Изменение природы хозяйственной деятельностью человека африка

Использование человеком природных богатств Африки. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности.

Тема. Использование человеком природных богатств Африки.

Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности.

Учебные цели пресс-конференции:

1. Развитие познавательного интереса к предмету. Обогащение новыми знаниями.

2. Развитие умения находить нужный материал, выбирать главное.

3. Воспитание чувства ответственности. Формирование умения выступать перед аудиторией, защищать свою точку зрения.

4. Формирование представлений о профессиях, связанных с науками географического цикла.

Участники пресс-конференции:

Эксперты-специалисты различных областей знаний: геоморфолог, климатолог, гидролог, биолог, этнограф; руководитель экспедиции; корреспонденты от различных газет и журналов.

Оборудование: физическая карта Африки, фотографии, фрагменты видеофильмов, книжная выставка, значки национальных парков, изделия африканских народных промыслов, таблички с названиями экспертов.

Сюжет пресс-конференции:

Экспедиция отечественных специалистов была направлена в Африку с целью изучения вопроса использования человеком природных богатств материка и выяснения изменений, происходящих в природе под влиянием хозяйственной деятельности.

Для подведения итогов экспедиции эксперты и корреспонденты различных географических изданий приглашаются в зал географического общества, т. е. в кабинет географии, на пресс-конференцию.

За несколько уроков до изучения темы информирую ребят о проведении урока в форме пресс-конференции. Объясняю её сюжет, функции участников и предлагаю приступить к сбору материала.

Перед изучением природных зон ученики определяются в выборе формы своего участия в пресс-конференции. На консультации они получают конкретное домашнее задание: повторить, углубить и расширить, используя дополнительный материал, свои специальные знания. Каждому корреспонденту составить для каждого участника экспедиции по три вопроса.

Проведение пресс-конференции

Кабинет географии заранее подготавливаю к уроку. На доску вывешиваются необходимые карты, стенды. Эксперты занимают места за столами перед доской. Корреспонденты располагаются напротив. Ведущий (учитель) приветствует участников пресс-конференции, знакомит обе стороны и предлагает корреспондентам задавать свои вопросы.

Примерные вопросы экспертам

Руководителю экспедиции

1. Как происходило освоение природы материка Африка человеком?

2. Каким образом Африка пытается преодолеть отставание в своем развитии от стран Европы и Северной Америки?

3.Какие природные объекты и культурно-исторические достопримечательности можно представить как визитную карточку Африки?

1. Известно, что одним из богатств Африки являются разнообразные полезные ископаемые. Что вы знаете об освоении месторождения Африки?

1. Известно, что 30% территории Африки засушливые области, занятые пустынями, ещё 30% время от времени подвергаются засухам, а приэкваториальные районы наоборот страдают от переизбытка влаги. Что в связи с этим, вы можете сообщить о развитии земледелия в Африке?

1.Насколько реки Африки пригодны для хозяйственного использования?

2. Существуют ли другие источники водоснабжения засушливых территорий?

3. Какие проекты обводнения Сахары вам известны?

1. Что вам известно о Красной книге Африки?

Читайте также:  Дайте оценку движущим силам формирующим природные экосистемы

2. Уточните, пожалуйста, над какими животными Африки нависла в последнее время угроза уничтожения?

3. Расскажите, пожалуйста, о ценных сортах экваториальной Африки на мировой рынок?

1. Как человек влияет на природные зоны материка? Какие из них более всего испытывают на себе это влияние?

2. Какие же неразумные действия человека приводят к расширению пустыни?

3. Какие меры принимаются в разных странах Африки для охраны природы?

Подведение итогов пресс-конференции

Заключительное слово ведущего (учителя). Учащимся, выполнявшим роль корреспондентов, рекомендуется подготовить материал (статьи, заметки, интервью) для школьной географической газеты.

Источник

§ 29. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки Африки

Влияние человека на природу. Еще в XIX в. Африку представляли как материк девственной природы. Однако уже тогда природа Африки была значительно изменена человеком. Сократилась площадь лесов, которые веками раскорчевывались и выжигались под пашни и пастбища. Особенно большой ущерб природе Африки был нанесен европейскими колонизаторами. Охота, проводимая ради наживы, а часто — спортивного интереса, привела к массовому истреблению животных.

Многие животные полностью уничтожены (например, некоторые виды антилоп, зебр), а количество других (слонов, носорогов, горилл и др.) сильно сократилось. Европейцы вывозили дорогостоящую древесину в свои страны. Поэтому в ряде государств (в Нигерии и др.) возникла опасность полного исчезновения лесов. Территории на месте сведенных лесов занимали под плантации какао, масличной пальмы, арахиса и т. д. Так на месте экваториальных и переменно-влажных лесов образовались саванны (рис. 59). Значительно изменена природа и первичных саванн. Здесь находятся громадные площади распаханных земель и пастбищ.

В связи с неправильным ведением сельского хозяйства (выжигание, чрезмерные выпасы скота, а также вырубка деревьев и кустарников) на протяжении многих веков саванны уступают место пустыням. Только за последние полвека Сахара значительно продвинулась на юг и увеличила свою площадь на 650 тыс. км 2 . Потеря сельскохозяйственных земель приводит к гибели скота и посевов, к голоду людей.

Для спасения саванн от наступления пустынь создается широкая лесная полоса в Сахаре длиной 1500 км, которая заслонит земледельческие территории от сухих ветров пустыни. Имеется несколько проектов обводнения Сахары. Большие изменения природных комплексов произошли в связи с разработкой полезных ископаемых и развитием промышленности.

Рис. 59. Границы природных зон Африки: А — в прошлом, Б — современные. По картам определите, как изменяется площадь каждой природной зоны Африки. Какие зоны пострадали сильнее?

Стихийные бедствия. Стихийные природные явления (землетрясения, засухи, наводнения, ураганы и др.) могут приносить огромные бедствия населению. Одно из самых губительных стихийных бедствий Африки — периодически повторяющиеся засухи. Особенно это сказывается на населении саванн, прилегающих к Сахаре. В результате засух гибнут люди, скот и другие живые организмы. Причиной усугубления засух является вырубка кустарников, деревьев, а также чрезмерный выпас скота.

Читайте также:  Где найти природные магниты

Некоторые страны терпят бедствия от наводнений, болезней растений, нашествия саранчи, которая за несколько часов может уничтожить весь урожай полей или плантаций.

Заповедники и национальные парки. В настоящее время человечество все отчетливее понимает необходимость охраны природы на Земле. С этой целью на всех материках организуются заповедники (территории, на которых сохраняются в естественном состоянии природные комплексы) и национальные парки. В заповедниках разрешается находиться только людям, ведущим исследовательскую работу. Национальные парки, в отличие от заповедников, могут посещать туристы, которые обязаны соблюдать установленные там правила. Во многих африканских странах охране диких животных и наиболее интересных природных комплексов (лесов, саванн, вулканических районов и т. д.) придается большое значение. Заповедники и национальные парки на материке занимают большие площади. Особенно их много в Южной и Восточной Африке. Ряд из них пользуется мировой известностью, например национальные парки Серенгети, Крюгера. Благодаря принятым мерам численность многих животных теперь восстановлена.

  1. Почему важно знать географическое положение материка? Каковы особенности географического положения Африки?
  2. Назовите исследователей Африки и укажите, какова роль каждого из них в изучении материка.
  3. Почему в Африке преобладают равнины?
  4. Каковы особенности природы (рельефа, климата, рек, природных зон) Африки?
  5. Почему в Африке хорошо прослеживается широтная зональность? В чем она проявляется?
  6. На основе анализа карт укажите, какая связь существует между климатическими областями и природными зонами.
  7. На карте Африки найдите заповедники и национальные парки, укажите, в каких природных зонах они расположены и как называются наиболее крупные из них.
  8. Какие, по вашему мнению, следует провести мероприятия в Африке, чтобы уменьшить стихийные бедствия, вызываемые засухами?
  9. Какие изменения произошли в природе Африки в связи с хозяйственной деятельностью человека?

Источник

ГДЗ по географии 7 класс Коринская | Страница 129

География 7 класс Коринская, Душина, Щенев Дрофа

Знать географическое положение материка необходимо для формирования понимания природных процессов, которые определяют облик материка. Так как от географического положения зависят климатические условия местности, откуда вытекают природные зоны, растительность и прочие элементы природы материка. Особенности географического положения Африки – расположение между Южным и Северным тропиком, а также пересечение практически по центру материка экватором, соседство с Евразией.

2. Назовите исследователей Африки и укажите, какова роль каждого из них в изучении материка.

Васко да Гама – первым обогнул Южную Африку, определены очертания материка на юге. Д. Ливингстон – исследования реки Замбези, открытие водопада Виктория, описание верховий реки Конго, озера Ньяса. В.В. Юнкер – описание природы и населения центральной и Восточной Африки. Н.И. Вавилов – описание 6000 образцов культурных растений, установление родины сортов пшеницы.

3. Почему в Африке преобладают равнины?

В Африке преобладают равнины, так как материк располагается на древней платформе, которая расположена практически в центре литосферной плиты. Кроме того, все горные системы, существовавшие много миллионов лет назад, были разрушены процессами выветривания.

Читайте также:  Живая природа нашего края

4. Каковы особенности природы (рельефа, климата, рек, природных зон) Африки?

Особенности рельефа – преобладание высоких равнин, наличие зоны Великих Африканских разломов, на территории материка есть несколько крупных котловин. Особенности климата – Африка является самым жарким материком на планете, климат отдельных территорий материка сильно зависит от океанических течений. Особенности рек – множество крупных рек и речных бассейнов, но они расположены крайне неравномерно, многие реки полноводны, так как их бассейн находится одновременно и в Южном и в Северном полушариях. Особенности природных зон – на материке хорошо прослеживается широтная зональность, на материке расположена самая крупная в мире природная зона тропических пустынь.

5*. Почему в Африке хорошо прослеживается широтная зональность? В чём она проявляется?

В Африке хорошо прослеживается широтная зональность, так как материк значительно вытянут с севера на юг. Кроме того, материк равнинный и горные системы не искажают проявление широтной зональности.

6. На основе анализа карт укажите, какая связь существует между климатическими областями и природными зонами.

Климатические области определяют природные зоны на территории. Так как климатические области отличаются условиями увлажнения территорий в одном климатическом поясе возможно формирование различных природных зон в зависимости от климатической области.

7. На карте Африки найдите заповедники и национальные парки, укажите, в каких природных зонах они расположены и как называются наиболее крупные из них.

Заповедники и национальные парки расположены во всех природных зонах материка, кроме зоны степей. Влажные экваториальные леса (нац. парк «Салонга», зап. «Окапи»), переменно-влажные в том числе муссонные леса (зап. «Маунт-Нимба», нац. парк «Серенгети»), саванны и редколесья (нац. парк «Баминги-Бангоран, нац. парк «Джоудж»), пустыни и полупустыни (нац. парк «Тассили Адджер», нац. парк «Скелетов»), жестколистные вечнозеленые леса и кустарники (нац. парк «Ашкёль»).

8*. Какие, по вашему мнению, мероприятия следует провести в Африке, чтобы уменьшить последствия бедствий, вызываемых засухами?

По моему мнению, для уменьшения последствий засух в Африке, необходимо провести высадку устойчивых к жаркому и сухому климату растений. Также возможно строительство небольших оросительных каналов или скважин для увлажнения территории и формирование прудов с водой из скважин.

9. Какие изменения произошли в природе Африки в связи с хозяйственной деятельностью человека?

В связи с хозяйственной деятельностью человека в природе материка произошли значительные изменения, прежде всего к этому относится изменение площадей природных зон, в особенности стоит отметить, рост территории тропический пустынь и полупустынь, сокращение площадей экваториальных лесов.

10. Специалисты каких отраслей географии до сих пор изучают природу Африки?

Африку до сих пор изучают специалисты отраслей географии: геоэкология, геология, геоморфология, метеорология, почвоведение.

Источник

Оцените статью