Изображение природы урок изо

Конспект урока ИЗО на тему «Изображение природы в разных состояниях» (2 класс)

Задачи: укрепление межпредметных связей (литература, музыка); учить умению строить пейзажное пространство с учетом знаний элемен­тов перспективы; формирование чувства неразрывной связи чело­века с природой, развитие творческого воображения, восприятия мира; рассказ о творчестве выдающихся российских художников второй половины XIX века (И. Шишкин, И. Левитан и другие), традициях реализма, реалистической школы живописи; освоение художественных материалов; совершенствование изобразительных навыков, образного представления, зрительной памяти, глазомера; воспитание аккуратности.

Планируемые результаты:

Предметные умения Умение изображать настроение в природе живописными материалами.

Знать колористические особенности работы с гуашью.

Умение использовать изобразительные средства выразительности цвета и мазка в живописном изображении.

Метапредметные УУД Личностные: иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности.

Регулятивные: осознание учебной задачи урока; обобщение собственных представлений; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Познавательные: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; оценивать коллективный результат и ответственность за свое участие в нем; вступать в речевое общение.

Основное содержание темы, термины, понятия Понятие “мазок”. Разнообразие мазков в изобразительном искусстве. Изобразительные возможности цвета и мазка. Способы создания изображения при помощи различных мазков. Колористические возможности цвета при передачи настроения в изображении.

Социальные: ориентировка в социуме, анализ и сопоставление личного опыта.

Оборудование урока: для учащихся — стеклянная банка, гуашь, пороллоновая губка, банка с водой, кисти, тряп­ка, листы с схемой пейзажа, презентация

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Все, что делают Мастера Изображения, Украшения и Построй­ки (братья художники), — все обращено к душе человека, все гово­рит о человеческих чувствах. Не только люди и звери, но и сама природа имеет всегда свой характер и свое настроение, которое художник стремится увидеть, понять, выразить. Пейзаж может быть для нас грозным, радостным, спокойным, грустным, бурным и нежным. Особенно удобно это увидеть на примере цветовых ре­шений при изображении моря(сравним репродукции).

Я карандаш с бумагой взял,

Чтоб на рисунке вышел гром

Как будто ветер вдруг подул –

— Ребята, давайте вспомним времена года и состояние природы в каждом времени года. А также посмотрим на репродукции картин в книгах или выставленных в классе.

— Какая погода бывает осенью? Какие цвета преобладают в это время года? Это «теплые» или «холодные» цвета?

— А какие цвета преобладают в зимнем пейзаже? Это «теплые» или «холодные» цвета?

— Какие изменения происходят в природе в марте, апреле, мае? Каких цветовых сочетаний больше в каждом месяце весны?

— А какие краски, цветовые сочетания преобладают в летнем пейзаже?

— Какое время года тебе ближе и почему?

Многие художники стремились показать природу в разное вре­мя суток, передать настроение утра, вечера, ночи. Посмотрим, к примеру, на репродукции картин. (Учитель, показывая репродук­цию или картину, называет вслух автора, кратко рассказывает о творчестве художника, о картине.)

Читайте также:  Изменение классификации природных ресурсов

Настроение природы в картине и свое настроение можно пере­дать по-разному, например, с помощью цвета.

— Вы помните, как можно превратить цвет в нежный, тревож­ный, тихий? В этом помогают белая, черная и серая краски.

Настроение в картине во многом зависит и от того, как худож­ник положил краску на бумагу или холст. Краска может ложиться густыми, выпуклыми бугорками или ровно, гладко. И тогда можно рассмотреть форму мазков. Они могут быть похожи и на точки, полосочки, волны, запятые (П. Синьяк «Марсельский порт», К. Моне «Скалы в Бель-Иль»).

Красоту природы, ее состояний в разное время года и дня с лю­бовью и мастерством передают русские пейзажисты XIX-XX вв. Когда внимательно смотришь на эти изумительные по красоте по­лотна, возникает ощущение, что ты это видел уже, что ты находил­ся рядом с художником и чувствовал то, что стремился передать живописец. Реалистический пейзаж правдиво передает характер местности и выражает эмоциональное отношение человека к при­роде. Русские художникиXIX-XX вв. славились своей реалистиче­ской школой. Тревожное настроение в природе перед грозой и лив­нем, во время дождя или, наоборот, покой, умиротворение после грозы мастерски, со знанием различных состояний природы пере­даны в следующих картинах художников (показ имеющихся репро­дукций).

— Какие цвета преобладают в пейзажах художников?

— Объясните, почему в картинах разное время суток так разли­чается по цветовому решению? Что изменяет цвет всего, что окру­жает нас в природе? (Освещение.)

III. Работа над заданием.

Сегодня у нас необычное занятие. Будем рисовать по стеклу.

Кто знает, как называется вид искусства, где используются разноцветные стекла?

Учитель рисует на банке расположение элементов композиции, объясняет действия примерно так:

1)Предлагаю нарисовать зимний пейзаж. Закрепляем скотчем схему пейзажа на внутренней стороне баночки. Делим горизонтальной линией поверхность баночки, примерно пополам. Это линия горизонта. Она может быть прямой, а может быть волнистой — изображать холмы. При помощи губки примакивающими движениями наносим белую краску. Кисточкой прорисовываем снеговика, домик, деревья. Используем технику «набрызг» для придания эффекта летящего снега. Дорисовываем детали, работа готова.

А если я хочу изобразить весну, то какие цвета мне использовать? Правильно: розовый, белый, голубой, желто-зеленый. Также, как снег в зимнем пейзаже, наносим «облако» цветущего дерева, свежую молодую травку, прорисовываем детали.

Если кто то хочет изобразить природу в каком либо состоянии, то обязательно продумайте цветовые сочетания и композиционные акценты.

Самостоятельная работа учащихся.

Изобразить контрастные состояния природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.) индивидуаль­но, с помощью подбора цветовой гаммы.

Дополнительное задание может быть дано на разные состояния природы: «Страшная буря», «Грустный вечер», «Светлые дожди», «Солнечное лето», «Утренний дождь весной», «Ураган»,

Прочти композиционные схемы пейзажей

Если ребята были внимательны на прогулках, то они наверняка заметили, что стволы деревьев по-особому нежны, что их никак нельзя изображать грубыми, жесткими цветами (черным, темно-коричневым). Для сравнения — смотрим в окно на деревья. Помо­жет всем цветам стать нежными, певучими белая гуашь или краска, разбавленная большим количеством воды. А черная — для «утяже­ления» цвета, большей его мрачности и напряженности.

Читайте также:  Заполните таблицу ресурсообеспеченность природными ресурсами

Под­бери цветовую гамму к картинам, которые ты видишь в учебнике. Помни об изме­нении цвета по мере приближения к горизонту.

— Теперь попробуйте сами получить возможные оттенки цвета снега (ведь в природе он только неопытному глазу кажется белым). Для этого добавьте белила в яркие краски. Полученные цвета ис­пользуйте, рисуя свой зимний пейзаж.

Экспресс-просмотр выполненных работ. Требования к работам:

— компоновка в листе, пропорциональность, соразмерность, со­ответствие;

— колорит, живописность в образном решении работы, владение материалом, аккуратность исполнения;

— проработка, завершенность, общая выразительность, обобще­ние работы;

— наличие названия работы (на обороте рисунка, карандашом). Уборка рабочих мест.

Рефлексия. Мне очень понравились ваши работы, а как вы оцениваете свой результат? Похлопайте в ладошки, кто доволен своей работой.

Домашнее задание: найти в иллюстрациях к детским книжкам изображения разных настроений в природе.

Источник

План-конспект урока «Изображение природы в различных состояниях»

Цель: Научить изображать разную по характеру природу; совершенствовать навыки работы гуашевыми красками; развивать чувство цвета; Развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус.

Планируемые результаты:

· овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий ;

· умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности ;

· владеют навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках .

· приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

· овладевают художественным (эстетическим) вкусом;

· проявляют художественный вкус, воображение, фантазию;

· используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

w Для учащихся: гуашь, лист бумаги, палитра, кисть, салфетки, стакан с водой;

w Для учителя: гуашь, кисть, бумага, стакан с водой.

Тип урока: урок-упражнение

1. Организационный момент

— здравствуйте, ребята! Тихонько садитесь.

2. Актуализация опорных знаний

Вспомните, какая тема у вас была на прошлом уроке? Что нового вы узнали, чему научились? К.Л.П.

3. Изучение нового материала

— Ребята, скажите, от чего зависит настроение человека?

— А как настроение человека изменяется? Приведите примеры.

— А как вы думаете, есть ли настроение у животных?

— Как изменяется настроение у животных? Р.П.

— А каким образом мы можем понять, как выражают состояние человека или животных на картинах?

— Правильно, по позе, мимике, жестам, используемой цветовой гамме.

— Ребята, если настроение есть у людей и у животных, может ли оно быть у природы?

— Посмотрите на репродукции картин Ивана Константиновича Айвазовского, выдающегося художника – мариниста.

— Ребята, а вы знаете, кого называют маринистами?

— Маринист — это художник, изображающий морские виды, жизнь моря.

— Итак, вы внимательно рассмотрели репродукции картин, скажите, пожалуйста, какие настроения передал художник на этих картинах?

Читайте также:  Закат солнца природное явление

— Если море спокойное, то какое настроение будет у человека? (Радостное, веселое).

— А если море бурное, тревожное, то какое настроение будет у человека? (Грустное, печальное).

Ребята, сейчас вы посмотрите отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке.»

Вы просмотрели фрагмент сказки, а теперь ответьте мне на вопросы.

— Как изображено море? Какое оно? (Спокойное, во второй части бурное).

-Какие цвета использовались при изображении моря? (Синий, голубой цвет).

— Сегодня наша с вами задача изобразить природу в различных её состояниях.

— Итак, скажите, что мы будем изображать? (Море). Л.П.Р.

— Как вы думаете, какое море мы будем рисовать? (Спокойное и бурное).

— Как вы думаете, меняется ли состояние моря в нашей сказке?

— От чего зависит это изменение (по сказке)?

— Так есть ли у моря настроение? (Состояние моря меняется, настроение у моря есть, море слегка разыгралось, помутилось синее море, неспокойно синее море, почернело синее море, на море черная буря)

— А как изображено бурное море?

— Какие цвета использовались? ( Коричневый, синий, фиолетовый)

— Как изображено небо? (Серое, мрачное)

— Посмотрите на ваши рабочие места, у вас лежат 2 альбомных листа.

Сейчас, мы изобразим спокойное море. Р.П.

— Возьмите в руку кисточку и рисуем линию горизонта и нарисуем небо. Верхнюю часть изобразим светло-синим цветом. Чтобы небо получилось равномерно закрашенным необходимо брать чуть больше воды.

— Следующим этапом нарисуем облака, каким цветом мы их изобразим? (Используем белую краску).

— При прорисовывании облаков берем больше краски, меньше воды.

— Облака имеют незначительный сероватый оттенок. Как его получить? (Смешиванием красок).

— Цвет неба делаем понежнее, добавляя белого цвета.

— Солнышко прорисуем, используя несколько смешанных оттенков (Желтый, красный).

— Цвет моря рисуем, синим, светло – зелёным, смешивая с белой краской.

— Море рисуем к себе бледнее, к линии горизонта потемнее.

Вот у нас готов рисунок спокойного моря.

— А теперь, приступаем к рисованию бурного моря.

— Для этого возьмем второй лист.

— Скажите, не приступив к рисованию, можно ли уже сказать, что настроения моря изменилось?

Посмотрите на иллюстрацию из сказки А.С. Пушкина « Сказка о Царе Салтане».

— Посмотрите, какое море изображено? (Бурное).

— Мы рисуем море бурное. Скажите, а цвет неба изменится?

— Рисуем небо серым, с желтоватым оттенком.

— Прорисовываем линию горизонта, обратите внимание, она отличается от предыдущей? (Да. Волнистая, неровная).

— Море у нас будет бурное, темно-синее, с фиолетовым, зеленым оттенком.

— Гребни изобразим более насыщенным фиолетовым оттенком. На гребнях есть пена, давайте её изобразим светло-серым цветом.

4. Закрепление изученного материала

-А теперь нарисуйте море спокойное и бурное по своему. Начинаем работать.

На доске – выставка ваших работ. Я очень рада, что у вас получились такие красивые работы, вы работали аккуратно.

Вам понравился урок? Л.К.

Источник

Оцените статью