Изучение природы младшими школьниками во внеурочной деятельности как средство экологического воспитания
Е.И.Долян говорит о том, что экологическое воспитание выступает одним из факторов развития гражданско-патриотическогй культуры младших школьников. Осуществлять такое воспитание нужно комплексно, как в урочной, так и внеурочной деятельности.
По мнению Т.А.Бабановой целью экологического воспитания – «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания».
Экологическое воспитание – формирование, у детей, представлений о отношении к миру, экологических связей (человека, живой и неживой природы), значение каждого природного компонента в жизни людей, а так же положительного и отрицательного воздействия человека на эти компоненты.
В настоящее время данная проблема вышла на высокий уровень. Так как младшие школьники перестали воспринимать природу как объект охраны, что является не маловажным фактором экологического воспитания.
Во внеурочной деятельности при изучении природы младшими школьниками создаются условия для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, расширяется кругозор экологических представлений, формируется ответственное отношение к природе, повышается ценность жизни и многое другое, что мы не успеваем дать детям на уроке.
Плюсы внеурочной деятельности:
-нет ограничения по времени;
-есть возможность организовать экологическую и природоохранную деятельность;
-возможность получения практических умений;
-можно использовать игровые и нестандартные формы обучения.
На практике в школе, я провела методику ЭЗОП на 2-х классах.
Методика ЭЗОП направлена на выявление доминирующей установки в отношении к природе. Предлагаю Вам посмотреть на результаты.
Исходя из результатов методики «ЭЗОП», проведенных в разных школах, мы можем сделать вывод, что большее количество учащихся относится к природе как к объекту пользы. Ребята высоко оценивают роль природы в окружающем мире.
Эстетическая установка так же преобладает, но немногим меньше, чем прагматическая. У детей хорошо привита нравственное отношение к окружающему миру. Эмоциональная сфера учеников на высоком уровне.
Недостаточно воспринимается природа с точки зрения получения знаний
( когнитивная установка). Дети не осознают свою роль в решении проблем взаимодействия человека и окружающего мира.
Совсем мало учеников воспринимают природу как объект охраны, что является большим минусом в обучении. Дети не задействованы в различных природоохранный акциях и мероприятиях. Низкий уровень выражения отношения к природе.
Я предлагаю решение данной проблемы на конкретном экологическом материале.
Предлагаю реализовать проект, данный в учебнике, во внеурочной деятельности. Разработала игру по станциям.
Направление: проектная деятельность
Цель: Познакомить детей с проблемами загрязнения природы и путями решения данной проблемы.
-Повторить пройденный материал на уроке
— познакомить с факторами влияющими на загрязнение природы;
-познакомить с путем решения проблемы;
-способствовать развитию умения работать в группе;
— развивать логическое и творческое мышление.
Деление детей на 3 команды:
Каждая команда получает свой маршрутный лист.
Предлагается 5 станций, на каждой станции разные задания на темы, пройденные на уроке. Дети должны собрать конверты, каждая команда за каждую станцию получает конверт цветом своей команды.
Команда жёлтых собирает конверты, в которых будут находиться фотографии.
Команда красных собирает конверты, в которых находится информация о том, каким образом происходит загрязнение природы.
Команда зелёных собирает конверты, в которых находится информация о том. Как избежать загрязнения окружающей среды.
- Отгадайте загадки и напишите ответ
- У кого рога длиннее хвоста? (козлёл)
- Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое (корова)
- С хвостом, а не зверь, с перьями, но не птица (рыба)
- Хвост крючком, нос пяточком (поросенок)
- Не мотор, а шумит, не пилот, а летает, не гадюка, а жалит (пчелы)
- Кто не прядёт не ткёт, а людей одевает? (овцы)
- Явился в жёлтой шубке: Прощайте, две скорлупки (цыплёнок)
- Разгадайте кроссворд
1. Отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением домашних животных.
2. Люди, занимающиеся разведением домашних животных.
ЖИВОТНОВОДСТВО, отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов. Обеспечивает население продуктами питания, легкую промышленность сырьем, дает некоторые корма, лекарственные средства и органическое удобрение — навоз.
Животноводство включает скотоводство, свиноводство, овцеводство, коневодство, верблюдоводство, птицеводство, оленеводство, кролиководство, рыбоводство, пчеловодство, шелководство и др. Животноводство тесно связано с растениеводством.
Заполните левый столбик. Запишите какие животные относятся к профессиям
После того, как учащиеся прошли все станции, детям предлагается вскрыть конверты и сделать стен газету.
Источник
Экологические исследования с младшими школьниками
К сожалению, во многих школах уроки курса «Окружающий мир” ограничиваются стенами классной комнаты и материалами учебника. Дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Это объясняется большим количеством учеников в классах, ограниченным количеством часов, выделяемых на предметы экологической направленности, удаленностью природных объектов от школ и т. п. Решить проблему поможет организация исследовательской работы младших школьников.
Еще одно очень важное условие — необходимость соблюдения основных положений личностно-деятельностного подхода в образовании. В краткой форме его смысл заключается в следующем:
- учащиеся должны быть включены в разнообразную деятельность экологического характера — познавательную, ценностно-ориентировочную, эстетическую, преобразовательную и т. д.;
- каждый учащийся имеет право выбора — того вида деятельности, который наиболее соответствует его способностям, склонностям, интересам, субъективному опыту и т. д.;
- различные виды деятельности являются элементами продуманной и четко спланированной системы, имеющей различные уровни сложности.
Просмотр содержимого документа
«Экологические исследования с младшими школьниками»
Экологические исследования с младшими школьниками
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов, явлений, проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить свои наблюдения, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
К сожалению, во многих школах уроки курса «Окружающий мир” ограничиваются стенами классной комнаты и материалами учебника. Дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Это объясняется большим количеством учеников в классах, ограниченным количеством часов, выделяемых на предметы экологической направленности, удаленностью природных объектов от школ и т. п. Решить проблему поможет организация исследовательской работы младших школьников.
Еще одно очень важное условие — необходимость соблюдения основных положений личностно-деятельностного подхода в образовании. В краткой форме его смысл заключается в следующем:
- учащиеся должны быть включены в разнообразную деятельность экологического характера — познавательную, ценностно-ориентировочную, эстетическую, преобразовательную и т. д.;
- каждый учащийся имеет право выбора — того вида деятельности, который наиболее соответствует его способностям, склонностям, интересам, субъективному опыту и т. д.;
- различные виды деятельности являются элементами продуманной и четко спланированной системы, имеющей различные уровни сложности.
- Что служит основой для исследовательской деятельности младших школьников?
- Что представляет из себя исследовательская деятельность младшего школьника?
- исследовательская работа должна быть краткосрочна;
- исследовательская работа должна способствовать повышению общего культурного уровня учащихся и совершенствования учебных умений и навыков.
- Обучение работе с литературой (библиотечные карточки, конспекты, цитирование, составление алфавитного списка литературы).
- Обучение правилам ведения документации (дневник опыта, выполнение биологического рисунка и т. п.)
- Обучение подготовке реферативных сообщений, энциклопедических справок, рефератов по теме исследования.
- Обучение подготовке тезисов по отчетным материалам и текста доклада.
- Консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель в классе — это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то”. Во время консультирования важно отвечать только на возникающие у учеников вопросы.
- Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности — залог успешной работы над проектом.
- не участвовать ни в одном из предложенных проектов;
- участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
- выйти в любой момент из любого проекта;
- в любой момент начать новый проект.
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор, предусмотреть последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки учителя);
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс и результат проектирования.
- Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, не только является фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.
- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций.
Источник