Тренажер «Виды предложений»
тренажёр по русскому языку (10, 11 класс)
Задание 1. Распределите предложения в соответствии с их характеристикой:
- Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и однажды тайно покинул царский двор.
- Труднее всего вспомнить, когда это началось.
- У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах.
- Сотрудник Гидрометцентра сообщил, что в ближайшие дни погода существенно не изменится.
- Утром ребята уже были на туристической базе «Радуга»
- Я увидела кота, лакающего молоко из миски.
- Испугавшись неведомого шума, стая птиц тяжело поднялась над водой.
С несогласованным приложением
Задание 2. Распределите предложения в соответствии с их характеристикой:
- Этой осенью было много грибов подосиновиков.
- Лебеди величаво плыли по реке, либо кружили над водой, либо отдыхали у своего домика.
- Он слушал музыку, доносящуюся из радиоприёмника.
- Мне сказали, что пора собираться в дорогу.
- Перелистывая страницы этой книги, обнаружил много хороших стихов.
- Пока ещё сам не знаю, что буду писать.
- Я погладил Белого по спине, и он остался ждать меня у ворот.
С несогласованным приложением
Задание 3. Распределите предложения в соответствии с их характеристикой:
- Когда я останавливался, он тоже останавливался.
- Хорошо было лежать на траве, смотреть в небо, думая о будущем.
- На дереве сидела ворона, громко каркающая куда-то в сторону.
- Цепь фонарей бежала над ним высоко в небе, и фонари походили на шары.
- Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.
- Мне, как человеку любопытному, совсем не хочется уходить из комнаты.
- Ко мне подошла женщина и спросила, где находится ближайшая аптека.
С несогласованным приложением
Задание 4. Распределите предложения в соответствии с их характеристикой:
- Юрта охранялась громадными чёрными собаками, и они встретили нас свирепым лаем.
- Книги лежали на кроватях, на стульях, на подоконнике.
- Откинув капюшон, я поднял голову и тут же окаменел, затаив дыхание.
- Канатная дорога ведёт на гору Мтацминда, увенчанную телевизионной вышкой.
- Мы поднялись на вершину горы, где стояли вековые кедры.
- Иван Фёдорович попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них.
- Ему ли, карлику, тягаться с исполином?
С несогласованным приложением
Задание 5. Распределите предложения в соответствии с их характеристикой:
1. Грузия богата солнцем и плодородными землями, речными и целебными водами, лесами и горными пастбищами.
2. С полдня из-за леса появились в небе белые кудрявые шары и начали цепляться друг к другу, образуя тучу.
3. Только теперь мы увидели, что на плите лежит трава для сушки.
4. К вечеру подул ветер, а потом пошел дождь.
5. Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть.
6. Вы, как инициатор, должны играть главную роль.
7. Земля, измученная многодневной засухой, жадно утоляла жажду.
С несогласованным приложением
Источник
Урок русского языка в 7 классе на тему «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.»
Цели урока: образовательные: познакомить учащихся с деепричастным оборотом; формировать умения находить его в тексте; развивающие: обособлять, графически обозначать деепричастные обороты; воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову как средству свободного выражения мыслей.
УМК: авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.
Оснащение урока: Учебник «Русский язык 7 класс», компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал.
Предметные: учащиеся научатся опознавать деепричастный оборот, расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения, выраженными деепричастными оборотами, в том числе сложных случаях обособления;
Метапредметные: Познавательные . Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Регулятивные. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). Коммуникативные. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор. Понимают возможность различных точек зрения. Личностные. Позитивная моральная самооценка.
2. Актуализация знаний.
На доске записано предложение:
Читая хорошие книги, мы должны зорко следить за тем, как обращается с языком тот или иной писатель.
— Найдите деепричастие в этом предложении. -Отметьте формообразующий суффикс. -К какому глаголу-сказуемому относится данное деепричастие? -Есть ли у деепричастия зависимые слова?
Выписать на доске и в тетрадях: читая хорошие книги
-Вспомните определение причастного оборота; какой вывод можно сделать, говоря о деепричастии с зависимыми словами? -Как на письме выделяется причастный оборот?
Что мы изучали на прошлом уроке? Возникли ли сложности при выполнении домашнего задания?
Беседа с классом: прошу назвать те вопросы, ответы на которые детям не известны или известны не точно, и, исходя из них, сформулировать тему и цель урока.
Запись темы урока в тетрадь.
3. Знакомство с новым материалом, отработка умений.
1. Работа с учебником. Прошу детей найти определение понятия деепричастный оборот и сравнить его с тем, которое назвали учащиеся в начале урока (предполагается, что учащиеся дадут определение деепричастным оборотом по аналогии с причастным оборотом).
2. Работа в парах. Прошу проанализировать предложения и сформулировать правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.
Отдохнув в тенистой роще, мы продолжили путь. Я залюбовался видом просыпающегося города, открыв окно. Птицы, взлетая, становятся стаей упругой.
Коллективная проверка. Учащиеся объясняют правила постановки знаков препинания, проверяют себя по учебнику.
3. Вопрос классу: С какими сложностями мы можем столкнуться, при работе с деепричастным оборотом?
Сравнительный анализ пунктуационных правил при причастном и деепричастном оборотах.
Работа в парах, заполнение таблицы (приложение№1). Коллективная проверка.
Сходства и различия причастного и деепричастного оборотов.
Источник
ЕГЭ 2019 русский язык 11 класс задание №8
В задании №8 ЕГЭ по русскому учащимся 11 класса нужно распределить предложения в соответствии с допущенными в них видами ошибок. Сложность заключается в том, что предложений больше, чем вариантов ошибок, и просто угадать верный ответ невозможно, поэтому нужно хорошо разбираться в правилах построения предложений. За верное выполнение седьмого задания можно получить целых пять первичных баллов, поэтому ошибаться в нем нежелательно.
Теория к заданию №8 ЕГЭ по русскому языку 11 класс
Давайте рассмотрим те ошибки, которые предлагается найти в экзаменационном задании.
Никогда нельзя включать определяемое слово внутрь причастного оборота: «туристы, приехавшие в город», или «приехавшие в город туристы», но не «приехавшие туристы в город». Также причастие всегда должно быть согласовано с определяемым словом в роде, падеже и числе: не «комнаты, обставленными мебелью» а «комнаты, (какие?) обставленные мебелью».
Нужно обратить внимание на случаи: «одно из писем, написанное мной» — в данном случае причастие согласуется со словом «одно», но «прочитав ряд писем, написанных ею» — вопрос к причастию задается от слова «писем».
Действия, выраженные глаголом-сказуемым и деепричастием, должны относиться к одному
общему подлежащему: «уходя из дома, мной всегда выключается свет» — неверный вариант, так
как в таком случае деепричастие относится к слову «свет», что невозможно. Правильно: «уходя из дома, я всегда выключаю свет».
При выполнении этого задания вы должны помнить:
Основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету. Например: Испугавшись неведомого шума, стая птиц тяжело поднялась над водой. (Стая поднялась, и стая испугалась).
А вот употребить деепричастный оборот в односоставном предложении довольно трудно. Если в
определенно-личном предложении это еще сделать легко, так как подлежащее несложно восстановить, то в случае с безличным предложением, где подлежащего нет и быть не может, это сделать сложнее.
Вы должны помнить, что употребление деепричастного оборота в безличном предложении
возможно только при наличии инфинитива. Например: Хорошо было лежать на траве, смотреть в небо, думая о будущем.
Если же деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, его употреблять нельзя,
так как субъекты действия разные. Например: Убежав из дома, мальчик был найден родителями.
Нельзя соединять союзом «и» слова, являющиеся разными частями речи, а также ставить его между причастным оборотом и словом «который». «Недалеко от дома мы увидели и познакомились с новыми соседями» — неправильно; верный вариант – «недалеко от дома мы увидели новых соседей и познакомились с ними». Также неверно «Книга не только предназначена для детей, но и для их родителей», а правильно «Книга предназначена не только для детей, но и для их родителей».
Еще один пример: «Мальчик, сидевший за столом и который красиво рисовал» — неверно, а «мальчик, который сидел за столом и красиво рисовал» — верно.
В таких предложениях нужно смотреть на определяемое слово. Например: «В книге «Преступлении и наказании» поднимается много философских проблем» — неправильно; предложение будет написано
верно, если убрать слово «книге» или же согласовать с ним приложение: «в книге «Преступление и наказание» поднимается много философских проблем».
При наличии определяемого слова приложение должно стоять в именительном падеже: в газете «Городской вестник» (не «городском вестнике»), в энциклопедии «Подводный мир» (не «Подводном мире»), в передаче «Своя игра» (не «Своей игре»).
Предлог Падеж существительного
Благодаря – Дательный падеж
Он действовал согласно правил – неправильно
Согласно – Дательный падеж
Он действовал согласно правилам — правильно
По (в значении «после») – Предложный падеж
По прибытию домой она позвонила бабушке – неправильно
По прибытии домой она позвонила бабушке — правильно
Такие слова, как «по прибытии», «по окончании», «по завершении», «по истечении», «по прилете», «по приезде», нужно запомнить.
Также нужно запомнить фразы:
4. Уделять внимание чему-то
Нужно запомнить, что при подлежащем «те» нужно употреблять глагол-сказуемое во множественном числе, а при подлежащем «кто» — в единственном. «Те, кто пришел на выставку, оставили восторженные отзывы о ней», а не «Те, кто пришел на выставку, оставил восторженные отзывы о ней». «Все, кто видел профессора, здоровались с ним», а не «Все, кто видели профессора, здоровались с ним».
Нельзя смешивать прямую речь с косвенной, а также употреблять слово «Я» в переводе прямой речи в
косвенную. Например, «автор пишет, что я обращаюсь ко всем неравнодушным людям» — неправильно; «автор пишет, что он обращается ко всем неравнодушным людям» — правильно.
Нужно следить, чтобы все глаголы, относящиеся к одному подлежащему, были согласованы по времени и виду. Например, «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.» — ошибочный вариант, а «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим
раскрывает истинную сущность своего героя.» — верный.
Такие ошибки часто заключаются в неправильном использовании союзов. «Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф. М. Достоевского» — в этом предложении союз «что» лишний. «Когда сражение уже закончилось, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.» — лишний союз «но».
Алгоритм выполнения задания
1. Внимательно читаем перечень грамматических ошибок, с которыми придется работать.
2. Внимательно читаем предложения, в которых нужно найти предложения с определенной грамматической ошибкой.
3. Исключаем предложения, в которых нет грамматических ошибок.
4. Поочередно читаем предложения с ошибками и определяем, какая именно грамматическая ошибка допущена.
5. Записываем правильный ответ.
Возможно, вам будет интересно посмотреть:
Источник