Статья «Изучение особо охраняемых территорий «
В России создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.
Современный мир стоит у решающей черты, за которой гибель природы и цивилизации или выбор пути предотвращения экологической катастрофы, грозящей всеобщим уничтожением. Необходимо кардинальное изменение этой ситуации, если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности. Международное экологическое движение педагогов признаёт образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением и рекомендует государствам и правительствам рассматривать его в свете глобального экологического кризиса и рекомендаций, содержащихся в документах Международной комиссии по окружающей среде и развитию.
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.
Формирование экологической культуры населения, начало становления падает на первые 7 – 8 лет жизни ребенка. Младший школьный возраст – ответственный период жизни человека, так как именно здесь закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Считается, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
На протяжении нескольких лет, преподавая «Окружающий мир» по программе «Школа России» автор А.А. Плешаков, неоднократно убеждалась, что уровень знания определений экологических понятий и знаний об особо охраняемых территориях, достаточно низок. Каким же образом можно повысить уровень знания определений экологических понятий и знаний об особо охраняемых территориях у учащихся начальных классов? Решила апробировать технологию деятельностного подхода на основе различных форм, методов работы и межпредметных связей.
Мною был разработан комплекс занятий направленный на выявление, апробацию и определение эффективности предлагаемой технологии по изучению младшими школьниками экологических понятий и усвоению знаний об особо охраняемых территориях. Учебный процесс в классе был насыщен экологическим содержанием, содержание уроков было наполнено фактическим материалом, информирующим учащихся о частных проблемах охраны окружающей среды, и в Омской области в том числе. При этом особый акцент делался на ценностный аспект понятий эколого-природоохранного характера. С учетом возраста делался особый упор на понятия, в которых актуализировалась эмоциональная сфера младшего школьника: Красная книга, экология, экологическая безопасность, заповедники и национальные парки (в том числе в Омской области), природоохранная деятельность. Экологические задачи формулировались в контексте жизненного пространства ребенка, что позволило развернуть экологические понятия к миру ребенка. Серия занятий была посвящена проблемам охраны растений и животных Омской области. Ребята читали и обсуждали художественные и научно-популярные тексты о проблемах охраны природы; рисовали агит-листы в защиту с кратким сообщением.
Для изучения экологических понятий были использованы следующие предметы: окружающий мир, литература, русский язык, внеклассное чтение, изобразительное искусство, внеклассные мероприятия. Выбор данных учебных предметов обусловлен их гуманитарной направленностью, которая способствует формированию у учащихся нравственно – эстетического восприятия окружающего мира, развитию ценностных ориентаций, полноценному общению учащихся с природой и грамотному поведению в ней. Уроки гуманитарного цикла служат благодатной почвой для формирования ответственного отношения учащихся к природе, так как они обеспечивают сочетание эмоционального и интеллектуального начал. Все уроки были разработаны и проведены в соответствии с выдвинутыми нами ранее условиями успешного процесса изучения экологических понятий младшими школьниками: учёт возрастных особенностей младших школьников, межпредметные связи, внеклассная работа. Планирование уроков и внеклассных занятий по изучению экологических понятий предложено в таблице.
Источник
Исследовательская работа по теме «Особо охраняемые природные территории России и Хабаровского края»
Цель работы: создать представление о видах ООПТ на территории России и познакомиться с основными заповедниками РФ и Хабаровского края; составить банк данных о заповедниках для подготовки к ОГЭ по географии.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме «Особо охраняемые природные территории России и Хабаровского края»»
МОУ СОШ № 34 г.Комсомольска-на-Амуре
Исследовательская работа
Особо охраняемые природные территории России и Хабаровского края
Выполнили учащиеся 9Б класса
Власова Ирина Анатольевна
Учитель географии и биологии
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- ИСТОРИЯ ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА……………………………… стр 5
- Заповедание на Руси и в царской России……………………… стр. 5
- Заповедники в советское время………………………………… стр. 6
- Заповедование в наше время…………………………………… стр.7
- ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
- Заповедники Хабаровского края……………………………… стр. 11
- Другие виды ООПТ в крае……………………………………… стр. 12
- Привлечь внимание граждан к проблемам экологии.
- Обезопасить существующие экосистемы.
- Сохранить многообразие биологических видов.
- Государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
- Национальные парки;
- Природные парки;
- Заказники;
- Памятники природы;
- Дендрологические парки и ботанические сады;
- Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
- Заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территорий;
- Особо охраняемые, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и ее посещение строго регулируется;
- Познавательного туризма, предназначена для экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
- Рекреационная, предназначена для отдыха, включая любительскую охоту, рыболовство, сбор ягод и грибов,
- Охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
- Зона обслуживания посетителей, предназначена для размещения палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса;
- Хозяйственная зона, обеспечивающая техническое обслуживание национального парка.
- Комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов), всех компонентов окружающей среды;
- Биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначениями для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
- Палеонтологическими, предназначениями для сохранения ископаемых объектов, мест находок останков или окаменелых ископаемых животных и растений;
- Гидрологическими (болотными, озёрными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
- Геологическими, предназначениями для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы (торфяников, месторождение минералов и др. полезных ископаемых, удивительных форм рельефа и т.п.).
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Следует признать, что в России десятилетиями развитие системы ООПТ осуществлялось без реального учета практических интересов регионов, что создавало основу для бесчисленных конфликтов на всем протяжении отечественной истории заповедного дела, связанных главным образом с попытками отторжения природных участков от этих территорий либо вовлечение их в нежелательное хозяйственное использование. В значительной мере причина подобных конфликтов объясняется незнанием и непониманием соответствующими должностными лицами в регионах истинного значения, задач и специфики заповедников и национальных парков как охраняемых природных территорий и, одновременно, природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений. . В итоге, мы увидели, что заповедники играют значительную роль в сохранении биологического разнообразия. Кроме этого, мы изучили историю формирования заповедников России, Дальнего Востока, Хабаровского края, рассмотрели особенности заповедной системы России, а также оценили роль заповедников России в сохранении биоразнообразия. В исследовательской части работы мы провели социологический опрос на предмет знания нашими одноклассниками вопросов видов и количеств ОППТ в России в крае. Полученные результаты показали не очень хорошие знания и поэтому необходимо в этом году, посвящённом экологии и заповедному делу больше уделить внимания на классных часах и 15-минутках, посетить наш «Комсомольский» заповедник, узнать его историю, значение, охраняемые редкие виды живых организмов. Так же мы сделали подборку заданий ОГЭ по географии, связанных с заповедниками страны, что поможет нам при подготовке к экзамену и расширит наши познания. А чтобы было легче работать с поиском заповедников, мы составили таблицы распределения заповедников по экономическим районам России.
Источник
- ИСТОРИЯ ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА……………………………… стр 5