1 8.Получение, транспорт и использование сжиженных природных газов.
Получение.Сжиженный природный газ получается при охлаждении природного газа. Сжижение природного газа производится для более легкого и компактного складирования или транспортировки потребителю.
Главным преимуществом сжиженного природного газа является то, что при сжижении его объем уменьшается в 600 раз. Плотность сжиженного природного газа примерно в 2 раза меньше плотности бензина.
Сжиженный природный газ — криогенная жидкость, которая хранится под небольшим избыточным давлением при температуре около 112 К (-161 градус C) в емкости с теплоизоляцией, и нетоксична.
В промышленных условиях СПГ получают способом охлаждения и конденсации природного газа; при этом давление его выбирают в пределах P = 3,5. 5,0 MПа (примерно 35. 50 атмосфер).
Для охлаждения и конденсации предусматривается сжатие рабочего тела (криоагента) в компрессорах и затем резкое снижение давления в специальных устройствах, называемых дроссельными.
Иногда схему цикла дополняют расширительные машины – турбодетандеры, в которых газ охлаждается при его расширении на лопатках рабочего колеса. Энергия вращательного движения расходуется на сжатие газа в компрессорах или на выработку электроэнергии в генераторах. Охлажденный криоагент пропускается в теплообменниках навстречу теплому потоку природного газа. Потоки разделены теплопередающими поверхностями.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СПГ.СНГ транспортируют трубопроводным, железнодорожным, морским и автомобильным транспортом
Трубопроводы используют для транспортировки значительных количеств СНГ от нефтеочистительного завода до вторичного распределительного предприятия, расположенного в крупной промышленной зоне, или до очень крупных потребителей (современный газоперерабатывающий завод, электростанция). В качестве примера можно назвать трубопровод СНГ в Фоули, по которому жидкий СНГ поступает на газовые заводы Управления газом района Северной Темзы (Великобритания). К трубопроводам следует отнести и отводы, предназначенные для обслуживания других потребителей. 1— морские танкеры; 2 — береговые нефтеочистительные предприятия; 3 — внутрнконтинентальные или прибрежные хранилища-базы; 4, 5 — железнодорожные и автомобильные цистерны; 6 — гаэонаполннтельные станции промышленных потребителей, жилищно-бытового сектора; 7 — кустовая база; 8 — центральная база-распределитель; 9 — трубопроводы- 10 — место производства СНГ; 1 — нефть (импорт);II-баллонный СНГ в жилищно-бытовой сектор; III — СНГ мелким потребителям; IV — СНГ на технологические нужды
Железнодорожный транспорт используют для перевозки незначительных количеств СНГ, которые невыгодно транспортировать по трубопроводу. Железнодорожный состав формируют из отдельных цистерн, вмещающих до 50 т бутана или 40 т пропана. Их устанавливают на двухосные тележки. Общая масса продукта, перевозимого одним составом, в этом случае равна 500 т и более.
Железнодорожная цистерна — это аппарат высокого давления, автоклав. Она сама и ее несущая рама рассчитаны и сконструированы в соответствии с требованиями техники безопасности на железнодорожном транспорте. В состав арматуры цистерны входят дыхательные клапаны, патрубки для залива н слива жидких СНГ, обратный паровой клапан, клапан безопасности, указатель уровня жидкости, манометр, штуцер, который может быть использован для отбора проб, и термометр. Клапан безопасности и дыхательные клапаны расположены в верхней части цистерны, а остальные арматура и приборы, сгруппированные вместе, — в нише или на боковой стенке ее. Система соединительных патрубков и арматуры дублируется в связи с тем, что цистерна может подаваться на запасные пути потребителя с разных направлений. Приборная и арматурная ниши надежно закрываются раздвижными дверками. Трубопроводы для подачи жидкой и паровой фаз снабжены самозапорными соединительными муфтами. Это позволяет сводить к минимуму утечки СНГ в атмосферу при соединении и разъединении железнодорожных цистерн, а следовательно, и пожароопас-ность в результате возгорания паров СНГ.
Морской транспорт. Если нефтеперерабатывающие заводы и потребители расположены на побережье, то пропан и бутан наиболее целесообразно транспортировать Морским путем. Емкости на береговых базах, как правило, представляют собой резервуары повышенного давления с единичной вместимостью до 1000 м 3 (500 т) СНГ. На танкерах можно перевозить до 40 тыс. м 3 (20 тыс. т) СНГ при постоянном охлаждении их до —50″С. В одних и тех же емкостях нецелесообразно перевозить различные жидкие газы (бутан, пропан, аммиак, бутадиен и пропилен), так как возникает опасность засорения одного продукта другим из-за неполной очистки и некачественной проверки танков между погру-зочно-разгрузочными операциями.
Автомобильный транспорт является наиболее распространенным видом транспорта для перевозки небольших количеств СНГ между нефтеочистительными заводами или базами вторичного распределения и местными потребителями. Большинство предназначенных для этой цели грузовых автомобилей оборудованы перекачивающими насосами, позволяющими обслуживать тех потребителей, которые не располагают разгрузочным оборудованием. Некоторые автомобили имеют счетчики для учета доставляемого продукта, хотя более точным средством учета является взвешивание автоцистерны на заправочной станции перед отправкой ее в рейс и по возвращении, что позволяет определить расход СНГ как топлива на собственные нужды.
В состав прочего оборудования входят соединительные рукава, манометр, термометр, указатель уровня жидкости и клапан безопасности.
Использование. Сжиженные или, как часто называют, жидкие углеводородные газы — пропан, бутан и их смеси, широко применяются при газоснабжении коммунально-бытовых потребителей. В настоящее время большая часть квартир в стране газифицирована сжиженными газами. Широко используется сжиженный газ для отопления животноводческих помещений с помощью горелок инфракрасного излучения. К потребителям газ доставляют и специальных герметически закрытых сосудах или резервуарах под давлением в несколько атмосфер. Крупные потребители (многоэтажные дома, коммунальные предприятия), как правило, снабжаются газом от резервуарных установок по газопроводам, как при снабжении природным газом. Иногда целые районы и даже города снабжаются сжиженным газом по газовым сетям, источником для которых служит группа резервуаров. Мелкие потребители (небольшие дома и отдельные квартиры) газ получают в баллонах.
Сжиженный природный газ является качественным моторным топливом, обладающим высокой теплотворной способностью и хорошими антидетонационными свойствами. СПГ не токсичен, не загрязняет топливной системы, не вызывает коррозии. При его применении увеличивается срок службы оборудования; в 2 раза снижается расход масла и увеличивается межремонтный ресурс. Не менее важен и экологический аспект. СПГ в автомобильных моторах сгорает практически полностью; по сравнению с бензиновым выхлопом содержание углеводородов в воздухе сокращается в 2. 3 раза, окиси азота – в 2 раза, окиси углерода – в 10 раз.
Источник
Применение СПГ
После доставки потребителю сжиженный природный газ используется в качестве энергоносителя для тех же целей, что и обычный природный газ. Основные области применения СПГ это производство тепла и электричества, использование в качестве топлива для машин и оборудования и в бытовых нуждах. Ниже представлен более широкий список.
Использование сжиженного природного газа
- Газификация коммунальных и промышленных объектов, удаленных от магистральных или распределительных трубопроводов
- Создание топливного резерва у потребителя для покрытия нагрузок в пиковый период (т. н. пик-шейвинг, от англ. LNG Peak Shaving)
- Применение СПГ на различных видах транспорта в качестве моторного топлива
- Получение тепловой и электроэнергии, а также промышленного холода
- СПГ как сырье для использования в химической промышленности
Следует отметить, что вышеуказанные области применения СПГ могут совмещаться между собой. Так, доставляемый судами-газовозами на регазификационный терминал СПГ может быть использован для поставки его на удаленные объекты в качестве топлива для транспорта и создания резерва топлива на период больших нагрузок в магистральных и газораспределительных сетях.
На мировых рынках широкое использование сжиженного природного газа прежде всего обусловлено тем, что, по ценам, СПГ либо находится в одной ценовой категории с жидкими видами топлива (углеводородными), либо дешевле их. Вдобавок к этому, топливо СПГ более экологически чистое.
Использование СПГ в качестве энергоносителя решает следующие задачи:
- Газификация удаленных объектов
- Сокращение издержек, связанных с газификацией, вследствие отказа от разработки, сооружения и обслуживания некоторой части объектов газоснабжения (межпоселковых распределительных газопроводов, газопроводов-отводов)
- Снижение количества выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду при замене, например, каменного угля или мазута природным газом
- Снижение затрат на энергоносители
- Комплексное получение тепловой и электроэнергии
В настоящее время организация производства и внедрение технологий с использованием сжиженного газа в энергетической отрасли имеет важное перспективное значение.
СПГ — экологический вид топлива
Имея хорошие энергетические характеристики и высокое октановое число, сжиженный газ используется не для одной лишь газификации населенных пунктов и объектов промышленности, но и как моторное топливо на различных видах транспорта. Физико-химические, энергетические и экологические свойства природного газа делают его довольно перспективным видом топлива, использование которого может дать ощутимый положительный эффект в некоторых вопросах. Экологическая безопасность и топливная экономичность двигателей, работающих на природном газе, снижение износа деталей газового двигателя, уменьшение расхода масла — вот характерные особенности.
Применение СПГ на транспорте преследует следующие цели:
- Экономию денежных средств на покупку топлива, так как цена эквивалентного количества сжиженного газа ниже, чем бензина или дизельного топлива
- Обеспечение в перспективе устойчивого топливоснабжения (учитывая динамику изменения объемов нефтегазодобычи, сравнительный анализ запасов нефти и газа, прогнозы истощения месторождений)
СПГ как моторное топливо для автомобильного транспорта применяют в Соединенных Штатах Америки, Франции, Нидерландах, Норвегии, Германии и других странах. Помимо автотранспорта, сжиженный газ в качестве моторного топлива применяется и на других видах транспорта (водный — газовозы, железнодорожный — газотепловозы). На сегодняшний день уже насчитывается более двух сотен морских судов-метановозов, которые используются для транспортировки СПГ и применяют его в качестве моторного топлива. Во многих развитых странах ведутся работы по использованию сжиженного природного газа на морском, речном и ж/д транспорте.
На сегодняшний день применение СПГ в качестве моторного топлива – довольно интенсивно развивающееся направление, которое в дальнейшем должно стать самостоятельной отраслью экономики развитых стран.
Источник