Конспект урока ИЗО на тему «Изображение природы в разных состояниях» (2 класс)
Задачи: укрепление межпредметных связей (литература, музыка); учить умению строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы; формирование чувства неразрывной связи человека с природой, развитие творческого воображения, восприятия мира; рассказ о творчестве выдающихся российских художников второй половины XIX века (И. Шишкин, И. Левитан и другие), традициях реализма, реалистической школы живописи; освоение художественных материалов; совершенствование изобразительных навыков, образного представления, зрительной памяти, глазомера; воспитание аккуратности.
Планируемые результаты:
Предметные умения Умение изображать настроение в природе живописными материалами.
Знать колористические особенности работы с гуашью.
Умение использовать изобразительные средства выразительности цвета и мазка в живописном изображении.
Метапредметные УУД Личностные: иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности.
Регулятивные: осознание учебной задачи урока; обобщение собственных представлений; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
Познавательные: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; оценивать коллективный результат и ответственность за свое участие в нем; вступать в речевое общение.
Основное содержание темы, термины, понятия Понятие “мазок”. Разнообразие мазков в изобразительном искусстве. Изобразительные возможности цвета и мазка. Способы создания изображения при помощи различных мазков. Колористические возможности цвета при передачи настроения в изображении.
Социальные: ориентировка в социуме, анализ и сопоставление личного опыта.
Оборудование урока: для учащихся — стеклянная банка, гуашь, пороллоновая губка, банка с водой, кисти, тряпка, листы с схемой пейзажа, презентация
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Все, что делают Мастера Изображения, Украшения и Постройки (братья художники), — все обращено к душе человека, все говорит о человеческих чувствах. Не только люди и звери, но и сама природа имеет всегда свой характер и свое настроение, которое художник стремится увидеть, понять, выразить. Пейзаж может быть для нас грозным, радостным, спокойным, грустным, бурным и нежным. Особенно удобно это увидеть на примере цветовых решений при изображении моря(сравним репродукции).
Я карандаш с бумагой взял,
Чтоб на рисунке вышел гром
Как будто ветер вдруг подул –
— Ребята, давайте вспомним времена года и состояние природы в каждом времени года. А также посмотрим на репродукции картин в книгах или выставленных в классе.
— Какая погода бывает осенью? Какие цвета преобладают в это время года? Это «теплые» или «холодные» цвета?
— А какие цвета преобладают в зимнем пейзаже? Это «теплые» или «холодные» цвета?
— Какие изменения происходят в природе в марте, апреле, мае? Каких цветовых сочетаний больше в каждом месяце весны?
— А какие краски, цветовые сочетания преобладают в летнем пейзаже?
— Какое время года тебе ближе и почему?
Многие художники стремились показать природу в разное время суток, передать настроение утра, вечера, ночи. Посмотрим, к примеру, на репродукции картин. (Учитель, показывая репродукцию или картину, называет вслух автора, кратко рассказывает о творчестве художника, о картине.)
Настроение природы в картине и свое настроение можно передать по-разному, например, с помощью цвета.
— Вы помните, как можно превратить цвет в нежный, тревожный, тихий? В этом помогают белая, черная и серая краски.
Настроение в картине во многом зависит и от того, как художник положил краску на бумагу или холст. Краска может ложиться густыми, выпуклыми бугорками или ровно, гладко. И тогда можно рассмотреть форму мазков. Они могут быть похожи и на точки, полосочки, волны, запятые (П. Синьяк «Марсельский порт», К. Моне «Скалы в Бель-Иль»).
Красоту природы, ее состояний в разное время года и дня с любовью и мастерством передают русские пейзажисты XIX-XX вв. Когда внимательно смотришь на эти изумительные по красоте полотна, возникает ощущение, что ты это видел уже, что ты находился рядом с художником и чувствовал то, что стремился передать живописец. Реалистический пейзаж правдиво передает характер местности и выражает эмоциональное отношение человека к природе. Русские художникиXIX-XX вв. славились своей реалистической школой. Тревожное настроение в природе перед грозой и ливнем, во время дождя или, наоборот, покой, умиротворение после грозы мастерски, со знанием различных состояний природы переданы в следующих картинах художников (показ имеющихся репродукций).
— Какие цвета преобладают в пейзажах художников?
— Объясните, почему в картинах разное время суток так различается по цветовому решению? Что изменяет цвет всего, что окружает нас в природе? (Освещение.)
III. Работа над заданием.
Сегодня у нас необычное занятие. Будем рисовать по стеклу.
Кто знает, как называется вид искусства, где используются разноцветные стекла?
Учитель рисует на банке расположение элементов композиции, объясняет действия примерно так:
1)Предлагаю нарисовать зимний пейзаж. Закрепляем скотчем схему пейзажа на внутренней стороне баночки. Делим горизонтальной линией поверхность баночки, примерно пополам. Это линия горизонта. Она может быть прямой, а может быть волнистой — изображать холмы. При помощи губки примакивающими движениями наносим белую краску. Кисточкой прорисовываем снеговика, домик, деревья. Используем технику «набрызг» для придания эффекта летящего снега. Дорисовываем детали, работа готова.
А если я хочу изобразить весну, то какие цвета мне использовать? Правильно: розовый, белый, голубой, желто-зеленый. Также, как снег в зимнем пейзаже, наносим «облако» цветущего дерева, свежую молодую травку, прорисовываем детали.
Если кто то хочет изобразить природу в каком либо состоянии, то обязательно продумайте цветовые сочетания и композиционные акценты.
Самостоятельная работа учащихся.
Изобразить контрастные состояния природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.) индивидуально, с помощью подбора цветовой гаммы.
Дополнительное задание может быть дано на разные состояния природы: «Страшная буря», «Грустный вечер», «Светлые дожди», «Солнечное лето», «Утренний дождь весной», «Ураган»,
Прочти композиционные схемы пейзажей
Если ребята были внимательны на прогулках, то они наверняка заметили, что стволы деревьев по-особому нежны, что их никак нельзя изображать грубыми, жесткими цветами (черным, темно-коричневым). Для сравнения — смотрим в окно на деревья. Поможет всем цветам стать нежными, певучими белая гуашь или краска, разбавленная большим количеством воды. А черная — для «утяжеления» цвета, большей его мрачности и напряженности.
Подбери цветовую гамму к картинам, которые ты видишь в учебнике. Помни об изменении цвета по мере приближения к горизонту.
— Теперь попробуйте сами получить возможные оттенки цвета снега (ведь в природе он только неопытному глазу кажется белым). Для этого добавьте белила в яркие краски. Полученные цвета используйте, рисуя свой зимний пейзаж.
Экспресс-просмотр выполненных работ. Требования к работам:
— компоновка в листе, пропорциональность, соразмерность, соответствие;
— колорит, живописность в образном решении работы, владение материалом, аккуратность исполнения;
— проработка, завершенность, общая выразительность, обобщение работы;
— наличие названия работы (на обороте рисунка, карандашом). Уборка рабочих мест.
Рефлексия. Мне очень понравились ваши работы, а как вы оцениваете свой результат? Похлопайте в ладошки, кто доволен своей работой.
Домашнее задание: найти в иллюстрациях к детским книжкам изображения разных настроений в природе.
Источник
План-конспект урока «Изображение природы в различных состояниях»
Цель: Научить изображать разную по характеру природу; совершенствовать навыки работы гуашевыми красками; развивать чувство цвета; Развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус.
Планируемые результаты:
· овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий ;
· умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности ;
· владеют навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках .
· приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
· овладевают художественным (эстетическим) вкусом;
· проявляют художественный вкус, воображение, фантазию;
· используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
w Для учащихся: гуашь, лист бумаги, палитра, кисть, салфетки, стакан с водой;
w Для учителя: гуашь, кисть, бумага, стакан с водой.
Тип урока: урок-упражнение
1. Организационный момент
— здравствуйте, ребята! Тихонько садитесь.
2. Актуализация опорных знаний
Вспомните, какая тема у вас была на прошлом уроке? Что нового вы узнали, чему научились? К.Л.П.
3. Изучение нового материала
— Ребята, скажите, от чего зависит настроение человека?
— А как настроение человека изменяется? Приведите примеры.
— А как вы думаете, есть ли настроение у животных?
— Как изменяется настроение у животных? Р.П.
— А каким образом мы можем понять, как выражают состояние человека или животных на картинах?
— Правильно, по позе, мимике, жестам, используемой цветовой гамме.
— Ребята, если настроение есть у людей и у животных, может ли оно быть у природы?
— Посмотрите на репродукции картин Ивана Константиновича Айвазовского, выдающегося художника – мариниста.
— Ребята, а вы знаете, кого называют маринистами?
— Маринист — это художник, изображающий морские виды, жизнь моря.
— Итак, вы внимательно рассмотрели репродукции картин, скажите, пожалуйста, какие настроения передал художник на этих картинах?
— Если море спокойное, то какое настроение будет у человека? (Радостное, веселое).
— А если море бурное, тревожное, то какое настроение будет у человека? (Грустное, печальное).
Ребята, сейчас вы посмотрите отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке.»
— Вы просмотрели фрагмент сказки, а теперь ответьте мне на вопросы.
— Как изображено море? Какое оно? (Спокойное, во второй части бурное).
-Какие цвета использовались при изображении моря? (Синий, голубой цвет).
— Сегодня наша с вами задача изобразить природу в различных её состояниях.
— Итак, скажите, что мы будем изображать? (Море). Л.П.Р.
— Как вы думаете, какое море мы будем рисовать? (Спокойное и бурное).
— Как вы думаете, меняется ли состояние моря в нашей сказке?
— От чего зависит это изменение (по сказке)?
— Так есть ли у моря настроение? (Состояние моря меняется, настроение у моря есть, море слегка разыгралось, помутилось синее море, неспокойно синее море, почернело синее море, на море черная буря)
— А как изображено бурное море?
— Какие цвета использовались? ( Коричневый, синий, фиолетовый)
— Как изображено небо? (Серое, мрачное)
— Посмотрите на ваши рабочие места, у вас лежат 2 альбомных листа.
Сейчас, мы изобразим спокойное море. Р.П.
— Возьмите в руку кисточку и рисуем линию горизонта и нарисуем небо. Верхнюю часть изобразим светло-синим цветом. Чтобы небо получилось равномерно закрашенным необходимо брать чуть больше воды.
— Следующим этапом нарисуем облака, каким цветом мы их изобразим? (Используем белую краску).
— При прорисовывании облаков берем больше краски, меньше воды.
— Облака имеют незначительный сероватый оттенок. Как его получить? (Смешиванием красок).
— Цвет неба делаем понежнее, добавляя белого цвета.
— Солнышко прорисуем, используя несколько смешанных оттенков (Желтый, красный).
— Цвет моря рисуем, синим, светло – зелёным, смешивая с белой краской.
— Море рисуем к себе бледнее, к линии горизонта потемнее.
Вот у нас готов рисунок спокойного моря.
— А теперь, приступаем к рисованию бурного моря.
— Для этого возьмем второй лист.
— Скажите, не приступив к рисованию, можно ли уже сказать, что настроения моря изменилось?
— Посмотрите на иллюстрацию из сказки А.С. Пушкина « Сказка о Царе Салтане».
— Посмотрите, какое море изображено? (Бурное).
— Мы рисуем море бурное. Скажите, а цвет неба изменится?
— Рисуем небо серым, с желтоватым оттенком.
— Прорисовываем линию горизонта, обратите внимание, она отличается от предыдущей? (Да. Волнистая, неровная).
— Море у нас будет бурное, темно-синее, с фиолетовым, зеленым оттенком.
— Гребни изобразим более насыщенным фиолетовым оттенком. На гребнях есть пена, давайте её изобразим светло-серым цветом.
4. Закрепление изученного материала
-А теперь нарисуйте море спокойное и бурное по своему. Начинаем работать.
На доске – выставка ваших работ. Я очень рада, что у вас получились такие красивые работы, вы работали аккуратно.
Вам понравился урок? Л.К.
Источник