- Образ птицы в керамике
- Ознакомление с различными воплощениями темы птиц в керамических изделиях. Птица как символ, знак, а также как художественная составляющая картины. Анализ проявлений орнитоморфных образов в плоскостном решении (рисунки на вазах, барельефы и прочие).
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Рисунок 1. Сосуд в виде совы Рисунок 2. Квасник. Скопинская (II-III вв. Перу, Моче) керамика
- Дымковская птица представлена в виде петухов, индюков, уток; они богато украшены орнаментацией в сдержанной гамме с включением позолоты (рис.4). Декор — роспись чаще всего состоит из полосок, окаймовки, тычков; также клетки, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях.
- Рисунок 3. Петушок и курочка. Филимоновская игрушка
- Рисунок 4.Индюки. Дымковская игрушка
- Образ птицы трансформируется соразмерно времени, в котором живут мастера. Так, изделия приобретают модернистские колористические мотивы. Сказывается влияние стиля и моды на использование художественного образа. Но нельзя однозначно отметить общие черты современных птиц: в некоторых случаях авторы активно используют роскошную орнаментику, получаемую за счет росписи, цвета, или же фактуры, а в ряде других изделий наблюдается минимализм решения, обобщенная стилизованность, отказ от чрезмерного количества декора, сдержанность и гармоничность цветового слова (рис.5).
- Рисунок 5. Пример современного использования орнитоморфных образов в керамике
- Список литературы
- 1 Белый В.М., Савельева О.П. Научные основы методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Магнитогорск, 2013. — 110 с.
- 2 Бобров В.В. Орнитоморфный образ в орнаментальной графике древних народов Западной Сибири // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 4 (3). С.5 — 12.
- 3 Культурология.рф [Электронный ресурс] http://www.kulturologia.ru/blogs/120713/18542/ (Дата обращения 20.10.2016)
- 4 Лыкова Е.С. Развитие творческой деятельности на уроках ИЗО младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства // Научные труды Московского педагогического университета им. В.И. Ленина. Сер. «Гуманитарные науки». М.: Прометей, 1995. С. 184-185.
- 5 Лыкова Е.С. Проблема декоративности в изобразительном искусстве // Научнометодические основы обучения изобразительному искусству. Межвузовский сборник научных трудов. Омск, 2000. С. 90-98.
- 6 Лыкова Е.С. Методика развития декоративности в изобразительной деятельности младших школьников // Проблемы художественного образования. Межвузовский сборник научных трудов. Омск, 1997. С. 40-47.
- 7 Медведев Л.Г., Ломов С.П. К вопросу о композиционной грамоте // Философия образования. 2016. №1 (64). С. 210 — 218.
- 8 Медведев Л.Г. Проблема эстетического воспитания учащихся средних школ на занятиях по изобразительному искусству // Проблемы развития творческих способностей учащихся, студентов на занятиях по изобразительному искусству: Межвузовский сборник научных трудов.
- Омск, 1996. С. 11-20.
- 9 Савельев К.Н. Античная литература: учеб.-метод. пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2013. — 108 c.
- 10 Савельева О.П., Лыкова Е.С. Учебные пособия по изобразительному искусству для общеобразовательной школы: аналитический обзор // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный журнал. 2015. №4. С. 301 — 311. URL: http://vestospu.ru/archive/2015/articles/Savelyeva_Lykova4-16.html (Дата обращения 20.09.2016 г.)
- 11 Уральский изразец. Керамика сегодня [Электронный ресурс] http://www.cultunow.ru/ckds-608-1.html (Дата обращения 20.10.2016)
- 12 Хворостов Д.А. Формирование профессиональных компетенций у студентов направлений подготовки «дизайн» в ходе освоения проектных технологий // European Social Science Journal. 2011. № 2 -1 (41). С. 66 -71.
- 13 Янцен Н.В., Савельева О.П. Русская старина на Урале // Художественное образование: традиции, тренды, перспективы. III Международная научно-практическая конференция. Чита: Забайкальский государственный университет, 2014. С. 294 — 301.
- Размещено на Allbest.ru
- Подобные документы
Образ птицы в керамике
Ознакомление с различными воплощениями темы птиц в керамических изделиях. Птица как символ, знак, а также как художественная составляющая картины. Анализ проявлений орнитоморфных образов в плоскостном решении (рисунки на вазах, барельефы и прочие).
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Электронный научно-практический журнал «МОЛОДЕЖНЫЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» НОЯБРЬ 2016
Электронный научно-практический журнал «МОЛОДЕЖНЫЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» НОЯБРЬ 2016
Омский государственный педагогический университет
Образ птицы в керамике
птица керамический символ барельеф
Орнитоморфные образы в искусстве в целом и керамике в частности занимают целый пласт и находят воплощение в тех или иных сюжетах. Птицы присутствуют на полотнах и в скульптурных композициях, чем доказывают свое важное значение в решении художественного образа керамики. Данная работа посвящена ознакомлению с различными воплощениями темы птиц в керамических изделиях. Рассматриваются такие разделы, как дымковская игрушка, филимоновский промысел, скопинская керамика, а также отдельные памятники древнего искусства. Птица выступает как символ, знак, а также как художественная составляющая картины. Орнитоморфные образы могут проявляться в плоскостном решении, это рисунки на вазах, барельефы, или же в объемно-пространственном исполнении — отдельные фигурки, керамические статуэтки и пр.
Ключевые слова: орнитоморфные образы, керамика, символика, декоративное искусство.
The image of the bird in ceramics
Ornithomorphic images in art in general and ceramics in particular, occupy a whole layer and are embodied in the various subjects. Birds are present on the paintings and sculptural compositions than prove their importance in the decision of the artistic image of ceramics. This work is dedicated to the dissemination of the various incarnations of birds topics in ceramics. We consider such topics as dymkovo toy filimonovsky fishing skopinskaya ceramics, as well as individual monuments of ancient art. Bird stands as a symbol, a sign, as well as the artistic component of the picture. Ornithomorphic images can be shown in a planar solution is drawings on vases, reliefs, or in three-dimensional design — some figurines, ceramic figurines and so forth.
Keywords: ornithomorphic images, ceramics, symbols, decorative art.
Животный мир находится в непосредственной близости, интересует человека с точки зрения разных аспектов: научных, творческих, технических. Эта неисчерпаемая тема нашла отражение в фольклоре, в живописи, прикладном искусстве, как в стилизованных переработках, так и в реалистичном исполнении. Анималистика занимает в искусстве одно из центральных мест. Прежде всего, в декоративно-прикладном, т.к. тематика звериного начала встречается в том или ином виде во всех промыслах и направлениях декоративно-прикладного искусства. Цель данной статьи состоит в анализе основных видов керамического искусства, в которых в той или иной мере находит отражение орнитоморфный мотив: народные промыслы, авторские разработки. В качестве базы послужили материалы по мифологии и истории декоративного искусства, а так же разработки Х. Бернье «Птицы в искусстве древних андских культур» [3], а также статьи Боброва В.В. [2], Лыковой Е.С. [4], Савельевой О.П., Янцен Н.В. [13] и др.
Изучение образного содержания произведений декоративного искусства необходимо не только для самостоятельного творческого поиска художника [7], дизайнера [12] или мастера прикладного искусства, а так же как мощное средство художественного образования детей и подростков [1, 5, 10].
Широкое представление животного мира просматривается в скопинской керамике, дымковской и филимоновской глиняных игрушках. Отдельное внимание среди них заслуживают орнитоморфные образы — птица Скопа, индюки и петухи, свистульки и т.д.
Одним из самых распространённых зоо-образов является птица. Связано с тем, что птица выступала как образ божественной, космической сущности. Она — это соединение всех стихий. Вода — это водоплавающие птицы; воздух — птичий полет; земля — гнездование; огонь — мифические фениксы или Жар-птица. Птицу олицетворяли с душой, способной улететь в иной мир, что само по себе наполнено мистификацией, заслуживающей трепета перед ее образом.
Символ птицы пролегает через всю культуру начиная с эпохи Древнего мира. Египтяне в образах богов соединяли фигуры людей и птиц. Особым смыслом и силой обладали мифологические птицы у древних греков [9]. Орнитоморфный образ выступает неотъемлемым компонентом воплощения мировоззрения людей в материальных объектах. Использование данного элемента служило не столько фактом отображения повседневной реальности, сколько носило глубокий космологический, мифологический и культовый смысл. Кроме того, интересно возникновение синтеза образа человека и птицы.
Тема нашла свое отражение не только в ряде мифических преданий, но и во многих примерах керамики (с одинаковой популярностью — рельефной, плоской и объемной скульптуре). Так, например, на древнерусских изразцах рисовали крупную птицу с открытым клювом — «оглядыш». На других плитках появляется птица неясыть, по легенде выклёвывающая свою грудь, чтобы накормить птенцов. Присутствует на изразцах изображение ворона, несущего в лапе початок, другой лапой опирающегося на какой-то причудливый цветок. Есть изображения индюков и сказочной жар-птицы — павлина с распущенным хвостом [11].
На изразцах часовни Спаса-Убруса изображен излюбленный в народном искусстве мотив — вещая птица Сирин, полудева, полуптица, родная сестра сладкозвучных сирен классической Эллады. Образ «птицы-души» — райской птицы Сирин встречается в произведениях древней письменности; на золотых ювелирных изделиях; на расписных деревянных прялках Севера; в керамике многих Строгановских построек XVII — нач. XVIII веков [2].
Следует также сказать об изображении птиц на глиняной посуде. В статье Боброва В.В. рассматриваются примеры, которые были распространены в западносибирском пространстве — Урал и Зауралье, подкрепленные исследованиями Косинской Л.Л. относительно характера орнитоморфного орнамента в самых ранних упоминаниях. Некоторые из примеров выполнены в геометрическом типе орнамента, а другие выполнены в линейном стиле [2]. Это различные сюжеты с участием птиц на мифологические темы.
В народном прикладном искусстве встречается посуда, изображающая птиц в объемном эквиваленте. Сосуд в виде совы — яркий пример (рис.1). Также «птичьи» глиняные сосуды в большом количестве распространены в традиции скопинской керамики (рис. 2), отвечающие технологическим и композиционным требованиям промысла и керамического искусства в целом.
Особое значение орнитоморфному образу отводится в скопинской керамике. Связано это с тем, что наименование города и промысла происходит от названия птицы Скопа — «речной орёл», «птица-рыболов». Прежде всего, темы промысла это — царь-птица Скопа и двуглавые орлы, мудрозадумчивые петухи и настороженные наседки с цыплятами, уточки, лебедь и просто разные птицы
Электронный научно-практический журнал «МОЛОДЕЖНЫЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» НОЯБРЬ 2016
Электронный научно-практический журнал «МОЛОДЕЖНЫЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» НОЯБРЬ 2016
Рисунок 1. Сосуд в виде совы Рисунок 2. Квасник. Скопинская (II-III вв. Перу, Моче) керамика
В филимоновском промысле (рис. 3) образ птицы представлен через свистульку, в отличие от дымковской, где свисток может не включаться в изделие. Свисток также связан с идолопоклонством и мистификацией, хотя постепенно это значение было утрачено, оставив за собой только музыкальные свойства.
Дымковская птица представлена в виде петухов, индюков, уток; они богато украшены орнаментацией в сдержанной гамме с включением позолоты (рис.4). Декор — роспись чаще всего состоит из полосок, окаймовки, тычков; также клетки, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях.
Рисунок 3. Петушок и курочка. Филимоновская игрушка
Рисунок 4.Индюки. Дымковская игрушка
Образ птицы трансформируется соразмерно времени, в котором живут мастера. Так, изделия приобретают модернистские колористические мотивы. Сказывается влияние стиля и моды на использование художественного образа. Но нельзя однозначно отметить общие черты современных птиц: в некоторых случаях авторы активно используют роскошную орнаментику, получаемую за счет росписи, цвета, или же фактуры, а в ряде других изделий наблюдается минимализм решения, обобщенная стилизованность, отказ от чрезмерного количества декора, сдержанность и гармоничность цветового слова (рис.5).
Рисунок 5. Пример современного использования орнитоморфных образов в керамике
Птицы в керамике предоставляют возможность разнообразить творческие отражения окружающего мира. Их эстетический потенциал создает условия для реализации положительных тенденций развития традиционной культуры. Рассмотрев различные направления керамического искусства, мы можем также отметить, что образ птицы считается одним из самых излюбленных мотивов, так как присутствует во всех направлениях. Данный факт в то же время говорит о том, что данная тема является всеобъемлющей и богатой для изучения. Причем применения не только в самостоятельном творчестве, но и в художественном образовании [6, 8, 10].
Список литературы
1 Белый В.М., Савельева О.П. Научные основы методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Магнитогорск, 2013. — 110 с.
2 Бобров В.В. Орнитоморфный образ в орнаментальной графике древних народов Западной Сибири // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 4 (3). С.5 — 12.
3 Культурология.рф [Электронный ресурс] http://www.kulturologia.ru/blogs/120713/18542/ (Дата обращения 20.10.2016)
4 Лыкова Е.С. Развитие творческой деятельности на уроках ИЗО младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства // Научные труды Московского педагогического университета им. В.И. Ленина. Сер. «Гуманитарные науки». М.: Прометей, 1995. С. 184-185.
5 Лыкова Е.С. Проблема декоративности в изобразительном искусстве // Научнометодические основы обучения изобразительному искусству. Межвузовский сборник научных трудов. Омск, 2000. С. 90-98.
6 Лыкова Е.С. Методика развития декоративности в изобразительной деятельности младших школьников // Проблемы художественного образования. Межвузовский сборник научных трудов. Омск, 1997. С. 40-47.
7 Медведев Л.Г., Ломов С.П. К вопросу о композиционной грамоте // Философия образования. 2016. №1 (64). С. 210 — 218.
8 Медведев Л.Г. Проблема эстетического воспитания учащихся средних школ на занятиях по изобразительному искусству // Проблемы развития творческих способностей учащихся, студентов на занятиях по изобразительному искусству: Межвузовский сборник научных трудов.
Омск, 1996. С. 11-20.
9 Савельев К.Н. Античная литература: учеб.-метод. пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2013. — 108 c.
10 Савельева О.П., Лыкова Е.С. Учебные пособия по изобразительному искусству для общеобразовательной школы: аналитический обзор // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный журнал. 2015. №4. С. 301 — 311. URL: http://vestospu.ru/archive/2015/articles/Savelyeva_Lykova4-16.html (Дата обращения 20.09.2016 г.)
11 Уральский изразец. Керамика сегодня [Электронный ресурс] http://www.cultunow.ru/ckds-608-1.html (Дата обращения 20.10.2016)
12 Хворостов Д.А. Формирование профессиональных компетенций у студентов направлений подготовки «дизайн» в ходе освоения проектных технологий // European Social Science Journal. 2011. № 2 -1 (41). С. 66 -71.
13 Янцен Н.В., Савельева О.П. Русская старина на Урале // Художественное образование: традиции, тренды, перспективы. III Международная научно-практическая конференция. Чита: Забайкальский государственный университет, 2014. С. 294 — 301.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
История развития художественной обработки металла в Удмуртии с древности до наших дней. Воплощение образов религиозно-мифологической картины мира в изделиях, выполненных ковкой. Особенности стиля выполнения ювелирных украшений разных областей Удмуртии.
Использование образов в искусстве. Символическое значение сада как художественного образа, его использование в кинематографе. Сад как образ целой жизни, символ преемственности поколений, общей культуры и традиций в фильмах «Земля», «Черный монах».
Наскальные изображения животных. Символы и образы птиц в народном искусстве. Разнообразные глиняные птицы, «гудки», «свистульки», «дудки». Герои русского фольклора. Изображение птицы в русской народной вышивке. Птичье яйцо в народном искусстве.
Понятие знака как материального предмета (явления, события), используемого для передачи сообщений (информации, знаний). Сопоставление предметного образа и глубинного смысла в основе понятия «символ». Древние символы и знаки в повседневной жизни человека.
Типология художественных образов. Заговоры как объект научного изучения. Православно-языческий синкретизм в образной системе русских заговоров. Специфические особенности художественных образов заговоров. Картины и модели мира в структуре заговоров.
Источник