – особого свойства, он имеет не словесную (вербальную), а чисто звуковую (невербальную) форму. Человек воспринимает интонацию целостно и одномоментно, в единстве всех сторон звучания. В процессе анализа мы этот синтез искусственно нарушаем, разбирая ее по частям.

Ощущение интонационного единства возникает на разных уровнях, включая уровень всего произведения (генеральная интонация). И речь идет не о сходстве мелодических или гармонических оборотов, тематических связях, а скорее о некой общей атмосфере музыки, которая позволяет музыканту внутренне охватить все сочинение и исполнить его “на одном дыхании”[9]. Создатель интонационной теории[10] Б. Асафьев считал, что интонация может быть размером с интервал, песню, симфонию.

В продолжение учения, В. Медушевский отметил, что в интонации отражается разнообразный опыт человека, и она имеет историческое, жанровое, национальное, психологическое, индивидуальное, речевое, пластическое измерение. В ней запечатлевается и телесная сторона: дыхание, биение сердца, мышечное напряжение.

Типология интонаций (В. Медушевский). По принадлежности к позициям внутреннего мира музыки:

— Интонация лирического героя — смотрим на мир вместе с ним.

— Интонация духовного “я” (“мы”) – вечное первоначало искусства. Нет персонажа, лирического героя, фабулы, а есть то, что называют небесной, космической музыкой. Созерцание явлений мира. Надиндивидуальное искусство. Умное созерцание бытия.

Классификация интонаций (В. Холопова). Интонации, определяющие смысловой слух представителей европейской классической музыки:

В обычной музыкальной практике слово интонация употребляется в тесном значении – как мелодический интервал (секундовая, квартовая, секстовая) со всем комплексом выразительных средств (ладом, метроритмом, динамикой, фактурой, гармонией, тембром, регистром, артикуляцией и пр.).

Читайте также:  Всероссийский фонд дикой природы

В конкретных стилях интонации в ходе употребления могут приобретать более определенный образный смысл (семантическое значение), чтои позволило Б. Асафьеву ввести понятие музыкального “словаря эпохи”, “словами” которого являются интонации.

Почему же в истории музыки, даже для профессиональных музыкантов, есть “непонятные” стили и целые эпохи?

Есть представление, что интонации не только появляются, развиваются, но и переживают времена кризиса.[11] Заметим, при рождении новых направлений в европейской музыке последних веков и смене ее стилей менялись не интервалы, составляющие звуковую основу интонации, а появлялся другой музыкальный смысл.

В. Медушевский утверждает, что интонация имеет духовно-нравственное измерение, и ее смысл – это жизнь души. Классическая музыка дает интонационно-смысловое научение мирочувствию, а не механическое воздействие звука.

Об интонации можно говорить и в отношении других видов искусства: пластическая, поэтическая, художественная, авторская, исполнительская.

“Математика гармонии”. Золотое сечение

Золотое сечение – это универсальный принцип, он встречается в строении материальных тел: человека, растений, животных, некоторых химических соединений, в планетарных и космических системах, в генных структурах живых организмов и биоритмах, в спиралях и геометрических фигурах. Есть он и во многих произведениях в разных видах искусства. Пропорция известна с древности, еще Платон говорил, что это ключ к пониманию физики космоса.

Золотое сечение возникает приделении целого на две неравные части, гдебольшая часть относится к меньшей, какцелое относится к большей. Это примерно 62% и 38%.Выражается пропорция иррациональным числом: Ф “Фи”- в честь древнегреческого скульптора Фидия (V веке до н.э.).

В современной науке известен «Закон структурной гармонии систем» Э. Сорока, согласно которому есть множество гармоничных состояний: «Обобщенные золотые сечениясуть инварианты, на основе и посредством которых в процессесамоорганизации естественные системы обретают гармоничное строение, стационарный режим существования, структурно-функциональную …устойчивость». Марутаев к числам золотого сечения относит … 1,618 1,236 0,809 0,618 0,405 0,309…

Золотое сечение в живописи

О нем в 1509 г. написал итальянец Лука Пачиоли, где назвал его Божественной пропорцией (Divina Prоpoprtione), сравнил со свойствами Самого Бога. Тогда же в эпоху Возрождения установили, наличие зрительных центров в картине. Их четыре, находятся на расстоянии 3/8 и 5/8 от краев плоскости.

Используется золотое сечение в архитектуре, скульптуре. Находят его в музыке, и поэзии.

Определить в музыкальном произведении его можно в масштабах темы, мелодии, формы в целом. Для этого считают общее количество тактов, звуков или долей и умножают на 0, 618. В творчестве выдающихся композиторовзолотое сечение встречается более, чем в 90% произведений.

Источник

Оцените статью