Исключительные федеральные природные ресурсы

Природные ресурсы , находящиеся в федеральной и региональной собственности.

Гос. собственность на природные ресурсы явл.доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. В наст.время право гос. собственности установлено на землю, недра, объекты животного мира, другие объекты. Исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы: территориальных вод; континентального шельфа; экономич. зоны РФ. Земельный кодекс РФ содержит статьи о собственности РФ (федеральной собственности) на землю и собственности на землю субъектов РФ В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми фед. законами;

право собственности РФ на которые возникло при разграничении гос. собственности на землю;

которые приобретены РФ по основаниям, предусм. Гражд. законодательством.

В фед. собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Фед. законом «О разграничении Гос.й собственности на землю».

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

которые признаны таковыми фед. законами;

Право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении гос. собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражд. законодательством.

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности.

В настоящее время право государственной собственности установлено на землю, недра, объекты животного мира, другие объекты. Водный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ устанавливают право собственности соответственно на водные объекты и лесные участки.

Важным и сложным является вопрос о разграничении государственной собственности на природные ресурсы между субъектами права — Российской Федерацией и субъектами Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции России разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, то есть основные правомочия собственника.

Читайте также:  Все факторы живой природы носят название

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы.

Соответственно в федеральной собственности находятся земельные участки:

— которые признаны таковыми федеральными законами;

— право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

— которые признаны таковыми федеральными законами;

— право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

— занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

— предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель;

— занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.

Исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации. Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует пункту «н» ст. 71 Конституции РФ.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в собственности поселений, а также в собственности муниципальных районов могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами; пруды, обводненные карьеры на территории поселения; земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами; пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района.

Читайте также:  Все стихийные бедствия природного характера могут вызвать

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Право государственной собственности на природные ресурсы. Разграничение государственной собственности.

Право государственной собственности на природные ресурсы

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности.

В настоящее время право государственной собственности установлено на землю, недра, объекты животного мира, другие объекты.

Водный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ устанавливают право собственности соответственно на водные объекты и лесные участки.

Вопрос же о субъектах государственной собственности на природные ресурсы в законодательстве решен по-разному.

Так, Лесной кодекс РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8). Согласно Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 1.2).

Исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы:

  • территориальных вод;
  • континентального шельфа;
  • экономической зоны Российской Федерации.

Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует пункту н) ст. 71 Конституции РФ.

Разграничение государственной собственности

В соответствии со ст. 72 Конституции России к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено:

  • разграничение государственной собственности;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (то есть основные правомочия собственника).

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы.

Право государственной собственности на землю

Вопросы разграничения объектов собственности решены на законодательном уровне. Так, Земельный кодекс РФ содержит статьи о собственности Российской Федерации (федеральной собственности) на землю (ст. 17) и собственности на землю субъектов Российской Федерации (ст. 18).

Читайте также:  Виды примесей загрязняющих природную воду

В федеральной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

  • занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;
  • предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель;
  • занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.

Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности применительно к особо охраняемым природным территориям решены Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. В соответствии с ним к особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

Источник

Оцените статью