Использования природных ресурсов континентального шельфа

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 N 187-ФЗ (последняя редакция)

Настоящий Федеральный закон определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к континентальному шельфу Российской Федерации и деятельности на нем, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к континентальному шельфу Российской Федерации.

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Определение и границы континентального шельфа Российской Федерации
    • Статья 2. Делимитация континентального шельфа
    • Статья 3. Карты и перечни географических координат
    • Статья 4. Основные понятия
    • Статья 5. Права Российской Федерации на континентальный шельф
    • Статья 6. Компетенция федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе
    • Статья 6.1. Утратила силу
    • Статья 7. Предоставление пользователям недр участков континентального шельфа
    • Статья 8. Особенности разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов
    • Статья 9. Проведение буровых работ на континентальном шельфе
    • Статья 10, статья 11, статья 12, статья 13. Утратили силу
    • Статья 13.1. Утратила силу
    • Статья 14. Утратила силу
    • Статья 14.1. Виды рыболовства, осуществляемые на континентальном шельфе
    • Статья 14.2. Особенности осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе
    • Статья 14.3. Особенности осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях на континентальном шельфе
    • Статья 14.4. Права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство на континентальном шельфе
    • Статья 15. Утратила силу
    • Статья 16. Искусственные острова, установки и сооружения
    • Статья 16.1. Создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений на континентальном шельфе при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче его минеральных ресурсов
    • Статья 16.2. Привлечение пользователем недр исполнителя для создания, эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений
    • Статья 17. Содержание и представление запроса на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе
    • Статья 18. Порядок рассмотрения запросов о создании, об эксплуатации, использовании искусственных островов, установок, сооружений и выдачи разрешений на их создание, эксплуатацию, использование
    • Статья 19. Основания для отказа в выдаче разрешений на создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений
    • Статья 20. Права и обязанности лиц, осуществляющих создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений
    • Статья 21. Приостановление или прекращение создания, эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, деятельности на них
    • Статья 22. Прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе
    • Статья 22.1. Выемка донного грунта при создании искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов на континентальном шельфе
    • Статья 22.2. Особенности эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведения буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе
    • Статья 23. Принципы проведения морских научных исследований, представление и содержание запроса на проведение морских научных исследований
    • Статья 24. Порядок рассмотрения запросов
    • Статья 25. Основания для отказа в выдаче разрешений на проведение морских научных исследований
    • Статья 26. Особенности в получении разрешения на проведение морских научных исследований, осуществляемых компетентными международными организациями
    • Статья 27. Обязанности российских и иностранных заявителей, проводящих морские научные исследования
    • Статья 28. Передача и опубликование результатов морских научных исследований
    • Статья 29. Изменения программы морских научных исследований
    • Статья 30. Приостановление или прекращение морских научных исследований
    • Статья 31. Государственная экологическая экспертиза на континентальном шельфе
    • Статья 32. Оценка соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на континентальном шельфе
    • Статья 33. Государственный мониторинг континентального шельфа
    • Статья 34. Захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе
    • Статья 35. Представление и содержание запроса для получения разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе
    • Статья 36. Основания для отказа в выдаче разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе
    • Статья 37. Права и обязанности российских и иностранных заявителей, получивших разрешение на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе
    • Статья 38. Основания для приостановления или прекращения захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе
    • Статья 39. Морские аварии
    • Статья 40. Платежи за пользование природными ресурсами континентального шельфа
    • Статья 41. Утратила силу
    • Статья 42. Органы охраны
    • Статья 43. Права должностных лиц органов охраны
    • Статья 44. Содействие органам охраны
    • Статья 45. Экономическое стимулирование работников органов охраны
    • Статья 46. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
    • Статья 47. Разрешение споров
    • Статья 48. Утратила силу
    • Статья 49. О сроках и порядке вступления в силу настоящего Федерального закона

    Источник

    Тема 12. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов континентального шельфа.

    12.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. КОМПЕТЕНЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ.

    Континентальный шельф – это морское дно и недра подводных районов за пределами территориального моря на всем протяжении сухопутной территории прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 миль от исходных линий, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Если подводная окраина материка находится на расстоянии свыше 200 миль, то внешняя граница континентального шельфа ограничивается 350 милями от исходных линий (Конвенция о континентальном шельфе1982 г.), а в соответствии с российским законодательством – совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой согласно нормам международного права.

    Режим покрывающих континентальный шельф вод в пределах 200 морских миль является режимом исключительной экономической зоны (если она провозглашена государством), а за этим пределом – режимом открытого моря.

    Природные ресурсы континентального шельфа – это минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», перечень которых установлен специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству.

    Компетенция Российской Федерации на континентальном шельфе:

    • разработка и совершенствование законодательства РФ о континентальном шельфе и деятельности на нем;
    • установление порядка использования минеральных ресурсов;
    • контроль за рациональным использованием минеральных ресурсов и живых ресурсов, их защита и охрана;
    • государственный горный надзор;
    • регистрация работ по изучению, разведке и разработке минеральных ресурсов, а также составление федерального баланса запасов минеральных ресурсов и др.

    12.2. СУЩНОСТЬ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА УЧАСТКАХ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА.

    Виды пользования участками континентального шельфа:

    • изучение, разведка и разработка минеральных ресурсов;
    • изучение и использование живых ресурсов;
    • создание искусственных сооружений и прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе;
    • морские научные исследования;
    • захоронение отходов и других материалов;
    • защита и сохранение минеральных и живых ресурсов.

    Лицензирование деятельности на участках континентального шельфа.

    С учетом общепринятых требований в лицензию, в зависимости от вида деятельности, могут включаться дополнительные сведения:

    • об экологическом обеспечении пользования участками, включая организацию экологического мониторинга, а также методики возмещения ущерба, наносимого живым ресурсам;
    • о мерах по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций;
    • о страховании, консервации и ликвидации установок и сооружений по завершении работ;
    • дополнительные условия использования объектов инфраструктуры на территориях субъектов РФ в районах действия лицензии или на прилегающих к ним участках, учитывающие экономические интересы прибрежных субъектов РФ.

    Захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе физическими и юридическими лицами иностранных государств могут производиться только при наличии соответствующего международного договора между заинтересованным государством и Российской Федерацией.

    12.3. ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ УЧАСТКАМИ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА. ЗАЩИТА И ОХРАНА КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА.

    Обязанности пользователей участками континентального шельфа:

    • осуществлять технологические, гидротехнические, санитарные и иные мероприятия, а также соблюдать правила Российской Федерации по защите морской среды, минеральных вод и живых ресурсов;
    • регулярно поддерживать связь с береговыми службами РФ и передавать в основные международные синоптические службы, в ближайший радиометеорологический центр РФ оперативные данные метеорологических и гидрометеорологических наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации.

    Иностранные пользователи участками континентального шельфа, кроме того, обязаны проводить работы только в присутствии должностного лица специально уполномоченного федерального органа РФ.

    Все данные, полученные в результате морских научных исследований, после их обработки и анализа, включая окончательные результаты и заключения после завершения исследований, должны быть переданы специально уполномоченному федеральному органу по науке и технической политике для передачи в государственные фонды данных.

    Защита минеральных и живых ресурсов континентального шельфа.

    Все виды деятельности на участках континентального шельфа могу осуществляться только после положительного заключения государственной экологической экспертизы.

    Государственный экологический контроль – это система мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений международных норм и стандартов, законов и правил Российской Федерации по защите минеральных и живых ресурсов континентального шельфа.

    Государственный мониторинг континентального шельфа является частью единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации.

    Охрана континентального шельфа.

    Охрана континентального шельфа, его живых и минеральных ресурсов осуществляется федеральными органами по: пограничной службе РФ; геологии и использованию недр; рыболовству; охране окружающей среды и природных ресурсов; государственному горному надзору.

    Права должностных лиц органов охраны континентального шельфа:

    • останавливать и осматривать российские и иностранные суда и иные плавучие средства, искусственные острова, установки и сооружения;
    • приостанавливать или прекращать деятельность пользователя и др.

    12.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА УЧАСТКАХ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА.

    Административная ответственность.

    Физические лица Российской Федерации, иностранных государств и лица без гражданства привлекаются к административной ответственности за:

    • незаконную выдачу лицензий, а равно произвольное изменение условий лицензии;
    • нарушение действующих стандартов и условий лицензии, регламентирующих разрешенную лицензию;
    • нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований др.

    Уголовная ответственность.

    Физические лица и лица без гражданства привлекаются к уголовной ответственности за:

    • незаконное создание искусственных островов, установок и сооружений;
    • незаконную разработку минеральных ресурсов или незаконный промысел живых ресурсов;
    • незаконное проведение буровых работ, незаконную прокладку подводных кабелей и трубопроводов и др.

    Источник

    Читайте также:  Берегите природу конспекты уроков
Оцените статью