Исчерпывающее знание о природе
Задание 20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Истина — это знание, соответствующее своему _____(А), совпадающее с ним. Истина есть _____(Б), а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объёме. Истина едина, но в ней выделяются различные аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. _____(В) — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто, — это _____(Г). _____(Д) — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от _____(Е), места и времени его получения».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
«Истина — это знание, соответствующее своему предмету (6) (А), совпадающее с ним. Истина есть процесс (1) (Б), а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объёме. Истина едина, но в ней выделяются различные аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. Объективная истина (8) (В) — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто, — это абсолютная истина (3) (Г). Относительная истина (7) (Д) — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий (4) (Е), места и времени его получения».
Источник
Проблема познаваемости мира. Основные концепции истины
Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина есть вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности.
В структуре знания можно выделить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, органов восприятия, мозга, способа переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу. Главным в совокупности вопросов, возникающих в этом свете, является вопрос: можем ли мы выделить в наших знаниях содержание, не зависящее ни от индивидуального человека, ни от человечества, и если можем, то каким образом, как определить меру соответствия этого содержания объективной реальности?
Объективная истина — содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества. Исторические подходы отделения в наших знаниях того, что не зависит от человека и человечества, от того, что зависит:
1. логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Истинным может быть лишь знание о вечных и неизменных идеях (Платон). При таком подходе мы отказываем в истинности всем знаниям о материальных изменчивых процессах, знаниям о природе и обществе, так как эти знания не могут быть получены или проверены путем чистого умозрения и одних лишь логических рассуждений.
2. чувственное созерцание и наблюдение. Однако чувственное восприятие не может дать нам абстрактных знаний, и тем более не может служить средством их проверки, критерием их соответствия действительности.
Объективная истина не есть нечто застывшее, омертвевшее, закостенелое; она выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которого объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности. Фундаментальные положения теории истины:
1. объективный мир, отражаемый в знании, постоянно развивается и изменяется;
2. практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются;
3. знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений и развития находится и объективная истина.
Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания есть постоянная смена одних относительных истин другими, более точно и полно выражающими объективную истину. Процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины.
Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной.
Таким образом, относительная и абсолютная истины — это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т.д. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но этот процесс может длиться бесконечно, так как на каждом этапе исторического развития мы открываем новые стороны и свойства в окружающем нас мире и создаем о нем все более точные и полные знания. Этот постоянный процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим — важнейшее проявление диалектики в процессе познания. Таким образом, каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абсолютная истина — это предел бесконечной последовательности истин относительных.
Абсолютная истина, как исчерпывающее знание о вещах может существовать только в определенной области знаний о природе ограниченной от остальной природы четко сформулированными границами, допускающими внутри себя существование этой абсолютной истины.
Механика Ньютона дает исчерпывающее знание о вещах материального мира, только если мы принимаем постулат о существовании абсолютного пространства-времени и получает свое эмпирическое подтверждение на практике только в области определенной более общей теорией относительности Эйнштейна.
Основные концепции истины:
1)классическая концепция(теория корреспонденции)
В античности центральной была проблема отношения мнения и знания, истины и заблуждения. Знания понимались в единстве с его предметом. Античная философия преимущественно изучала процесс, посредством которого предмет переводится в состояние знания. Истинным объект может быть лишь «дан» познающему; все продукты его субъективно познавательной деятельности — неистинное мнение.
Для европейской философии 17-18вв. гл. стала проблема связи «Я» и внешнего мира, внешнего и внутреннего опыта. Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания. Это привело к появлению рационализма и эмпиризма. Р. применял методы науки, проводил аналогию с геометрическими аксиомами. Э. признавал чувственный опыт единственным источником знаний, утверждал, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.
В немецкой классической философии проблемы теории познания связывались с исследованием исторического развития форм практической и познавательной деятельности. Кант строит такую теорию, которая была бы независимой от всяких допущений о реальности. Он определял зависимость реальности от самого познания: О. существует как таковой лишь в формах и деятельности S.
В западной философии 20в. существовало две особенности: 1) идеалистический эмпиризм сочетается с онтологизмом (с опр. допущением о реальности и ее свойствах) понятие элементарных данных, чувственности истолковывается как относящееся к некоторым объективно существующим чувственным сущностям. Теория познания сочетает в себе черты субъективного и объективного идеализма. 2) появление направлений (логический позитивизм, неопозитивизм) которые отрицают осмысленность теории познания. Для логического позитивизма идеал осмысленности это знание, а проблема теории познания несет характер псевдопроблемы.
Теория познания марксистско-ленинской философии рассматривала познаваемый материальный мир, объективную реальность, как существующий вне и независимо от сознания. Диалектический материализм исходит из того, что мир познаваем и отвергает утверждение о его непознаваемости. т. е. агностицизм. Особенность диалектико-материальной теории познания: ее развитие осуществлялось на основе материалистически истолкованного тезиса о единстве диалектики, логики и теории познан. Кладется конец отрыва теории познания от проблем социального бытия. Поэтому субъект познания произведен от субъекта практики: познающий субъект — это человек, включенный в социальную жизнь, использует общественно выработанные формы познавательной деятельности как материальные, так и идеальные. Исходные знания о мире даны человеку в ощущениях, восприятии и представлениях.
Агностицизм — философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Человеческие чувства ограничены по своим возможностям, поэтому нельзя «полностью» познать постоянно изменяю
Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей постижения истины, либо форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т. п. От того как трактуется истина, как решается вопрос достижима ли она — зависит жизненная позиция человека. Разные определения: истина — соответствие знаний действительности; истина — опытная подтверждаемость; истина — свойство самосогласованности знаний.
Существуют разные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и т. п.
Абсолютная истина — такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Когда констатируется что-либо, существующее или существовавшее в действ (в 1688 открыты красные кровяные тельца) «абсолютны» не только год открытия этого явления, но и утверждение о том, что это явление имеет место в действ. В применение к достаточно развитому научно теоретическому познанию абсолютная истина — полное, исчерпывающее знание о предмете;
относительная истина — неполное знание о том же самом предмете.
Концептуальная истина — соответствие убеждений индивида тому или иному комплексу религиозных или естественнонаучных догматов.
Научная истина — адекватность представления о положениях, как следствиях научных теорий.
Объективная истина — такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от воли и желания субъекта. Она определяется содержанием отражаемого объекта.
Относительная истина — не содержит полного представления об изучаемом предмете и содержат такие элементы, которые могут быть изменены в процессе познания (в будущем)
Операционная истина — правильность представления субъекта о методах и средствах познания.
Предметная истина — поток информации, идущей от материальных систем микро-, макро- и мегамиров.
Экзистенциальная истина -соответствующие действительности знания духовно-жизненных ценностей людей, таких идеалов как идеалы добра, красоты, справедливости и т. п.
Источник
Исчерпывающее знание о природе
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков.
«Истина – это знание, соответствующее своему __________(А), совпадающее с ним. Истина представляет собой процесс, а не некий одноразовый акт __________(Б) сущности сразу в полном объёме. Истина едина, но в ней выделяются различные аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. Основное свойство истины – __________(В) – предполагает, что содержание знания
не зависит от воли и сознания человека и общества. Исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и об обществе, знание, которое никогда не может быть опровергнуто, называется __________(Г).
__________(Д) – это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает __________(Е) знания».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова (словосочетания). Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова (словосочетания
Источник