Истинная природа человеческой души

Истинная природа человека (души, сознания)

Мудрецы передавали знания об истинной природе человека на протяжении тысяч лет, из поколения в поколение, и жизнь многих людей, воспринявших это знание, изменилась – естественно, в лучшую сторону. Возможно, пришло и ваше время.

В то, что написано ниже, не нужно слепо верить, но и не следует сходу отвергать, можно просто прочитать, исследовать и сделать свои выводы.

Исследование природы человека

Занимаясь самоисследованием и самопознанием, многие достигают ясного сознавания, что не являются телом. Это происходит в медитациях, молитвах, при чтении мантр, а иногда даже и в обычной деятельности, никак не связанной ни с какой духовной практикой. Это явление называется «разотождествление» — исчезает чувство тождественности «я есть тело», что, как правило, сопровождается чувством громадного облегчения, счастья, свободы, радости и других подобных эмоций. Все, кто пережил такой опыт (или опыт отделения от тела, например во время клинической смерти) ясно поняли, что телом не являются.

Физики тоже это знают: чтобы что-то воспринимать, нужно быть чем-то другим (отдельным от воспринимаемого), поэтому, если вы воспринимаете собственное тело, то, соответственно, вы являетесь чем-то отличным от него. Само по себе аналитическое понимание этого (и даже допущение) – уже хорошо, хотя оно не заменяет понимания, основанного на собственном опыте разотождествления с телом.

Так чем же я являюсь? Умом? А что такое ум? Это набор мыслей, возникающих в какой-то последовательности и закономерности, что часто называют словом «мышление». Ум состоит из мыслей; и когда нет мыслей, вы не можете утверждать, что ум существует – он существует только тогда, когда есть мысли. Ведь для того, чтобы сказать, что ум существует – должна возникнуть мысль, что он существует.

После разотождествления с телом, следует разотождествление с умом, потому что человек в конце концов приходит к осознанию, что раз он наблюдает ум (то есть мысли), значит, он является чем-то отличным от ума. Ведь если бы не было этой двойственности «наблюдающий и наблюдаемое», то не было бы и процесса наблюдения, то есть, не было бы осознавания тех же мыслей.

Итак, я наблюдаю и тело, и ум, следовательно, не являюсь ни телом, ни умом. Кто же я?

На этот вопрос человек может ответить – «я дух» (или душа), что вполне логично и привычно – все знакомы с этими терминами. Но что такое этот дух или душа? У тех, кто пошел дальше, интересуясь истинной природой самого себя, самоисследование продолжается.

Читайте также:  Волосы разного цвета от природы

В уме каждого человека содержится индивидуальный набор представлений о том, что такое дух или душа, и в процессе дальнейшего самоисследования эти представления, один за другим, подвергаются тщательному анализу. И каждое из них рано или поздно отбрасывается ввиду их несостоятельности. Потому что, как бы человек ни определил себя, какие бы характеристики себе ни приписал, если он наблюдает их (осознает эти характеристики), значит, он уже автоматически не является этим.

Так человек получает глубокое прозрение, что не является ничем материальным, ничем, что можно определить, как какой-то конкретный объект, имеющий какие-либо привычные уму характеристики.

Одни называют это сознанием или осознанностью, другие – пустотой или наблюдателем, третьи – разумностью, и т.д. Все эти названия – просто ярлыки, которые нужны лишь для того, чтобы указать на нематериальную природу человека. Эту природу нельзя правильно описать словами, потому что любое описание основано на словах, а природа человека находится вне слов, вне ума, вне ярлыков. Природа человека первичнее человеческого ума – если бы не было этой природы (сознания), где и как мог бы возникнуть ум, кто бы его осознавал?

Чтобы было осознавание, должно быть сознание, которое будет осознавать, и которое можно назвать душой, духом, или как-либо еще – кому как больше нравится.

И все же это сознание (или душу) можно описать — в терминах отрицания.

Истинная природа души

— душа не является объектом материального мира, она нематериальна,

— душа (сознание) не рождается и не умирает, но может отождествляться с телом и умом, которое рождается и умирает,

— душа невидима, неизменна и непостижима (ее нельзя измерить, изменить или постичь),

— так как душа не является чем-то материальным, то, соответственно, она не подвержена каким-либо материальным воздействиям — ее нельзя убить, разрушить или как-то ей повредить. Но душа отождествляется с телом, поэтому она может воспринимать все, что связано с телом, включая его рождение, старение и смерть. То же самое относится к уму, мыслям и эмоциям – душа все это воспринимает. Однако, переживание рождения тела не делает душу рождающейся, переживание болезней тела не делает душу болеющей, переживание старения не делает душу стареющей, и переживание смерти тела не делает душу умирающей. После смерти тела отождествление с телом исчезают, но душа не перестает существовать. Это похоже на сбрасывание одежды, которая настолько износилась, что перестала выполнять необходимые функции,

— душа не думает, она воспринимает думание, но если есть отождествление с умом, тогда душа чувствует себя думающей, что отнюдь не делает ее таковой на самом деле,

Читайте также:  Загадки природных явлений 3 класс

— душа ничего не делает в этом мире, она воспринимает деятельность тела, но если она отождествлена с телом, у нее будет переживание, будто делает она, что на самом деле не соответствует действительности,

— единственная «функция» души – воспринимать деятельность ума, тела и всего остального, что воспринимается посредством ума и тела.

Таким образом, мы выходим за рамки материальных представлений о природе человека, сталкиваясь с необъяснимым, а также — с бесконечными попытками описать это необъяснимое. Попытки описать истинную природу человека встречаются в священных писаниях всех религий, в различных философиях и духовных практиках.

Те, кто познал себя, осознал свою истинную природу, не обязательно принадлежит какой-то религии, чему есть множество свидетельств прошлого и настоящего, однако священные тексты и слова мудрецов, безусловно, способствуют самоисследованию и самопознанию.

В этой статье освещены только некоторые важные моменты. Если вы всерьез интересуетесь истинной природой души, читайте также и другие статьи, занимайтесь самоисследованием и самопознанием.

Копируя и распространяя авторские статьи сайта Эзотерика, указывайте ссылку на главную страницу https://esoteric-land.ucoz.ru/ или на страницу-источник.

  • Упражнение на самопознание – простой метод самопознания в медитации
  • Медитация в городе и на природе
  • Истинная природа души, видео
  • Желание господствовать, борьба за выживание и самопознание
  • Опыт клинической смерти
  • Резонанс как ключ к пониманию себя
  • Ценность времени – духовная и материальная
  • Как ум создает нашу жизнь
  • Если умер близкий человек, что делать
  • Счастье зависит от чистоты сознания, тела и ума
  • Истинное учение Иисуса Христа о Царстве Бога

Источник

Душа человека

Человеческая душа, как любое создание Божие, прекрасна. Наделенная от Бога властью управлять телом, она имеет разнообразные свойства и способности, которые отличают человека от животных и делают его самым удивительным созданием Божиим. К сожалению, душа, как и тело, может болеть. Болезни, которые поражают душу, называются страстями. О том, как устроена душа, чем она болеет и как исцеляется, рассказывается в этой книге.

Оглавление

В теле человека сосредоточено все, что есть лучшего и совершеннейшего в составе видимого мира, так что оно поистине есть малый мир в великом мире Божием. Но тело с его органами составляет только внешнюю, видимую сторону состава человеческого, невидимую же и духовную сторону составляет душа — существо, совершенно отличное от тела, возвышающееся над ним и над всей видимой природой своими совершенствами и преимуществами. Она есть дыхание Божие и имеет природу не земную, а премирную, небесную. Она есть высшая и превосходнейшая часть человека.

Читайте также:  Бывает ли фиолетовый цвет глаз от природы

Богообразная душа — существо простое, бестелесное, разумное, свободное, животворное. Как простое существо, она неделима, как бестелесное — невидима, как животворное — бессмертна. Преподобный Иоанн Дамаскин дает такое определение душе: «Душа — сущность живая, простая, бестелесная, по своей природе невидимая для телесных очей, бессмертная, мыслящая и разумная, не имеющая определенной формы — пользуется органическим телом и дает ему жизнь, и возрастание, и чувство, и силу рождения. Душа свободна, имеет способность хотения и деятельности; она изменчива в отношении воли. Все это душа получила от благодати Творца, от благодати Которого получила и бытие, и особый вид природы».

Итак, душа имеет «особый вид природы». Какова же природа души? «Душа есть существо умносозерцаемое, — говорит святитель Григорий Богослов, — вечно пребывающее, образ и дыхание Всемогущего Бога, частица Божественного (конечно, не в собственном значении сего слова), струя невидимого Божества и бесконечного света. Божественный и неугасимый свет, заключенный в пещере (в теле), однако Божественный и неугасимый». Значит, душа, как дуновение, исшедшее из уст Божиих при сотворении человека, несет на себе отпечаток Божества и предназначена для пребывания в ней Бога. Именно это делает ее драгоценностью, самой прекрасной во всем сотворенном мире.

Животные также имеют души, но они кардинально отличаются от человеческих душ. По словам святителя Иоанна Златоуста, принципиальная разница между ними заключается в том, что у людей душа разумная, а у животных чувствующая. Вообще, по классификации преподобного Антония Великого, все живые существа разделены на четыре вида: одни из них бессмертны и воодушевлены — каковы Ангелы, другие имеют ум, дух, душу, тело и дыхание — каковы люди, иные имеют дыхание и душу — каковы животные, а иные только жизнь — каковы растения, в которых жизнь без души, без дыхания, без ума и бессмертия.

Естество человеческой души подобно ангельскому естеству, однако оно имеет от него очень важное отличие, которое заключается в том, что душа соединена с перстным телом и своей деятельностью должна оживотворять его. «Человек — это самое сложное и самое разнообразное существо, — говорит святитель Григорий Богослов, — душа у него от Бога, Божественная, и имеет небесное благородство, а тело — из праха земного; что Бог для души, то душа для тела, соединяя его и управляя им». Именно это предназначение, данное душе, делает ее, по словам преподобного Симеона Нового Богослова, «лучше и выше всего мира».

Источник

Оцените статью