Использование охрана земли других природных ресурсов

Прокурор разъясняет — Прокуратура Псковской области

Природные ресурсы — достояние всего общества. К природным ресурсам традиционно относят: землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир. Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Природные ресурсы являются ограниченными (их количество, конечно), и большинство из них потребляемы, а, следовательно, невозобновляемы. Соответственно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, то при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы и будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред, как самим природным ресурсам, так и территории, на которой они расположены.

Из конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция РФ не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы.

Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами соответствующих мероприятий в данной сфере, а органами государственной власти — контроля за указанной деятельностью.

Конституция РФ отдельно выделяет такой объект права собственности, как земля и иные природные ресурсы. Вопрос о собственности на природные ресурсы достаточно сложен. Ранее они провозглашались исключительной собственностью государства. Ряд этих объектов (например, воздух) вообще не может выступать объектом права собственности в силу своих физических особенностей.

Читайте также:  Беседа природа родного края старшая группа

Исходя из действующего законодательства, природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и субъектов Федерации. Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю. Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.

Следует отметить, что такое разграничение собственности на природные ресурсы не противоречит Конституции России, равно как и не будет противоречить ей передача их в частную и иные формы собственности. Представляется, что в данном случае гибкость конституционной нормы является скорее ее недостатком, чем достоинством, поскольку вопросы собственности на природные ресурсы требуют большей определенности законодательных положений.

Прокуратура
Псковской области

Прокуратура Псковской области

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации.

Природные ресурсы — достояние всего общества. К природным ресурсам традиционно относят: землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир. Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Природные ресурсы являются ограниченными (их количество, конечно), и большинство из них потребляемы, а, следовательно, невозобновляемы. Соответственно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, то при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы и будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред, как самим природным ресурсам, так и территории, на которой они расположены.

Из конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция РФ не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы.

Читайте также:  Законы системы человек природа законы природопользования законы коммонера

Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами соответствующих мероприятий в данной сфере, а органами государственной власти — контроля за указанной деятельностью.

Конституция РФ отдельно выделяет такой объект права собственности, как земля и иные природные ресурсы. Вопрос о собственности на природные ресурсы достаточно сложен. Ранее они провозглашались исключительной собственностью государства. Ряд этих объектов (например, воздух) вообще не может выступать объектом права собственности в силу своих физических особенностей.

Исходя из действующего законодательства, природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и субъектов Федерации. Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю. Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.

Следует отметить, что такое разграничение собственности на природные ресурсы не противоречит Конституции России, равно как и не будет противоречить ей передача их в частную и иные формы собственности. Представляется, что в данном случае гибкость конституционной нормы является скорее ее недостатком, чем достоинством, поскольку вопросы собственности на природные ресурсы требуют большей определенности законодательных положений.

Источник

Тема VII. Организационный механизм (управление) в сфере использования и охраны земель и других природных ресурсов

1. Понятие, цели, задачи, виды и методы управления в сфере использования и охраны земель и других природных ресурсов.

Объективно существующие интересы общества по рациональному использованию земель и их охране определяют необходимость соответствующей организации процесса использования земель. Для этого создается система орга­нов государственной власти, которые наделяются полномочиями по осуществлению ряда управленческих функций. Кроме того, го­сударство наделяет органы местного управления полномочиями по реализации таких функций

  • обеспечение охраны земли и других природных ресурсов
  • Рациональное использование (целевое использование)
  • Предоставление природных ресурсов в использование
  • Экономический эффект от использования природных ресурсов
  • Информационное обеспечение
Читайте также:  Акварель пейзажи природы лето

В общем виде под управлением земельным фондом понимается исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти и органов МСУ в пределах их компетенции, направленная на публично правовое регулирование земельных отношений РФ в целях обеспечения рационального использования и охраны земель. Оно распространяется на всех участников земельных отношений, независимо от их организационно-правовых форм и видов прав на земельные участки.

Объектом управления являются отношения в сфере использования и охраны земель.

Различают несколько видов управления в сфере использования и охраны земель: общее, специальное и ведомственное (отраслевое) управление.

1. Общее управление.

Общее управление носит территориальный характер и касается всех правообладателей земельных участков, осуществляющих свою деятельность в пределах территории всей страны, субъекта РФ или муниципального образования.

Такое управление осуществляют органы общей компетенции, к которым относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах их компетенции

2. Специальное управление.

Его осуществляют специально уполномоченные органы государства в данной области, для которых выполнение соответствующих функций управления является главной задачей. Такое управление, как правило, не зависит от территориального размещения земельных участков и реализуется под контролем органов общего управления.

3. Ведомственное управление.

Его осуществляет ряд федеральных органов исполнительной власти в отношении земель, которые находятся, как правило, в федеральной государственной собственности. Регулирование охраны и использования земель не является для этих органов их основной задачей, чем они и отличаются от органов специальной компетенции. Этот вид управления распространяется, прежде всего, на подведомственные данным органам предприятия, учреждения и организации. К ним, в частности, можно отнести Министерство обороны РФ, Министерство транспорта РФ и некоторые другие.

4. Внутрихозяйственное (производственное) управление.

Его осуществляют непосредственно сами правообладатели земельных участков в отношении находящихся у них земель (внутрихозяйственный учет, контроль за использованием земель, внутрихозяйственная организация земельного участка и т.д.)

Содержание управления в данной области заключается в выполнении органами организаций управленческих функций, необходимые для организации эффективного использования и охраны земель.

Источник

Оцените статью