97. Общая характеристика исполнительного производства: понятие, правовая природа, субъекты.
ИП представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов. В ИП субъективное материальное право или охраняемый законом интерес, которые были нарушены или оспорены, получают свое восстановление посредством использования механизмов государственного принуждения, установленных законом.
Непосредственным объектом принудительного исполнения являются исполнительные документы, выданные, как правило, на основании судебных актов или актов иных органов. Принудительному исполнению подлежат не все судебные акты и акты иных органов, поэтому не по каждому из них может быть выдам исполнительный документ. Принудительному исполнению по правилам, установленным законодательством об ИП, подлежат лишь решения о присуждении. Решения, выносимые по искам о признании, не подлежат принудительному исполнению по правилам ИП.
Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются: исполнительные листы; судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии; удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам; акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств; судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; постановления судебного пристава-исполнителя; акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом; исполнительная надпись нотариуса.
Исполнение судебных актов состоит в принуждении ответчика к совершению действий, предусмотренных судебным актом (передача имущества, уплата денег и т.д.).
ИП регулирует специфические отношения и имеет свой субъектный состав: судебный пристав-исполнитель, взыскатель, должник, специалист, понятые и др.
Отношения, возникающие в ИП, регулируются целым рядом правовых актов. Среди них особое место занимает Федеральный закон «О судебных приставах». Этот закон устанавливает правовую основу деятельности судебных приставов-исполнителей, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность судебного пристава, регламентирует организацию деятельности службы судебных приставов, порядок назначения и освобождения их от должности.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» является основным нормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудительном исполнении судебных актов и актов других органов. Этот Закон регулирует условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
их деятельности и роли при исполнении исполнительных документов можно подразделить:
Органы принудительного исполнения. (Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП России относится к Минюсту России. ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Суд. За судом в ИП сохранен ряд важных полномочий: выдает исполнительные листы, рассматривает заявления о восстановлении пропущенного срока на предъявления исполнительного листа к исполнению, разъясняет судебные постановления, подлежащие исполнению, решает вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения,
Стороны. Стороны в ИП — это взыскатель и должник. Они как лица материально заинтересованные в результатах исполнительных действий, наделяются распорядительными правами, связанными с возбуждением, развитием и прекращением исполнительного производства
Взыскателем являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Он добивается принудительного осуществления своего субъективного права, подтвержденного судебным актом или актом другого органа.
Должник — гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства или иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.
Источник
Исполнительное производство правовая природа основные положения
Глава 5. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
- Статья 30. Возбуждение исполнительного производства
- Статья 31. Отказ в возбуждении исполнительного производства
- Статья 32. Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения
- Статья 33. Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
- Статья 34. Сводное исполнительное производство
- Статья 34.1. Ведение исполнительного производства группой принудительного исполнения
- Статья 35. Время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
- Статья 36. Сроки совершения исполнительных действий
- Статья 37. Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, изменение способа и порядка их исполнения
- Статья 38. Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
- Статья 39. Приостановление исполнительного производства судом
- Статья 40. Приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем
- Статья 41. Приостановление исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении
- Статья 42. Сроки приостановления исполнительного производства
- Статья 43. Прекращение исполнительного производства
- Статья 44. Последствия прекращения исполнительного производства
- Статья 45. Рассмотрение судом и судебным приставом-исполнителем вопросов о приостановлении, возобновлении и прекращении исполнительного производства
- Статья 46. Извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу
- Статья 47. Окончание исполнительного производства
Источник
Тема № 28 : «Исполнительное производство»
28. 1. Правовая природа исполнительного производства
Законодательство регламентирует не только порядок рассмотрения и разрешения гражданских и иных дел, подведомственных судам общей юрисдикции, но и процесс исполнения судебных актов, а также актов иных органов, которые подлежат исполнению в том же порядке.
Вступивший в законную силу судебный акт должен быть исполнен обязанным лицом — должником. Если судебный акт не исполняется добровольно, лицо, в пользу которого он вынесен, вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение. Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется в порядке исполнительного производства.
Исполнительное производство является составной частью механизма защиты гражданского права и заключительным этапом (стадией) его реализации. Оно имеет свои цель, субъектный состав, объект, содержание, основания возбуждения и завершения.
Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов. В исполнительном производстве субъективное материальное право или охраняемый законом интерес, которые были нарушены или оспорены, получают свое восстановление посредством использования механизмов государственного принуждения, установленных законом.
Непосредственным объектом принудительного исполнения являются исполнительные документы, выданные, как правило, на основании судебных актов или актов иных органов.
Принудительному исполнению подлежат не все судебные акты и акты иных органов, поэтому не по каждому из них может быть выдан исполнительный документ. Так, принудительному исполнению по правилам, установленным законодательством «Об исполнительном производстве», подлежат решения о присуждении (исполнительные решения), выносимые по искам о присуждении (о взыскании с ответчика определенных денежных сумм, о выселении, о присуждении ответчика к совершению определенных действий и т.п.). По таким решениям истцу выдается исполнительный лист, который он предъявляет к исполнению судебному приставу-исполнителю.
Решения, выносимые по искам о признании (установительные решения), не подлежат принудительному исполнению по правилам исполнительного производства; они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реализуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами. После вступления установительного решения в законную силу, заинтересованному лицу выдается его заверенная копия, которая служит основанием для регистрации или оформления соответствующих фактов, правоотношений.
Исполнение судебных актов состоит в принуждении ответчика (должника) к совершению действий, предусмотренных судебным актом (передача имущества, уплата денег и т.д.).
Правила, регулирующие исполнительное производство, носят комплексный характер, обеспечивая принудительную реализацию субъективного материального права или интереса и в тех случаях, когда вопрос об их защите являлся предметом несудебных юрисдикционных органов (нотариата, третейского суда и т.д.).
Исполнительное производство регулирует специфические отношения и имеет свой субъектный состав: судебный пристав-исполнитель, взыскатель, должник, специалист, понятые и др.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» является основным нормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудительном исполнении судебных актов и актов других органов. Этот Закон регулирует условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения.
Закон определяет органы принудительного исполнения, иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов, а также лиц, участвующих в исполнительном производстве, устанавливает перечень исполнительных документов, требования, предъявляемые к ним, и правовые последствия нарушения этих требований, меры принудительного исполнения и основания их применения, четко регламентирует порядок возбуждения, приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства, место, время и сроки совершения исполнительных действий, сроки предъявления исполнительных документов к исполнению и порядок их восстановления.
Закон «Об исполнительном производстве» закрепляет приоритет правил, установленных международным договором Российской Федерации, перед внутренним законодательством, регулирующим принудительное исполнение судебных актов и актов других органов. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законами Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не названы в Законе в качестве источников исполнительного производства, но имеют важное значение в практической работе судебных приставов-исполнителей.
Источник