Искусственные природные сообщества 5 класс

Методическая разработка урока экологии по теме «Искусственные экосистемы. Агроценозы» (5 класс)
план-конспект урока по экологии (5 класс) на тему

— воспитывать бережное отношение к почвам, как к одному из важнейших компонентов агроценозов.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconurok_ekologiya.doc 68.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Николо-Березовская СОШ

«Искусственные экосистемы. Агроценозы»

учитель биологии и экологии

Тема занятия : «Искусственные экосистемы. Агроценозы»

Тип урока — изучение нового материала

Цель урока : изучить особенности агроценозов и агроэкосистем

— ввести понятие об агроценозах как сообществах, создаваемых человеком;

— показать специфику и особенности агроценозов;

— развивать умения работать с учебной литературой, применять полученные знания;

— воспитывать бережное отношение к почвам, как к одному из важнейших компонентов агроценозов .

Межпредметные связи: с природоведением

Наглядные пособия :_таблицы с изображением биоценозов водоема (реки), дубравы, агроценоза (пшеничного поля); рисунки культурных и сорных растений; рисунки с изображением животных, обитающих в посевах культурных растений (в качестве примера агроценоза рассматривается пшеничное поле, то подбираются соответствующие пшенице сорные растения, насекомые-вредители, экземпляры растений, пораженные болезнетворными низшими грибами, таблицы с изображением зерноядных и насекомоядных птиц и др.).

Раздаточный материал: карточки задания, тесты

Ученик должен знать : понятие агроэкосистем, их состав, продуктивность; виды сельскохозяйственных загрязнений, компоненты и состав агроэкосистем. Методы поддержания экологического равновесия. Биологические меры борьбы с вредителями и болезнями. Негативные стороны использования химических удобрений, загрязнение окружающей среды пестицидами и другими химикатами, использующимися в сельском хозяйстве.

Ученик должен уметь: составить схему пищевой цепи в агроценозе; объяснить отличия естественной и искусственной экосистем.

II. Проверка знаний (обобщение по изученным темам)

Сначала запись под диктовку учителя терминов, затем проверка написания (взаимопроверка):

Экология — (наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды)

Экосистема — (взаимосвязанное сообщество живых организмов и факторов окружающей среды)

Фотосинтез — (процесс образования органических веществ у зелёных растений из неорганических веществ на свету)

Биогеоценоз — (естественная экосистема)

Автотрофы (продуценты) – организмы, самостоятельно производимые органические вещества из неорганических веществ, с помощью энергии солнца)

Гетеротрофы (консументы) — организмы, питающиеся готовыми органическими веществами. Бывают потребители (все животные) и разрушители (бактерии и грибы).

— Ребята, давайте дадим определение всем этим терминам, что они означают?

1. Какие организмы из приведенного ниже списка являются разрушителями мёртвого органического вещества (редуценты)?

Читайте также:  Заповедники природы алтайского края

Грибы. Многоножки. Сова. Водоросли. Клещи. Муравьи. Жуки-дровосеки. Клопы. Бактерии . Жужелицы. Речные раки.

2. Объясните, какова роль этих организмов?

3. Смоделируйте возможную цепь питания, используя различные объекты: тигр, трава, кузнечик, сойка, уж, олень, белка, бактерии, сова, лиса? (трава-кузнечик-сойка-сова-лиса-бактерии)

4. Какое количество связей в цепи? (5)

5. По какому принципу обозначается направление стрелки от одного объекта к другому: от воспринимающего питательные вещества — или от отдающего их ?

6. Чем консументы I порядка отличаются по способу питания от последующих консументов?

7. Что произойдет, если консументы начнут потреблять питательных веществ больше, чем их образуют продуценты? (произойдёт нарушение экологического баланса, что может привести к гибели консументов любого порядка)

8. Какая из предложенных последовательностей правильно показывает передачу энергии в пищевой цепи?

А. Лисица —► землеройка —► дождевой червь —► листовой опад —►растения.

Б. Листовой опад —► дождевой червь —► растения — ►землеройка —►лисица.

В. Растения —► листовой опад —► дождевой червь — ►землеройка —► лисица.

Г. Растения —► землеройка —► дождевой червь —► листовой опад —► лисица.

III. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя (презентация)

Человек в конкурентной борьбе за выживание в окружающей среде начал строить свои искусственные экосистемы десять тысяч лет назад, создав сельское хозяйство — растениеводство и животноводство.

На современном этапе он для удовлетворения все возрастающих потребностей вынужден изменить и даже разрушить природные экосистемы, порой и не желая этого.

Энергия — это изначальная движущая сила природных и искусственных (антропогенных) экосистем. Природные экосистемы «работают» без затрат со стороны человека.

Совсем иначе работают искусственные (антропогенные) экосистемы. К ним можно отнести агроэкосистемы и агроценозы. Биоценозы, которые возникают на землях сельскохозяйственного пользования, называют агроценозами.

искусственный ( ) Э (определения в презентации)

(определения в презентации)

(определения в презентации)

(определения в презентации)

(определения в презентации)

ценоза (определения в презентации)

(определения в презентации)

Люцерна (определения в презентации)

(определения в презентации)

атные (определения в презентации)

(определения в презентации)

(определения в презентации)

2.Дискуссия и закрепление изученного материала (обсуждение изложенного материала)

Задание 1. Укажите отличия агроценозов от природных биоценозов.

В агроценозах, в отличие от природных биоценозов:

  • пониженное видовое разнообразие (природный биоценоз в сотни и тысячи раз богаче по видовому составу);
  • виды, культивируемые человеком, не могут выдержать конкуренцию с дикими видами без поддержки человека;
  • значительное использование дополнительной энергии (мускульная сила человека, животных; сельскохозяйственная техника) для поддержания урожая растений;
  • пищевые цепи короткие (в природном сообществе — разветвленные пищевые сети);
  • агроценоз — неустойчивая система, тогда как природный биоценоз способен существовать достаточно длительное время.
Читайте также:  Загадки где ответ природа

Задание 2. Начертите схему пищевой цепи, начинающаяся в агроценозе с растения пшеницы.

Ответ: пшеница —► полевка —► лиса

Задание 3. Составьте несколько цепей питания в произвольно выбранном агроценозе.

Пример (огород): капуста —> гусеницы бабочки-капустницы —► наездник.

При анализе составленных цепей питания нужно указать возможность регуляции численности вредителей (видов — конкурентов человека за возделываемые культурные растения) усилением последующего звена, что в итоге сохранит урожай (обсудите перспективы использования биологического метода защиты растений).

Задание 4. Объясните, почему культурные растения не могут конкурировать с сорняками.

Ответ. Культурные растения изменены человеком в свою пользу: основная их энергия идет на развитие органов, нужных человеку. Такие растения не способны сопротивляться натиску конкурентов. Хорошо известна негативная роль сорняков в перехвате воды и элементов минерального питания, что заметно снижает урожай культурных растений.

Задание 5. Почему быстро истощается почва в агроценозах?

Ответ. Растения в процессе жизнедеятельности используют большое количество питательных веществ из почвы. Человек изымает урожай и нарушает круговорот элементов.

Задание 6. Укажите пути возврата питательных веществ в почву.

  • внесение минеральных, органических, бактериальных удобрений;
  • запахивание в почву зеленых растений, имеющих малый вегетационный период (горох, рапс и др.).

Задание 7. Каковы способы повышения продуктивности агроценозов?

  • внесение удобрений, научно-обоснованное их использование;
  • полив;
  • подбор культур, ведение грамотных севооборотов;
  • использование высокоурожайных сортов с учетом природно-климатических зон;
  • борьба с эрозией;
  • защита растений от болезней, вредителей и сорняков (биологическая, химическая).

Агроценозы создаются человеком для получения высокого урожая — чистой продукции растений.

Основные отличия агроценоза от биоценоза следующие:

  1. Резко снижено разнообразие видов культивируемых растений и животного населения биоценоза; видовое разнообразие разводимых животных ничтожно мало по сравнению с биоценозами.
  2. Растения и животные, культивируемые человеком, неконкурентноспособны в борьбе с дикими видами без поддержки человека.
  3. Агроценозы получают, кроме солнечной энергии и дополнительную, субсидируемую человеком.
  4. Чистая продукция (урожай) удаляется из экосистемы и не попадает в цепи питания биоценоза.
  5. Экосистемы полей, садов, пастбищ, огородов — это упрощенные системы, поддерживаемые человеком на ранних стадиях развития, и они столь же неспособны к саморегуляции, как и природные пионерные сообщества; поэтому они не могут существовать без поддержки человека.

IV. Домашнее задание: выучить конспект, выучить определения.

Источник

Природные сообщества

В природе не существует каких-либо отдельных растений или животных, все являются частью какой-то большой системы. Животные и растения связаны между собой, человек зависит от продуктов, которые даёт ему природа. Люди создают свои, отделённые от природы, различные искусственные сообщества. В статье рассмотрим природные и искусственные сообщества.

Читайте также:  Дипептид природного происхождения состава c6h12n2o3

Природные сообщества

Природным сообществом называют комплекс живой и неживой природы на какой-либо территории.

Примерами природных сообществ являются луг, лес, озеро, море и другие. Каждое сообщество представлено взаимозависимыми растениями и животными, существующими в определённых климатических условиях.

На лугах, где достаточно почвенной влаги, преобладают многолетние травы, преимущественно дикие злаки. В поймах рек луга заливаются в половодье, затем подпитываются грунтовыми водами. Альпийские луга развиваются на большой высоте в горах, где осадки и талая вода от ледников питают почву. Среди травы множество грызунов, лягушек, ящериц, змей, во время цветения много насекомых. Сюда приходят за добычей лисы, прилетают совы. Зимой жизнь на лугах прячется под снег.

Альпийские луга

В лесу преобладают деревья определённого вида — хвойные, лиственные или смесь хвойных и лиственных. Хвойные леса (тайга) распространены в разных климатических областях. В сибирской тайге, где морозы достигают –50 °С, преобладают лиственницы. В европейской тайге с менее морозной зимой обычны ели и сосны. Но животный мир похож.

Природные сообщества одного типа, характерные для разных территорий, отличаются друг от друга видовым составом растений и животных, но имеют общие черты.

Изменение природного сообщества

Природные сообщества не остаются неизменными. Причиной изменения может быть катастрофа естественного происхождения или вызванная действиями людей. После лесного пожара первыми прорастают травы, затем появляется земляника, её сменяет малина. Под защитой кустов подрастают берёзки, чьи семена занёс ветер. Берёзы не дают погибнуть маленьким сосенкам, которые вырастут выше берёз и отнимут у них солнечный свет. Постепенно на месте пожара сформируется сосновый бор с небольшой примесью лиственных деревьев и кустарников.

Старые вырубки и пожарища можно восстанавливать лесопосадками. Так человек формирует искусственное природное сообщество, которое со временем превратится в природную систему.

Восстановление леса

Искусственные сообщества

Искусственные сообщества создаются человеком. Некоторые из них вписываются в природу и становятся похожими на природные системы. Водохранилища на реках возникают при строительстве плотин электростанций. Сообщество водохранилища приближается к природному, но имеет много отличий, которые связаны с произвольным изменением уровня воды по технологическим требованиям.

Искусственные сообщества могут существовать отдельно от природы. Это города, парки, рыбоводческие хозяйства в закрытых помещениях и другие.

Рыбоводческое хозяйство

Что мы узнали?

Окружающий мир состоит из природных и искусственных сообществ. Человек использует те природные сообщества, какие бывают ему нужны, — реки, моря, леса. В рассказе для детей 2 класса кратко можно описать некоторые сообщества, привести в пример лес, луг, озера, море и другие.

Источник

Оцените статью