Исполнительное производство правовая природа основные положения

97. Общая характеристика исполнительного производства: понятие, правовая природа, субъекты.

ИП представляет собой установлен­ный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных ма­териальных прав или охраняемых законом интересов. В ИП субъективное материальное право или ох­раняемый законом интерес, которые были нарушены или оспорены, получают свое восстановление посредством использования меха­низмов государственного принуждения, установленных законом.

Непосредственным объектом принудительного исполнения являются исполнительные документы, выданные, как правило, на основании судебных актов или актов иных органов. Принуди­тельному исполнению подлежат не все судебные акты и акты иных органов, поэтому не по каждому из них может быть выдам исполнительный документ. Принудительному исполнению по правилам, установленным законодательством об ИП, подлежат лишь решения о присуждении. Решения, выносимые по искам о признании, не подлежат принудительному исполнению по правилам ИП.

Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются: исполнительные листы; судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии; удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам; акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств; судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; постановления судебного пристава-исполнителя; акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом; исполнительная надпись нотариуса.

Исполнение судебных актов состоит в принуждении ответчи­ка к совершению действий, предусмотренных судеб­ным актом (передача имущества, уплата денег и т.д.).

ИП регулирует специфические от­ношения и имеет свой субъектный состав: судебный пристав-исполнитель, взыскатель, должник, специалист, понятые и др.

Отношения, возникающие в ИП, регулируются целым рядом правовых актов. Среди них особое место занимает Федеральный закон «О судебных приставах». Этот закон устанавливает правовую основу деятельности су­дебных приставов-исполнителей, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность судебного пристава, регла­ментирует организацию деятельности службы судебных приста­вов, порядок назначения и освобождения их от должности.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» является основным нормативным актом, детально регламенти­рующим отношения, возникающие при принудительном испол­нении судебных актов и актов других органов. Этот Закон регу­лирует условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осу­ществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уров­ней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного иму­щества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Читайте также:  Град является природным явлением

их деятельности и роли при ис­полнении исполнительных документов можно подразделить:

Органы принудительного исполнения. (Федеральная служба судебных приставов явля­ется федеральным органом исполнительной власти, осуществляю­щим функции по обеспечению установленного порядка деятельно­сти судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП России относится к Минюсту России. ФССП России осуществляет свою деятельность непосредствен­но и (или) через территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, орга­нами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объедине­ниями и организациями.

Суд. За судом в ИП сохранен ряд важных полномочий: выдает исполнительные листы, рассматривает заявления о восста­новлении пропущенного срока на предъявления исполнительного листа к исполнению, разъясняет судебные постановления, подлежащие исполнению, решает вопрос об отсрочке или рассрочке испол­нения, об изменении способа и порядка исполнения,

Стороны. Стороны в ИП — это взыс­катель и должник. Они как лица материально заинтересованные в результатах исполнительных действий, наделяются распорядительными правами, связанными с возбуждением, развитием и прекращением исполнительного производства

Взыскателем являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Он добивается принудительного осуществления своего субъективного права, подтвержденного судебным актом или актом другого органа.

Должник — гражданин или организация, обязанные по ис­полнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства или иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнитель­ным документом) или воздержаться от их совершения.

Источник

Исполнительное производство правовая природа основные положения

Глава 5. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

  • Статья 30. Возбуждение исполнительного производства
  • Статья 31. Отказ в возбуждении исполнительного производства
  • Статья 32. Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения
  • Статья 33. Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
  • Статья 34. Сводное исполнительное производство
  • Статья 34.1. Ведение исполнительного производства группой принудительного исполнения
  • Статья 35. Время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
  • Статья 36. Сроки совершения исполнительных действий
  • Статья 37. Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, изменение способа и порядка их исполнения
  • Статья 38. Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
  • Статья 39. Приостановление исполнительного производства судом
  • Статья 40. Приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем
  • Статья 41. Приостановление исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении
  • Статья 42. Сроки приостановления исполнительного производства
  • Статья 43. Прекращение исполнительного производства
  • Статья 44. Последствия прекращения исполнительного производства
  • Статья 45. Рассмотрение судом и судебным приставом-исполнителем вопросов о приостановлении, возобновлении и прекращении исполнительного производства
  • Статья 46. Извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу
  • Статья 47. Окончание исполнительного производства
Читайте также:  Информационное загрязнение природной среды

Источник

Тема № 28 : «Исполнительное производство»

28. 1. Правовая природа исполнительного производства

Законодательство регламентирует не только порядок рассмот­рения и разрешения гражданских и иных дел, подведомственных судам общей юрисдикции, но и процесс исполнения судебных актов, а также актов иных органов, которые подлежат исполнению в том же порядке.

Вступивший в законную силу су­дебный акт должен быть исполнен обязанным лицом — должни­ком. Если судебный акт не исполняется добровольно, лицо, в пользу которого он вынесен, вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного документа на принудительное исполне­ние. Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется в порядке исполнительного производства.

Исполнительное производство является составной частью ме­ханизма защиты гражданского права и заключительным этапом (стадией) его реализации. Оно имеет свои цель, субъектный со­став, объект, содержание, основания возбуждения и завершения.

Исполнительное производство представляет собой установлен­ный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материаль­ных прав или охраняемых законом интересов. В исполнительном производстве субъективное материальное право или охраняемый законом интерес, которые были нарушены или оспорены, полу­чают свое восстановление посредством использования механиз­мов государственного принуждения, установленных законом.

Непосредственным объектом принудительного исполнения яв­ляются исполнительные документы, выданные, как правило, на основании судебных актов или актов иных органов.

Принуди­тельному исполнению подлежат не все судебные акты и акты иных органов, поэтому не по каждому из них может быть выдан исполнительный документ. Так, принудительному исполнению по правилам, установленным законодательством «Об исполнительном производстве», подлежат решения о присуждении (исполнительные решения), выно­симые по искам о присуждении (о взыскании с ответчика опреде­ленных денежных сумм, о выселении, о присуждении ответчика к совершению определенных действий и т.п.). По таким решениям истцу выдается исполнительный лист, который он предъявляет к исполнению судебному приставу-исполнителю.

Решения, выносимые по искам о признании (установительные решения), не подлежат принудительному исполнению по прави­лам исполнительного производства; они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реали­зуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами. После вступления установительного решения в законную силу, за­интересованному лицу выдается его заверенная копия, которая служит основанием для регистрации или оформления соответ­ствующих фактов, правоотношений.

Читайте также:  Бензогенератор от природного газа

Исполнение судебных актов состоит в принуждении ответчика (должника) к совершению действий, предусмотренных судебным актом (передача имущества, уплата денег и т.д.).

Правила, регулирующие исполнительное производство, носят комплексный характер, обеспечивая принудительную реализацию субъективного материального права или интереса и в тех случаях, когда вопрос об их защите являлся предметом несудебных юрисдикционных органов (но­тариата, третейского суда и т.д.).

Исполнительное производство регулирует специфические от­ношения и имеет свой субъектный состав: судебный пристав-ис­полнитель, взыскатель, должник, специалист, понятые и др.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» является основным нормативным ак­том, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудительном исполнении судебных актов и актов других орга­нов. Этот Закон регулирует условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других ор­ганов, которым при осуществлении установленных законом пол­номочий предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражда­нам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу опреде­ленных действий или воздержанию от их совершения.

Закон определяет органы принудительного исполнения, иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов, а также лиц, участвующих в исполнитель­ном производстве, устанавливает перечень исполнительных документов, требования, предъявляемые к ним, и правовые послед­ствия нарушения этих требований, меры принудительного испол­нения и основания их применения, четко регламентирует порядок возбуждения, приостановления, прекращения и окончания ис­полнительного производства, место, время и сроки совершения исполнительных действий, сроки предъявления исполнительных документов к исполнению и порядок их восстановления.

Закон «Об исполнительном производстве» закрепляет приори­тет правил, установленных международным договором Российской Федерации, перед внутренним законодательством, регулирующим принудительное исполнение судебных актов и актов других орга­нов. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законами Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Выс­шего Арбитражного Суда РФ не названы в Законе в качестве ис­точников исполнительного производства, но имеют важное зна­чение в практической работе судебных приставов-исполнителей.

Источник

Оцените статью