Искусство и природа планирование

Программа «Изобразительное искусство и мир природы»

Учебная программа «Изобразительное искусство и мир природы» создана для образования детей 7 -12 лет в области декоративно-прикладного искусства.

Актуальность программы в том, что она предоставляет ребенку возможность научиться воспринимать мир природы сквозь призму художественного восприятия. Программа направлена на развитие эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания, образного мышления, способности чувствовать красоту природы. Программа помогает ребенку овладеть образным языком искусства для выражения своих чувств, эмоций, переживаний, а также вооружает практическими навыками работы в различных видах художественной деятельности.

Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях изостудии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа.

Программа рассчитана на работу с детьми с 7- 12 лет и состоит из следующих этапов:

— ознакомительный, 1 год обучения, 7-10 лет;

— развивающий, 2 год обучения, 10-12 лет.

Цель данной программы – изучение родного края, его история, традиции и наследия в области декоративно- прикладного искусства; а также развитие способностей видеть и понимать красоту, гармонию и совершенство окружающей природы.

Развитие художественно- творческих способностей учащихся.

Обучение навыкам и приемам декоративно- прикладного искусства.

Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Способствование нравственно-эстетическому воспитанию путем приобщения к истории и традициям края.

В проведение занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Организация образовательного процесса предоставляет каждому ребенку свободу для художественно — творческого развития.

В процессе обучения дети посещают музей, художественный салон.

Учебно-тематический план первого года обучения.

Наименование разделов и тем

Источник

Программа «Природа и художественное творчество»

Нажмите, чтобы узнать подробности

— формирование у детей художественной культуры как части духовной, приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и на основе художественного опыта прошлого.

Читайте также:  Запиши название каждой природной зоны соответствующие строки

На занятиях по программе «Природа и художественное творчество» мир природы выступает как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как о живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

Экология природы, экология культуры – это грани одной проблемы – сохранение в человеке человечности, это основная смысловая установка программы «Природа и художественное творчество». Ребенок-художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое виденье происходящих в ней явлений. Основной методический принцип программы – одухотворение природных явлений.

Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир позволяет ему «очеловечивать все сущее». Педагог создает на занятии ситуацию образных сравнений, при которой максимально раскрывается творческий потенциал ребенка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Только внимательное, заботливое и неравнодушное отношение к судьбе зависимой от людей окружающей среды обеспечивает между «соседями» взаимопонимание и гармоничное сосуществование.

Создание атмосферы доверия и заинтересованного общения – непременное условие занятий по изобразительному искусству.

1. Сообщение знаний с учетом возрастных особенностей детей в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.

— быть оригинальным в выборе сюжета;

— использовать адекватные средства художественного выражения для осуществления своего замысла;

— давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;

— проявлять инициативу: самостоятельно, в кружке, студии или дома выполнять задания на пройденные или предстоящие темы, рисовать на свободные темы;

— развивать творческую индивидуальность, свое творческое «Я».

2.Учить изображать природу, животных, птиц разными художественными средствами и материалами.

  1. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства»:
  1. Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности:

Примерный тематический план

Читайте также:  Живая природа царства живой природы
№ п-п Содержание обучения Всего часов Теор прак экск
1. Тема «Мир природы» 18 9 9
2. Тема «Мир животных» 18 9 9
3. Тема: «Мир человека» 18 9 9
4. Тема: «Мир искусства» 18 9 9
Итого: 72 36 36

Содержание программа Программа по изобразительному искусству «Природа и художественное творчество» рассчитана на 1 год обучения. Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание занятий основывается на 4 тематических блоках: 1. мир природы 2. мир животных 3. мир человека 4. мир искусства Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог может сам определить порядок их прохождения. 1. Мир природы (природа в жизни, искусстве и детском творчестве). Изображение различными художественными материалами «одухотворенных образов» неба, земли, деревьев, трав, цветов, овощей и т. д. 2. Мир животных (животные в жизни, искусстве и детском творчестве). Изображение различными художественными материалами «одухотворенных образов» птиц, насекомых, рыб, млекопитающих, диких и домашних животных и т. д. 3. Мир человека (образ человека и мир его предметного окружения природы в жизни, искусстве и детском творчестве). Изображение различными художественными материалами «одухотворенных образов» людей (членов семьи, разных возрастов), мир фантазий и увлечений человека, посуды, костюма, транспорта, архитектуры и т. д. 4. Мир искусства (образы литературы, музыки, кино и театра в искусстве и детском творчестве). Изображение различными художественными материалами сюжетов на темы литературных, музыкальных и театральных произведений. Система творческих заданий рассчитана на 2 занятия в неделю, расширение программного материала осуществляется за счет выполнения задания по предложенной теме разнообразными художественными материалами (живописными, графическими, скульптурными и т. д.). Таким образом, каждая программная тема может быть реализована в изобразительных, декоративных и конструктивных видах деятельности, что способствует вариативному подходу к осмыслению той или иной развивающей ( учебно –воспитательной) задачи.
4 Методическое обеспечение Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусств, результатов детского творчества поможет ребенку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Таким образом, созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразия форм художественного воплощения различных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т. п.) – составляющее каждого занятия. Педагог активизирует процесс восприятия – созерцания, основываясь на сопоставление и сравнение образов, запечатленных художниками в произведениях искусств, с реальными природными картинками. Зрительный ряд (репродукции, слайды, фотографии и т. д.) должен пробуждать детские воспоминания о том, что они когда-то видели, слышали или делали. Удивление возникающее у ребенка в процессе рассматривания знакомых ему вещей, стимулирует активность восприятия. Педагог, используя метод сравнения и сопоставления реального объекта с нереальным (сказочным) или необычным (созданным другой культурой), определяет значимость вещи, ее эстетическую ценность, будь то цветок, стол, ваза, стул (обычный стул и трон Снежной королевы или кресло фараона); костюм (повседневное платье и одежда волшебницы или костюм средневековой дамы) и т. п. Так, постепенно в сознании ребенка формируются представления о многообразии форм и способов выражения, которые использует художник в процессе реализации своего замысла. С детьми разного возраста можно провести занятия в живом уголке, осуществить экскурсию в ботанический сад, посетить музей. Намного интереснее проходит занятие, для которого педагог самостоятельно изготовит комплекты наглядных пособий, слайд – фильмы, собственные рисунки . Организованное художественное восприятие произведений искусства исключает пассивное, незаинтересованное созерцание. Усилению состояния переживания образной формы произведений будет способствовать показ контрастных по настроению и манере исполнения работ одного или разных художников. К каждому занятию педагог готовит соответствующий целям сценарий, продумывает ход занятия, подбирает такой зрительный ряд и оборудование, которое бы способствовали формированию в детях установки на неформальное заинтересованное отношение к окружающему миру. Но всегда тема занятия, организация процесса восприятия предполагают активное общение педагога с детьми, учитывают личное мнение ребенка, его готовность включится в художественно – творческую деятельность.

Читайте также:  Египет природа красного моря

Источник

Оцените статью