Использование природных ресурсов транспортом

Экология СПРАВОЧНИК

Автомобильный транспорт с его парком подвижного состава, превышающим 400 млн. автомобилей, является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов. На его долю приходится около 80% производимой в мире энергии. Суммарная мощность автомобильных двигателей превышает в настоящее время мощность всех электростанций в 8 раз. Ежесуточное потребление топлива мировым парком автомобилей составляет примерно 2,5 млн. т.[ . ]

В государствах Содружества автомобильный транспорт — одна из наиболее энергоемких отраслей народного хозяйства. На его долю приходится 7,2% энергоресурса, около половины светлых нефтепродуктов, в том числе 65% бензина и 35% дизельного топлива. Автотранспорт является наиболее энергоемким по сравнению с другими видами транспорта, Так, например, энергоемкость грузовых перевозок на автотранспорте почти в 17 раз выше, чем на железнодорожном.[ . ]

Потребление нефти в мире продолжает возрастать. Согласно прогнозам, уже к 2005 г. спрос на нефтепродукты не будет удовлетворяться в полной мере, поэтому проблема рационального использования топливно-энергетических ресурсов на автомобильном транспорте является весьма актуальной.[ . ]

Автомобильный транспорт -один из материалоемких видов транспорта. Он потребляет значительное количество ценных металлов (высококачественных сталей, меди, никеля, цинка, свинца), других материалов, например каучука. Так, на производство автомобилей в США расходуется около 20% стали, 7% меди, 13% никеля, 35% цинка, 50% свинца и натурального каучука. Угроза истощения запасов этих ресурсов определяет важность их рационального потребления.[ . ]

Следует отметить, что значительное количество материальных, а также трудовых ресурсов затрачивается не только на изготовление подвижного состава автомобильного транспорта, но и в процессе его эксплуатации (табл.5.1).[ . ]

Автомобильные дороги, различные транспортные сооружения требуют длй своего размещения значительных площадей, нередко в ущерб другим видам человеческой деятельности. Так, на 1 км автомобильной дороги в зависимости от ее категории и ценности земельных угодий приходится отводить 2-7 га территории. Дополнительные потери земельных угодий связаны с усилением водной и ветровой эрозий в районе транспортной коммуникации, созданием условий для геодинамических процессов. Кроме того, строительство дороги нередко приводит к существенному изменению мощности и уровня подпочвенных вод.[ . ]

Читайте также:  Государственные природные заповедники примеры

Источник

Экология СПРАВОЧНИК

Наряду с той громадной ролью, которую транспорт играет в жизни общества, его прогресс сопровождается и рядом негативных последствий. Транспорт сегодня — это густая сеть путей сообщения, покрывающая земной шар: более 11,5 млн. км магистральных автомобильных дорог с твердым покрытием, 5,3 млн. км воздушных линий, 1,3 млн. км железных дорог, около 1,0 млн. км трубопроводов, 600 тыс. км внутренних водных путей, миллионы километров морских линий. Транспорт располагает огромным парком локомотивов, самоходных судов, автомобилей, самолетов, стационарных энергетических установок. Воздействуя с окружающей средой, они оказывают отрицательное влияние на нее, включая сушу, атмосферу, водный бассейн, вносят серьезные изменения в экологические системы, регуляцию биосферы в целом.[ . ]

В проблеме воздействия транспорта и окружающей среды выделяют два взаимосвязанных аспекта: потребление природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.[ . ]

Бурный научно-технический прогресс, рост численности населения приводят к увеличению потребления природных ресурсов, изменению природного равновесия. Особенно интенсивно увеличивается потребление энергетических ресурсов, За последнее время производство электроэнергии удваивалось каждые десять лет. При этом свыше 80% электроэнергии вырабатывается путем сжигания угля, нефти, газа на тепловых электростанциях. Добыча и потребление топлива растет быстрыми темпами.[ . ]

В промышленно развитых странах доля транспорта в потреблении энергоресурсов составляет 12-17%, причем 50-60% приходится на автомобильный транспорт. Энергоемкость перевозок для различных видов транспорта различна и в значительной степени зависит от типа подвижного состава (табл. 4.1.).[ . ]

Данные, приведенные в табл. 4.1, справедливы при условии полного использования номинальной грузоподъемности (пассажировместимости) и пробега. С учетом же фактической степени использования подвижного состава энергоемкость грузовых перевозок разными видами транспорта по отношению к железнодорожному составляет: морским — 117%, речным — 133%, автомобильным -1690%, нефтепроводным — 65%, газопроводным — 700%.[ . ]

Читайте также:  Все любят природу сочинение

Для железнодорожного транспорта важными направлениями сокращения энергозатрат являются: совершенствование локомотивного парка, повышение КПД тепловозов, электровозов, применение рекуперативного торможения, переход к трехфазным безколлекторным двигателям на основе тиристоров, переход на более устойчивый бесстыковой путь и т.д.[ . ]

Для морского и речного транспорта решение энергетической проблемы может быть достигнуто путем расширения использования низкосортных и тяжелых моторных топлив, более широкого применения атомных энергетических установок, особенно для условий Арктики, совершенствования гидродинамических качеств судов (применение обтекателей, бульбообразных форштевней, винтов с переменным шагом, толкания вместо буксирования) и др.[ . ]

Пути снижения энергоемкости автомобильных перевозок рассматриваются в третьем разделе.[ . ]

Источник

Оцените статью