Изобразительно выразительная природа искусства

Статьи по теме

Выразительные средства в живописи или основы языка изображения

Язык изобразительного искусства является языком выразительной формы. Он имеет свои свойства наглядности и осязательности.

Главные изобразительные средства – это линия, пятно, цвет и тон.

Все элементы этого языка представляют собой средства выразительности.

Линия подсказывает нам характер и смысл изображения.

Самое главное в создании произведения искусства – это формирование верного замысла. То, как ярко будет выражена идея художника, зависит от его мастерства.

Основными выразительными средствами в изобразительном искусстве являются рисунок, композиция и колорит.

Язык изобразительного искусства должен знать не только мастер, но и зритель. Ведь для того, чтобы понять, проанализировать то или иное произведение искусства, необходимо иметь соответствующие знания.

Лукас Кранах Старший Мадонна с младенцем Эрмитаж

И. К. Айвазовский Христос, идущий по воде

К художественно – выразительным средствам живописи относятся цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст,колорит, форма, композиция, фактура.

Цвет. Каждый живой и неживой предмет имеет свой цвет. Также как и цвет, огромную роль играет освещенность. Воздействия цветовой окраски, расположение в пространстве, состояние воздуха влияет на цвет. Красота, которой мы восхищаемся и которую мы любим – красочное богатство действительности, или иначе цвета.

Художник передает с помощью цвета, цветовых ощущений, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов все разнообразие настроения, чувства. А к ним относиться – радость, ожидание, тревога, грусть, нежность.

Мазок в живописи – след кисти с краской, оставленный художником на холсте, бумаги, картоне. Техника зависит от индивидуальной манеры художника, она очень разнообразна.

Линия и пятно – четкое очертание краской конкретного предмета на полотне. Пятно – тональное, силуэтное изображение объекта. Например, чтобы лучше понять это выражение, разберем пятно – снежную ель на фоне дальнего неба. Или холм в темном ночном небе. Линию легче представить, посмотрев на любую картину. Четкие линии очертания тени того или другого предмета, усиливающие чувства грусти или радости.

Цветовой и световой контраст в живописи, примером может служить резко выделяющие светлые и темные отношения пятен, участков картины.

Колорит — система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства.

Фактура — поверхность красочного слоя произведения живописи: глянцевитая или матовая, слитная или прерывистая, гладкая или неровная.

Композиция – расположение всех предметов, элементов и частей произведения в определенной системе и последовательности для лучшего раскрытия художественного образа.

Здесь же мы рассмотрим форму и конструкцию (строение) предмета, увидим художественно-выразительные средства – тон, штрих, линия.

Форма предметов определяется очертаниями, контуром, силуэтом. В упрощенном виде – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. Каждый предмет в упрощенном виде похож на геометрическую фигуру. Например, мяч – круглую форму, телевизор – прямоугольник, карнавальная шапочка клоуна – треугольник.

Читайте также:  Абхазия где природа красивей

Конструкция (строение) предметов – основа форы, каркас строения предметов. Конструкция каждого предмета является то или иное геометрическое тело. Геометрические тела – цилиндр, шар, конус, параллелепипед, куб, пирамида. Очень часто рассматривая предмет, мы видим, что он имеет несколько геометрических тел. В рисовании имеет место метода прорисовки, или его чаще называют «сквозняк», когда рисуешь его строение, конструкцию, которые не видны нашему глазу.

Силуэт в изобразительном искусстве (графическая техника) – это вид графического изображения предмета. Это однотонное, плоскостное изображение предмета. Обычно силуэты рисуют тушью на светлом фоне, ил на черном фоне белилами, либо вырезают из темной или светлой бумаге фигуру, и приклеивают на лист другого тона.

Композиция в изобразительной графике – расположение всех предметов, элементов и частей произведения в определенной системе и последовательности для лучшего раскрытия художественного образа. Композицию представляют в круге, в квадрате, овале, в прямоугольнике.

Выразительные средства живописи, последовательность выполнения тематической композиции, художник, предварительно делает эскизы, этюды, рисунки, наброски, создает тем самым картину.

Источник

Билет № 4. Выразительные средства разных видов искусства: музыки, живописи, графики, литературы, скульптуры

В живописи художественный образ создается при помощи рисунка и цвета. В качестве предмета изображения может быть выбрана картина жизни (бытовая, историческая, героическая), картина природы, человек, животные, предметы неживой натуры и многое другое. В зависимости от изображаемого можно выделять жанры живописи: исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, портрет, натюрморт.

Графика — вид изобразительного искусства, где в качестве основного выразительного средства используется рисунок. К графике относятся и печатные художественные произведения — линогравюра, ксилография, литография, эстамп, экслибрис. Хотя для графики наиболее характерны контурная линия, штрих и пятно, нельзя сказать, что здесь совсем не применяется цвет. Правда, он не несет такой значительной эстетической нагрузки, как в живописи.

В отличие от живописи и графики, дающих плоскостное изображение предмета, скульптура имеет объем. Объектом изображения скульптора чаще всего становится человек, реже — природа или животные. Скульптура создается в реальном пространстве по законам гармонии и ритма и составляет единую композицию с природой или интерьером. Из разновидностей скульптуры надо назвать круглую (статуя) и рельеф (скульптурное изображение, расположенное на плоскости).

Литература — это запечатленный и выраженный посредством слова образ времени, документ и памятник, носитель художественной традиции. Литература – универсальная форма общения, не знающая преград — временных, возрастных, сословных, религиозных.

Главным выразительным средством музыки принято считать звук, который и создает художественный образ. Звук имеет интонационную природу. Интонация воспроизводит оттенки звучащей речи, определенный темп и ритм. Выразительность музыкального образа достигается посредством мелодии, композиции, гармонии, ритма.

Читайте также:  Водообмен воды в природе

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Средства художественной выразительности (ИЗО, МХК)

Презентация рассказывает, какими средствами выразительности воздействует на человека произведение изобразительного искусства, вызывая определенные образы, ассоциации.

Описание разработки

К общим средствм художественной выразительности отнсятся: композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм…

Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации.

Всё в природе имеет определённый цвет, который под влиянием освещения и удалённости от зрителя может меняться.

Живопись передаёт всё цветовое богатство мира с помощью красок.

С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художник выражает разнообразные чувства и настроения — радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

презентация средства художественной выразительности

Композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.

Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения.

Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.

Содержимое разработки

 Средства художественной выразительности Презентацию подготовила Пушкина Е.Г., учитель ИЗО БОУ «Новокемская СОШ»

Средства художественной выразительности

Презентацию подготовила Пушкина Е.Г., учитель ИЗО БОУ «Новокемская СОШ»

К общим средствм художественной выразительности отнсятся: композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм… Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации.

К общим средствм художественной выразительности отнсятся: композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм…

Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации.

А.И. Куинджи. Закат в степи на берегу моря Всё в природе имеет определённый цвет , который под влиянием освещения и удалённости от зрителя может меняться. Живопись передаёт всё цветовое богатство мира с помощью красок. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художник выражает разнообразные чувства и настроения — радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

Закат в степи на берегу моря

Всё в природе имеет определённый цвет , который под влиянием освещения и удалённости от зрителя может меняться.

Живопись передаёт всё цветовое богатство мира с помощью красок.

С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художник выражает разнообразные чувства и настроения — радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

Композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения. Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.

Композиция это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения. Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.

В изобразительном искусстве различают композиции: вертикальную горизонтальную диагональную Каждая по-разному воздействует на зрителя Вертикальная – придает художественному произведению порыв, движение вверх; горизонтальная – статичность, спокойствие, движение мимо зрителя; диагональные - передают динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства. Одни и те же предметы, расположенные по вертикали или по горизонтали, по-разному воспринимаются зрителем, так как вызывают различные ассоциации.

В изобразительном искусстве

воздействует на зрителя

Вертикальная – придает художественному произведению порыв, движение вверх;

горизонтальная – статичность, спокойствие, движение мимо зрителя;

диагональные — передают динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства.

Одни и те же предметы, расположенные по вертикали или по горизонтали, по-разному воспринимаются зрителем, так как вызывают различные ассоциации.

Горизонтальная композиция

Горизонтальная композиция

Вертикальная композиция

Вертикальная композиция

Диагональная композиция

Диагональная композиция

 В изобразительном искусстве форма — это очертание, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе». Каждая форма имеет свой характер. Квадрат — законченная, устойчивая форма -выражает утверждающие образы, ей не свойственно движение, полет. Треугольник — активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма —возможность движения, выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной. Круг — наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мироздания), поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь». Текучая форма амебы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией, пессимизмом.

В изобразительном искусстве форма — это очертание, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе». Каждая форма имеет свой характер. Квадрат — законченная, устойчивая форма -выражает утверждающие образы, ей не свойственно движение, полет. Треугольник — активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма —возможность движения, выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной. Круг — наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мироздания), поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь». Текучая форма амебы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией, пессимизмом.

Читайте также:  Изменение природных комплексов во времени

На картине изображена бродячая труппа акробатов. С мастерской точностью художник нашел меру равновесия в композиции этой картины. Он противопоставил гибкую балансирующую фигурку юной гимнастки неподвижному, словно неотделимому от сиденья – куба, атлету на переднем плане. В сопоставлении двух фигур - раскрывается ведущая тема творчества Пикассо

На картине изображена бродячая труппа акробатов. С мастерской точностью художник нашел меру равновесия в композиции этой картины. Он противопоставил гибкую балансирующую фигурку юной гимнастки неподвижному, словно неотделимому от сиденья – куба, атлету на переднем плане.

В сопоставлении двух фигур — раскрывается ведущая тема творчества Пикассо «розового» периода: лирическая тема дружбы, внутреннего единства людей, которых сближает тяжелый труд артиста.

Девочка на шаре.

1905. Холст, масло.

Линия тоже имеет свою форму, которая выражает образ. Она может быть стремительной или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хаотичной и тем самым формирует различные образы.

Линия тоже имеет свою форму, которая выражает образ. Она может быть стремительной или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хаотичной и тем самым формирует различные образы.

На картине Ивана Шишкина «На севере диком. » линия и пятно как художественно-выразительные средства представлены с удивительной силой. Огромное пятно заснеженной и застывшей, как в волшебном сне, могучей сосны чётко выделяется на фоне иссиня-голубоватого тёмного ночного неба. Пятном на снегу смотрится и падающая тень от сосны, стоящей на крутом холме. Линия искрящегося, освещенного луной снега на ветках сосны и чёткие линии очертания тени от сосны поразительно усиливают чувства печали, грусти, которыми пронизана вся картина.

На картине Ивана Шишкина «На севере диком. » линия и пятно как художественно-выразительные средства представлены с удивительной силой.

Огромное пятно заснеженной и застывшей, как в волшебном сне, могучей сосны чётко выделяется на фоне иссиня-голубоватого тёмного ночного неба. Пятном на снегу смотрится и падающая тень от сосны, стоящей на крутом холме.

Линия искрящегося, освещенного луной снега на ветках сосны и чёткие линии очертания тени от сосны поразительно усиливают чувства печали, грусти, которыми пронизана вся картина.

Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или расформированными. В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются в плакатной и книжной графике и в мультипликации, а также в современной скульптуре.

Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или расформированными. В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются в плакатной и книжной графике и в мультипликации, а также в современной скульптуре.

Цветовой контраст Тоновой контраст Примером использования цветового и тонового контраста в живописи является картина Архипа Куинджи «Берёзовая роща». На пейзаже ярко прослеживается цветовой контраст между густой, тёмно-зелёной массои дальнего леса и яркой желтизной зелени освещенного солнцем луга и листьев впереди стоящих берёз. Одновременно этот контраст является и тоновым — тёмная масса дальнего леса и светлая освещенная поляна. Также контрастны стволы берёз на свету и в тени, дальний лес и небо.

Цветовой контраст

Тоновой контраст

Примером использования цветового и тонового контраста в живописи является картина Архипа Куинджи «Берёзовая роща».

На пейзаже ярко прослеживается цветовой контраст между густой, тёмно-зелёной массои дальнего леса и яркой желтизной зелени освещенного солнцем луга и листьев впереди стоящих берёз.

Одновременно этот контраст является и тоновым — тёмная масса дальнего леса и светлая освещенная поляна. Также контрастны стволы берёз на свету и в тени, дальний лес и небо.

А. Куинджи «Берёзовая роща».

А. Куинджи «Берёзовая роща».

В изобразительном искусстве фактура — это характер обработки поверхности изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами. Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, мазок, наложение красочных слоев, удары резца, полировка.

В изобразительном искусстве фактура — это характер обработки поверхности изделия

декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи

особенностей реальных предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами.

Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, мазок, наложение красочных слоев, удары

резца, полировка.

Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов работы, Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение морских волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям. С помощью ритма можно выразить состояния покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.

Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов работы, Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение морских волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям. С помощью ритма можно выразить состояния покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.

Рассмотрим изображения античного храма, готического собора, православной церкви. Какие ассоциации вызывают у вас пропорции этих архитектурных сооружений?

Рассмотрим изображения античного храма, готического собора, православной церкви. Какие ассоциации вызывают у вас пропорции этих архитектурных сооружений?

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

-82%

Источник

Оцените статью