Исследования дошкольниками неживой природы

Экспериментирование как метод знакомства детей с неживой природой

«Логика природы есть самая доступная для детей логика — наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет даёт возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретённых, подводить изученные виды под один род»

Экологическое воспитание и воспитание красотой немыслимы без чувства восхищения природой. Для этого необходимо уметь направить взгляд на красоту, помочь увидеть её, услышать. Очень важно ещё в детстве научиться замечать и видеть красоту, понимать и чувствовать её. Порой для этого нужно всего лишь небольшое усилие – и красота откроется.

Публикация «Экспериментирование как метод знакомства детей с неживой природой» размещена в разделах

Что нас привлекает в красоте природы? Многое. Необыкновенная палитра красок и оттенков, разнообразие форм, линий, их сочетание и взаимодействие, разнообразие запахов… Восхищение красотой природы делает человека лучше. Стремясь воспитывать детей как хранителей природы, педагог должен, прежде всего, помочь им научиться, в раннем детстве испытывать восторг, восхищаться природой. Из этого складываются любовь к жизни и духовное здоровье. В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Педагог закладывает у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У детей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. Именно на этапе дошкольного детства рёбенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первые основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Условия возникновения опыта.

Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Работая с детьми, я обратила внимание на то, что они имеют поверхностные представления о неживой природе. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников.

Читайте также:  Возобновляемые природные ресурсы энергия солнца

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.

Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.

Актуальность и перспективность опыта.

Проблемы экологического воспитания очень остро стоят перед нашим обществом на протяжении нескольких последних десятилетий. Всестороннее развитие детей дошкольного возраста и подготовка их к жизни и обучению в школе является важной частью общей проблемы экологического воспитания в нашей стране. Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу его умственного развития, формирования мировоззрения.

Формирование мышления посредством изучения природы и познания её законов – проблемы, теснейшим образом связанные между собой. Исследование этих вопросов исключительно актуально для современного этапа развития детей дошкольного возраста, для поиска эффективных путей приобщения их к полноценной жизни, формирования у них элементов материалистического мировоззрения, научно обоснованного взгляда на природу, для становления и развития интеллектуальных и нравственных качеств личности детей. Приобретение чувственного опыта и познания объектов окружающей действительности начинается с раннего возраста.

Формирование представлений о неживой природе целесообразно начинать в дошкольном возрасте как наиболее сенситивном к овладению ими в плане подготовки детей к школе. Известно, что дошкольники не имеют достаточного самостоятельного житейского опыта ознакомления с живой и неживой природой, поэтому необходимо разработать специальную систему формирования представлений о неживой природе, о физических свойствах и изменениях физических объектов от внешних воздействий; это приведет к активизации познавательной деятельности дошкольников, развитию их умственной самостоятельности. На основании этих фактов мною был создан педагогический опыт работы под названием «Экспериментирование как метод знакомства детей с неживой природой».

Цель работы состоит в выявлении потенциальных возможностей развития и путей формирования представлений о неживой природе у дошкольников в условиях обучения в детском дошкольном учреждении. Задачами данного опыта являются: изучение особенности представлений о неживой природе, разработка путей и способов эффективного формирования представлений, о физических свойствах и изменениях объектов, ознакомление детей с приборами метеостанции.

Читайте также:  География 8 класс природа население хозяйство контурные карты 8 класс

В процессе работы я применяла следующие методы: теоретический анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по теме изучаемого вопроса; изучение программы обучения и воспитания дошкольников; методы педагогического исследования (беседы, наблюдения). Практическая значимость работы заключается в выявлении роли обучения и формировании представлений о неживой природе; в разработке системы занятий, простых физических опытов, дидактических игр и упражнений с детьми дошкольного возраста, в определении содержания работы по ознакомлению с окружающим.

Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы проходит в несколько этапов: беседа, наблюдение, занятие, опыт. Количество этапов можно регулировать в зависимости от поставленной задачи при ознакомлении детей с тем или иным объектом живой и неживой природы.

Детское экспериментирование сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его воспитанник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т. п. Современные исследователи (Иванова А. И., Куликовская И. Э., Николаева С. Н., Рыжова Н. А., Поддьяков Н. Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Экспериментирование одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Это стимулирует активность и любознательность ребёнка.

Теоретическое обоснование опыта.

Дошкольникам необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы: тёмные тучи, яркие звёзды, разноцветные камушки в аквариуме и т. д. ; разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега; отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и окраску, формы предметов; воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра, шелест листьев, звон весенней капели; различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе (краски, запахи, звуки). Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Поддьякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые дошкольник разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача поддержать и развить интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Я организую работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме дошкольники овладевают экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Читайте также:  Государственный природный парк вепсский лес

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.

Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому, что данная работа вполне предполагает вариативность её использования в связи с конкретными задачами педагога, а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.

Практический материал, представленный в разделе «Приложение» поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести радость и сюрпризы. Для того чтобы повернуть действия маленького исследователя в полезное русло, я использую особый тип игр-занятий, в основе которых лежат действия экспериментирования, подводящие ребёнка к познанию окружающего мира, физическую природу которого малыш будет познавать значительно позже, в школе, а пока только накопление практического опыта под руководством взрослого. В работе с детьми по изучению неживой

природы использую различные формы, методы и приёмы работы: наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки и т. д.

Методы и приёмы работы.

Методы и приёмы работы.

Опыт проблемного характера

Рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки

Источник

Оцените статью