- 24.Полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны земель и природных ресурсов
- 48. Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов.
- Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов.
24.Полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны земель и природных ресурсов
Природоохранные полномочия органов местного самоуправления представляют собой определяемую Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования и договорами совокупность прав и обязанностей этих органов по осуществлению деятельности, направленной сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на эту среду и ликвидацию последствий такого рода деятельности. Классификацию природоохранных полномочий органов местного самоуправления можно представить следующим образом:
— по видам нормативных актов можно выделить полномочия по охране окружающей среды, определяемые законами и иными нормативными актами Российской Федерации, ее субъектов, а также закрепляемые в нормативных правовых актах муниципальных образований;
— по порядку закрепления полномочия органов местного самоуправления в природоохранной сфере можно разделить на собственные полномочия, государственные полномочия, которые переданы путем наделения, а также полномочия, возникшие в результате заключения специальных договоров;
— по своему характеру экологические полномочия органов местного самоуправления можно разделить на общие и специальные. Общие полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и Конституциями (уставами) субъектов РФ; законами РФ и ее субъектов о местном самоуправлении, уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований. Общие полномочия муниципальных органов конкретизируются в перечне специальных экологических полномочий непосредственно в процессе осуществления природоохранной деятельности. Специальные полномочия фиксируются как законодательством о местном самоуправлении, так и законодательством об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, о земле, о недрах, лесным, водным законодательством.
По предмету природоохранной деятельности органов местного самоуправления их полномочия делятся на четыре группы:
— полномочия по охране окружающей природной среды в целом;
— по охране отдельных видов природных объектов;
— полномочия по созданию особо охраняемых природных территорий и объектов местного значения;
— полномочия по охране окружающей среды при осуществлении различных видов деятельности. В сельском хозяйстве, при обращении с бытовыми отходами.
Закон в числе принципов защиты окружающей среды называет ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления. Закон, в общем, закрепляет ряд обязанностей органов местного самоуправления: принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, учитывать мнение населения при принятии решения о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде.
К полномочиям органов местного самоуправления по охране окружающей среды в целом можно отнести полномочия по решению вопросов благоустройства муниципальных образований. В рамках благоустройства какой-либо территории проводятся и природоохранительные мероприятия.
Полномочия по охране отдельных видов природных объектов закрепляются рядом отраслевых нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов. Главным природным ресурсом и главным компонентом, основной составляющей окружающей среды является земля. Все земли Российской Федерации независимо от форм собственности на них, составляют единый земельный фонд страны, и именно государству принадлежит ведущая роль в обеспечении его надлежащего состояния. Поэтому Конституция, Федеральные законы не только определяет права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, но и налагают на всех землепользователей ряд обязанностей в области использования и охраны земель.
Полномочия органов местного самоуправления как властного органа в сфере охраны земель можно разделить на несколько групп:
1) органы местного самоуправления вправе разрабатывать местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий;
2) органы местного самоуправления вправе осуществлять муниципальный контроль за соблюдением правового режима земель в зависимости от их целевого назначения;
3) органы местного самоуправления вправе своими решениями осуществлять консервацию земель с изъятием их из оборота в целях предотвращения деградации земель в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации;
4) органы местного самоуправления вправе осуществлять экономическое стимулирование охраны земель в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
Федеральный закон от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых территориях» определяет категории особо охраняемых природных территорий местного значения, определяет формы собственности на эти территории и порядок их создания. Как правило, особо охраняемыми территориями местного значения признаются участки земли и водного пространства, представляющие научную, культурную, эстетическую и оздоровительную ценность, которые являются собственностью муниципального образования и находятся в ведении органов местного самоуправления.
Необходимость выделения природоохранительных полномочий муниципальных органов при осуществлении различных видов
деятельности обусловлена вредным воздействием некоторых видов деятельности человека не на один определенный вид природных объектов, а на несколько таких объектов в совокупности.
В общем, законодательство Российской Федерации и ее субъектов создало определенную правовую базу для участия органов местного самоуправления в реализации задач по охране окружающей среды. Федеральные законы закрепляют общие положения о полномочиях муниципальных органов в этой сфере, либо стараются конкретизировать их применительно к природно-климатическим условиям региона.
Источник
48. Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов.
Полномочия органов местного самоуправления в области использования земельных ресурсов, охраны природы и защиты объектов природно-заповедного назначения играют достаточно важную роль для развития муниципальных образований и поддержания стабильной экологической ситуации. ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ» предоставляет органам местного самоуправления право устанавливать в интересах населения условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования. Данные средства зачисляются в местный бюджет. Согласно ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;
2) право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
3) которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В муниципальной собственности могут находить ся не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований. В субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются. Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ возникает при передаче земельных участков из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов РФ. В соответствии с ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В целях охраны земель предусматриваются местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Источник
Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов.
Земля и другие природные ресурсы – основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Полномочия местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов определяются Конституцией РФ, Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», ЗК РФ, Законом РФ «О недрах» и другими законодательными актами.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов относятся:
1) издание актов, содержащих нормы земельного права;
2) планирование использования земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
3) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
4) установление с учётом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
5) разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
6) управление и распоряжение земельными участками;
7) установление публичного сервитута;
8) проведение мониторинга земель, 9) проведение землеустроительных работ и ведение земельного кадастра;
10) установление границ и размеров земельных участков в кондоминиумах;
11) осуществление контроля над использованием земель на территории муниципального образования;
12) решение вопросов, связанных с использованием и охраной других природных ресурсов. В соответствии с законом «О недрах» в компетенцию органов местного самоуправления входят:
1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения, при предоставлении недр в пользование;
2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
3) предоставление разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
4) приостановление работ в случае нарушения положений Закона «О недрах»;
5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых;
6) введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления получают плату, в том числе и в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник